Системно-структурное строение личности



Обобщением всех этих концепций и идей может выступать системно-структурная модель личности, принадлежащая Д.А.Леонтьеву. В соответствии с этой моделью, в структуре личности выделяется четыре иерархических уровня, границы между которыми достаточно условны:

· Высший уровень – это уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет или каркас, на который наслаивается, нанизывается все остальное.

· Второй уровень – отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть по сути то, что обозначается понятием «внутренний мир человека».

· Третий уровень – это экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку – характер, способности и социальные роли.

· Четвертый уровень – особенности психофизиологической и конституциональной организации человека (темперамент, пол, возраст, конституциональные особенности).

Более подробный анализ начнем, однако, с верхнего, внешнего слоя личности, психофизиологических предпосылок её станвления.

Вопрос об анатомо-физиологических предпосылках формирования у человека определенных психологических особенностей, чрезвычайно важный и сложный. Сложность этой проблемы заключается еще и в том, что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которых эти свойства проявляются и оцениваются, однако некоторые закономерности можно проследить и необходимо учитывать в социальной работе.

Например, половые и гендерные особенности поведения и социализации определяются биологическими предпосылками, но и социокультурными особенностями среды. Социальный пол, или гендер, присваивается человеком через принятие половой роли. Под половой ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину). Так, в каждой культуре поощряются те формы поведения, которые соответствуют половым ролям, принятым в ней, и наоборот, порицаются несоответствующие.

Поэтому, например, в российской православной по своей сути культуре от женщины чаще ожидается покорное, послушное поведение; её призвание и главное предназначение в этой культуре – материнство. Карьерные устремления женщины если не осуждаются, то и не поддерживаются. Таким образом, в нашей культуре женщине значително труднее сделать профессиональную карьеру. С другой стороны, такое понимание полоролевого поведения ведет к относительной безответственности мужчин за воспитание детей.

К индивидным особенностям относятся также конституция (морфология, анатомия) тела. В работе «Строение тела и характер» Э Кречмер попытался увязать психологические особенности, в первую очередь психические заболевания, с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что определенной конституции соответствует определенный психический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между выделенными им типами телосложения, типами характера и психическими заболеваниями.

Астенический тип характеризуется слабым развитием скелета и мускулатуры; это человек худой, с узкими плечами, с тонкими костями, с плоской грудной клеткой, с тонким животом, с такими же руками и ногами. Такой человек наделен сдержанностью манер и движений, чрезмерной физиологической реактивностью, склонностью к одиночеству, чрезмерным умственным напряжением, повышенным уровнем внимания, тревожностью, скрытностью чувств, эмоциональной сдержанностью, беспокойными движениями глаз и лица, страхом перед социальными контактами.

Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры. Ему присущи уверенность в осанке и движениях, энергичность, потребность в движении, стремление к власти, любовь к риску, решительные манеры, храбрость, агрессивность, психологическая нечувствительность, безразличие к боли, соответствие внешнего вида более зрелому возрасту в юности, и более молодому – в зрелости;  настойчивость, тяга к действию в тяжелую минуту.

Пикнический тип отличается средним ростом, плотной фигурой, большим животом, круглой головой и маленькой плотной шеей. Ему свойственны такие черты, как расслабленность, замедленность реакций, любовь к пище и вообще к телесным удовольствиям, удовлетворение от пищеварения, потребность быть среди людей, приветливость со всеми, жажда похвалы и одобрения, ориентация на других людей, стабильность эмоциональных проявлений, терпимость.

Темперамент – формально-динамическая составляющая поведения человека, проявляющаяся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результату. Физиологической основой темперамента выступает нейродинамическое соотношение коры головного мозга и подкорковых процессов. Темперамент связан с системой гуморальных и эндокринных факторов, но не определяется только ими. Существенным для темперамента является возбудимость подкорковых центров, влияющих на особенности динамики, статики, и вегетативных проявлений психической деятельности.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.

Современными учеными выделяется более широкий спектр характеристик темперамента: сила, степень динамической устойчивости, напряженность, скорость протекания, темп,  ритм,  амплитуда психических процессов; способ перехода от медленных к быстрым темпам; впечатлительность,  импульсивность; эмоциональная возбудимость.  

Все эти свойства организма являются лишь предпосылками становления личности, потому что описывают особенности её реакий, внешних проявлений, но не могут влиять на её цели, мотивы и убеждения. Но их учет важен в организации работы с человеком, в выборе стиля взаимодействия с ним.

Внешняя оболочка личности

К внешнему, или инструментально-экспрессивному уровню личности относятся характер, социальные роли и способности личности.

Характер – обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки, и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие.

Первый и решающий вопрос для определения характера каждого человека – это вопрос о том, по отношению к чему, к какой сфере задач, целей и т.д. делает человека определенным его характер. Иной человек, кажущийся сначала лишенным характера в силу своей податливости в вопросах обыденной жизни, для него не значимых, пока они не затрагивают существенных для него сфер, вдруг раскрывается как сильный характер – твердый, непреклонный, как только перед ним встают существенные, значимые для него вопросы, задачи, цели. Значительность характера определяется тем, в какой мере то, что существенно для данного человека, является также и объективно существенным, в какой мере значимым для индивида оказывается общественно значимое.

Каждая историческая эпоха ставит перед человеком определенные задачи и в силу объективной логики вещей требует от него как самого существенного определенности в отношении именно этих задач. Большой, значительный характер – это характер, который подразумевает определенность человека по отношению к этим объективно существенным задачам. Там, где есть эта определенность в существенном, большом, принципиальном, она неизбежно скажется и в малом, выступая иногда в нем с симптоматической показательностью. Проявляясь в делах и поступках человека, характер в них же и формируется. Выражающееся в мотивахотношение человека к окружающему, проявляясь в действии, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты или свойства характера.

Рассмотрим некоторые мифы, существующие по отношению к характеру:

1. Характер биологически определен, и с этим ничего нельзя поделать. Действительно, биологической основой характера является темперамент, но он определяет лишь форму проявления характера, который заключается прежде всего в отношениях, мотивах и поступках личности.

2. Характер полностью воспитуем, можно сформировать любой характер по желанию при специально организованной системе воздействий.

3. Есть такая очень серьезная вещь, как национальный характер, то есть существуют очень сильно отличающиеся друг от друга структуры характера, присущие разным нациям, которые существенным образом влияют на индивидуальный характер всех представителей данной нации.

Действительно, у характера есть и макросоциальная сторона. По поводу национального, социального характера идет очень много споров в литературе. Достоверно выяснилось лишь то, что действительно существуют очень сильные стереотипы в отношении национального характера, то есть что представители одних наций демонстрируют достаточно стойкие убеждения в существовании у других наций определенных комплексов черт, которые фиксируются, например, в анекдотах на национальную тему.

Господствующая направленностьчеловека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему – к вещам, к людям к самому себе. Поскольку эта избирательность служит побуждением к действиям и поступкам человека, а в этих последних характер не только проявляется, но и формируется, они участвуют в формировании характера.

Поскольку характер выражается прежде всего в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках.

Интегральной характеристикой личности, чертой ее характера, является ее устойчивость, которая детерминирует все основные процессы в личности: мотивы образования, возможность формирования надситуативной активности, целеполагание, принятие решений, фрустрационную и стрессовую пластичность и т.д. Поведение неустойчивой личности отличается неспособностью преодолевать трудности. Для такой личности характерны: переоценивание вероятности неудачи недооценивание возможности получения предметов потребности, благ; общая несбалансированность психофизиологичекой организации (чаще всего в форме психопатии).

Способности.

Следующая подструктура личности на экспрессивно-инструментальном уровне – способности. Не подлежит сомнению, что люди очень значительно разнятся как по степени, так и по характеру развития у них способностей. Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. О способностях ходит, пожалуй, больше всего противоречащих друг другу мифов:

1. Способности заложены в человеке от рождения.

2. Любые способности можно сформировать.

3. Люди изначально равны по своим способностям.

Действительно существует биологическая основа способностей в виде врожденных задатков. Но, поскольку различные виды деятельности можно выполнять различными способами, то одна и та же способность может сформироваться на основе разных задатков. То есть задатки неспецифичны по отношению к способностям, и на основе только биологических задатков нельзя точно предсказать, какие именно способности разовьются, сформируются на их основе. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, а могут и одновременно несколько способностей или же ничего. Многое здесь зависит от наследственности, то есть от тех норм, правил, ценностей, которые существуют в семье ребенка при его рождении и жизни. У ребенка, рожденного в семье музыканта намного выше вероятность стать музыкантом, потому что к этому располагает весь строй жизни, с самого рождения. С другой стороны, наследственно обусловленное вовсе не должно выступать уже оформившимся к моменту рождения; так, несомненно, наследственно обусловленные изменения, связанные с половым созреванием, наступают, однако, в более или менее отдаленный от рождения период. Практика обучения, мотивация, воля может компенсировать не самые благоприятные задатки и способности и может привести к успеху за счет формирования индивидуального стиля, то есть такой индивидуальной организации деятельности, при которой бы использовались в максимальной степени сильные стороны человека, и, наоборот, компенсировались бы слабые стороны.

Способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, они в деятельности и формируются.

Роли

Социальная роль как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий относительно его поведения в этой ситуации.  

В психологии различают два класса ролей – конвенциональные и неформальные. Конвенциональные роли – это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли, роли пассажира, покупателя, избирателя, роли семейные и т.д. Неформальные роли – это тоже некоторые устойчивые шаблоны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Каждый человек в жизни играет множество ролей, но не на самом деле не роль определяет человека, а человек решает, как ему исполнять ту или иную роль.

Внутренний мир личности

Как мы убедились, характер, способности и роли – это еще не личность. Точнее, их можно включить (и обычно включают) в личность в широком ее понимании, но личность в узком, более точном ее понимании, то, в чем заключается ее суть, – это что-то другое. Что же это? Ответ будем искать в том, чем определяется поведение, поступки человека.

Ответ, кажется, лежит на поверхности – в основе всех потупков и у человека, и у животных лежат потребности. Однако все психологи отмечают наличие у человека таких потребностей, которые невозможно объяснить только биологически. Выдающийся психолог нашего времени Виктор Франкл писал, что животное не является личностью, потому что для животного не существует лежащего перед ним мира; для животного существует лишь окружающая среда. Напротив, личность живет как раз не в среде, а в мире, отношения с которым она строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости – логики, в свете которой каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный смысл, иными словами, определенное место и роль. Таким образом, можно сказать, что один и тот же человек в разные моменты жизни может руководствоваться двумя разными логиками – реактивной, логикой удовлетворения потребностей, свойственной и животным; и смысловой, логикой жизненной необходимости, свойственной только человеку.

И этот смысл и составляет основу внутреннего мира человека. Его основными составляющими являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов.

Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные потребности, взаимосвязанные между собой. Это – потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации. Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и, вместе с тем, оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Потребность самореализации проявляется в стремлении индивида реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности). Частным проявлением указанной потребности выступает самоактуализация как полное переживание жизни, постоянный выбор и реализация своих возможностей.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, имеются и другие, наличие которых, не будучи объективно необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы, или ценности.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождаетнаправленность на соответствующий предмет. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций. Направленность представляет собой совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности.

Из тенденций выделяется как особый момент установка.Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Складываясь и развиваясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе ее деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности. Так понимаемая установка играет значительную роль во всей деятельности личности.

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты и явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несовпадения потребностей и ценностей разных людей, но и из своеобразия индивидуальных путей их реализации.

Возьмем для примера агрессивные действия хулигана, которые многие юристы обычно квалифицируют как «немотивированные» преступления. Психологический анализ показывает, однако, что за ними стоят реальные мотивы и потребности, в частности, потребность в самоутверждении, которая присуща в той или иной степени всем людям. Однако у разных людей реализация этой потребности достигается разными путями: у одних – через творческие достижения, у других – через обогащение, у третьих – через успех у противоположного пола, у четвертых – через карьеру, и только у некоторых – через насилие, физическое подавление других людей.

Устойчивые отношения являются другим важным элементом внутреннего мира. Отношения характеризуют как раз тот конкретный смысл, который имеют для отдельного человека отдельные объекты, явления, люди и их классы. Если число ценностей, значимых для отдельного человека, может измеряться в лучшем случае двумя-тремя десятками, то количество конкретных отношений, образующих смысловое богатство личности, может быть практически безграничным.

Отношения могут быть различной степени обобщенности: наряду с отношением к конкретным людям у каждого человека существует отношение к людям вообще. При этом отношение к конкретному человеку может расходиться с отношением к той категории людей, к которой он принадлежит. Это связано с тем, что отношение к конкретному человеку почти всегда определяется индивидуальным опытом общения с ним, а отношение к категории людей – это искусственное, всегда натянутое обобщение, допускающее массу исключений. Более близкое непосредственное знакомство может привести как к укреплению, так и нередко к расшатыванию исходного отношения.

Конструкты

Наши потребности и ценности проявляются не только в форме отношений к конкретным людям, вещам, событиям и обобщенным классам. Они проявляются и в том, какие критерии или признаки мы используем при их описании, классификации и оценке. Одни и тот же человек использует разные критерии для описания и классификации разных объектов – это ясно. Но самое интересное, что разные люди пользуются разными критериями и признаками при описании одних и тех же объектов. Система этих критериев и признаков, для обозначения которых в психологии было введено специальное понятие конструкты,является важнейшей характеристикой внутреннего мира человека.

Большинство конструктов можно сформулировать в виде двухполюсных шкал, которые мы автоматически прикладываем к вещам, людям и событиям, фиксируя их положение на этой шкале. Любой человек может сказать, тепло или холодно, хотя конкретные оценки могут различаться в зависимости от положения точки отсчета.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 961; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!