Психологические концепции личности



Непосредственной психологической основой социально-педагогической работы являются, прежде всего, психологические концепции личности и её развития, мотивация поведения индивида, и особенности группового поведения и межличностных отношенийв группе. Особое место среди психологических теорий занимает психологическая концепция жизненного пути, которая является достаточно общей и по своему смыслу и содержанию, и  

связывает, психологию личности и психологию развития.

Проблема личности является предметом не только всей совокупности психологических наук. В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.

К настоящему времени сложилось множество теорий, концепций личности и её развития; обобщая, их можно свести к четырем основным группам: бихевиористические, психоаналитические, гуманистические концепции и «личность как носитель сознания» – направление, развивающееся в отечественной психологии. Сразу оговоримся, что в практике социальной работы специалисты редко используют какой-то подход в «чистом» виде; чаще всего в практике выбирают тот подход, который оказывается наиболее эффективным для каждого конкретного случая.

Бихевиористские концепции личностиисходят из представления о том, что объективным является только поведение человека, которое и должно стать предметом психологии. Научное толкование поведения возможно только в анализе связи между стимулами и поведенческими реакциями, которые проявляются человеком.

Именно на этот подход опираются специалисты при проведении различного рода тренингов, направленных на обучение человека правильному поведению в различных ситуациях, на выработку у человека привычки поступать правильно.

Психоаналитические теории (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)

В основе психоанализа лежит представление о том, что структура личности складывается из трех основных начал:

«Оно» – глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, вокруг которого наслаиваются другие элементы.

«Сверх – Я» – сфера долженствования, совесть, моральная цензура, которая возникает как усвоенные в раннем детстве на бессознательном уровне запреты; руководствуется принципом долга.

«Я» – сознательная подструктура личности, сфера осозщнавания. «Я» является своеобразным посредником между «Оно» и «сверх-Я», и руководствуется «принципом реальности», который предполагает переключение асоциальных импульсов «Оно» в русло социально приемлемого поведения.

З.Фрейд разработал классификацию защитных механизмов, которые помогают затормозить прорыв импульсов Оно и снимают или снижают тревогу и частично разрешают конфликты «Я» и «Оно». Защитные механизмы действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана. Эти механизмы искажают восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для организма. Он выделил и описал такие защитные механизмы как вытестнение, проекция, замещение; рационализация, регрессия; отрицание, сублимация, и другие.

Для социального работника знание основ психоанализа важно потому, что он действительно описывает многие модели дезадаптивного поведления. Кроме того, на основе психоанализа строится много моделей психотеравпевтической работы. Знание механизмов психологических защит поможет социальному работнику понять особенности поведение клиента и избежать многих ошибок в выстраивании взаимодействия.

К.-Г. Юнгу, ученику и последователю З.Фрейда, принадлежит важная идея коллективного бессознательного как наиболее глубоко лежащего слоя в сфере бессознательного, как хранилища следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. Наиболее «практичным» является учение К.Юнга о психологических функциях и особенно его типология личности, послужившая основой для разработки целого ряда психотехнологий, в частности, психо-диагностических методов в социальной работе.

Другой ученик З.Фрейда Альфред Адлер выдвинул ряд идей, среди которых можно отметить принцип единства личности (в противовес разделения ее на «Я», «Оно» и «Сверх - Я» у Фрейда) и подчеркивал роль социального, а не биологического в мотивационной структуре человека. Согласно Адлеру, индивид из-за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство и утвердиться среди других, он актуализирует свои творческие возможности.

Человек может преодолеть чувство неполноценности благодаря тому, что в  его психике формируются специальные механизмы для возведения «компенсирующей душевной надстройки». Эти механизмы – так называемая «компенсация» или «сверхкомпенсация» – являются, согласно Адлеру, причиной развертывания деятельности человека, но не конечной целью, объясняющей его поведение. Понять человека, то есть выяснить смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению Адлера, возможно лишь тогда, когда индивид будет стремиться к «личному идеалу», к «совершенству».

Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека. По Адлеру, каждому человеку присуще бессознательное «стремление к власти». Поэтому изучение социальных побуждений сводится у него к расшифровке вытесненных желаний властвования, превосходства над другими. Отвергая биологизм Фрейда, а за ним и Юнга, Адлер в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. Если Фрейд в поисках мотиваций поведения человека сосредоточивал внимание на выявлении причин действий человека, то для Адлера причинность не играет важной роли. Для объяснения действия индивида нужно знать конечную цель его устремлений, ибо только она может объяснить поведение человека, «бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неустроенность».

Конечной целью развития человека является стремление к самосовершенствованию, к достижению «Самости». В этом смысле Адлер акцентирует внимание на активном принципе человеческой жизни, на самодеятельности человека.

Идеи А.Адлера получили широкое признание и оказали значительное влияние на развитие индивидуальной и клинической психологии, . оказали воздействие на разработку концепций Э.Фромма, К.Хорни, Г.Олпорта, А.Маслоу, В.Франкла.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 585; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!