Имам всех имамов» Ибн Хузайма (223-311 гг.х.).



276 – Хафиз Абу ‘Абдуллах аль-Хаким сказал: «Я слышал, как Мухаммад ибн Салих Хани говорил, что он слышал, как «имам всех имамов» Абу Бакр Мухаммад ибн Исхакъ ибн Хузайма сказал: «Тот, кто не утверждает, что Аллах вознесся над Своим Троном поверх семи небес, и что Он отделен от Своих творений, тот – неверный, от которого требуют покаяния в этом. После чего он либо кается, либо ему отрубают голову, а труп выбрасывают в какую-нибудь навозную кучу, дабы зловоние его разлагающегося тела не доставляло проблем ни мусульманам, ни зиммиям[284]».[285]

Ибн Хузайма был предводителем в науке о хадисах и знании фикъха, а также одним из проповедников Сунны и фанатичных сторонников признания божественных качеств Аллаха. В землях Хорасана Ибн Хузайма пользуется огромным авторитетом и почетом. Фикъху он обучался у аль-Музани, а хадисы перенимал от ‘Али ибн Хаджара и других мухаддисов его поколения. Умер Ибн Хузайма в триста одиннадцатом году (хиджры) в возрасте восьмидесяти с лишним лет. Да смилуется над ним Аллах. Амин!

Ибн Сурайдж, факых Ирака (249-306 гг.х.).

277 – Имам Абу аль-Къасим Са’д ибн ’Али аз-Занджани сказал: «Ты попросил, да укрепит тебя Аллах, разъяснить тебе то, что я нахожу правильным из учения первых поколений мусульман, а также праведных представителей поздних поколений в отношении качеств Аллаха. И я, испросив на то позволения у Аллаха в молитве «истихара»[286], решил ответить тебе теми же словами, какими на подобный вопрос в свое время ответил факых Абу аль-‘Аббас Ахмад ибн ’Умар ибн Сурайдж, историю о чем поведал факых Абу Са‘ид ‘Абду-ль-Вахид ибн Мухаммад, сказав: «Я слышал, как один из наших шейхов говорил: «Однажды Ибн Сурайджа, да смилуется над ним Аллах, спросили о качествах Всевышнего Аллаха, и он сказал: «Умам людей запрещено представлять себе Аллаха, воображению – заключать Его в какие-бы то ни было границы, а разуму – описывать Его чем-то помимо того, чем Он описал Себя Сам в Своем Писании или же устами Своего посланника. Достоверно известно, что все последователи религиозного учения и Сунны вплоть до наших дней считали обязательным для мусульман верить в каждый из аятов и правдивых сообщений от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в том виде, в каком они приводятся; и что вопросы об их значениях являются нововведением[287], а ответ на них – неверием и вольнодумством (зиндычеством). Речь идет о таких Словах Аллаха как: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками…», «Милостивейший вознесся (истава) над Троном» и других подобных им сообщениях, о которых проговаривается в Коране, как то Верховность Аллаха (над всем сущим), Его душа (нафс), две Руки, Слух, Зрение, восхождение благого слова к Нему, Смех, Удивление, Нисхождение…» - и далее до слов:

«Наше вероубеждение в отношении этого и в отношении аятов-муташабих в целом состоит в том, что мы принимаем их и не отвергаем, не истолковываем их интерпретациями противящихся, не воспринимаем их согласно уподоблению уподобляющих, не объясняем их посредством не арабского языка, и принимаем очевидные сообщения и аяты согласно очевидному смыслу их ниспослания».

Ибн Сурайдж достиг таких высот в шафи’итском мазхабе, что его превозносили над всеми остальными последователями имама аш-Шафи’и, и даже над самим аль-Музани. Имам Абу Исхакъ аш-Ширази, автор книги «ат-Танбих фи-ль-фикъх аш-Шафи’и», сказал: «Я слышал, как Абу аль-Хасан аш-Шайраджи говорил: «Список книг Абу аль-‘Аббаса (Ибн Сурайджа) включает в себя четыреста наименований». А выдающийся ученый Абу Хамид аль-Исфараини говорил: «Мы с Абу аль-‘Аббасом были на одном уровне в поверхностных вопросах фикъха, но не в его тонкостях (в которых он превосходил нас)».

Ибн Сурайдж брал знания у аз-Загфарани, ар-Рамади и Са’дана ибн Насра, а фикъху обучался у Абу аль-Къасима ибн Башшара аль-Анматы, ученика аль-Музани. Умер в триста шестом году (хиджры), да смилуется над ним Всевышний Аллах.

Абу Бакр ибн Абу Давуд, мухаддис Багдада (230-316 гг.х.).

278 – Сообщил нам Ахмад ибн ‘Абду-ль-Хамид, о том, что Мухаммад ибн Къудама в шестьсот восемнадцатом году (хиджры) поведал им о том, что Фатима ибн ’Али сообщила им о том, что ’Али ибн Баян поведал им о том, что аль-Хусайн ибн ‘Али ат-Танаджири поведал им о том, что Абу Хафс аш-Шахин поведал им о том, что их шейх Абу Бакр ’Абдуллах ибн Сулейман рассказал им данную къасыду, сделав ее мерилом (правильности вероубеждений):

«За вервь Аллаха ухватись и не сходи с прямой стези,


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!