Мы убеждены в том, что Всемогущий и Великий Аллах, над Своим Троном, отделен от Своих творений, и «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий».



Также наш путь, который мы выбираем, состоит в том, что вера увеличивается и уменьшается.

Мы верим в могильные мучения, в Водоем, в допрос в могиле, и в заступничество.

Мы просим Аллаха смилостивиться над всеми сподвижниками, и не ругаем никого из них.

Мы не сражаемся во время смуты и слушаем и повинуемся тем, кого Аллах поставил управлять нашими делами.

Мы считаем, что молитва, хаджж и джихад совершаются вместе правителями, и отдается им закят.

Мы верим в достоверные сообщения о том, что люди, исповедовавшие Единобожие, выйдут из адского огня, благодаря заступничеству…» - и так далее до слов:

«…Признаком приверженцев нововведений является их злословие в адрес последователей преданий.

Так, признаком джахмитов является то, что они называют последователей Сунны мушаббихитами (уподобляющими) и нáбитами.

Признаком къадаритов – то, что они называют последователей Сунны джаббаритами.

Признаком зиндыкъов – то, что называют последователей преданий хашавитами». [258]

Абу Хатим был одним из выдающихся и величайших имамов последователей преданий. Он застал Абу Ну’айма, аль-Ансари и других ученых их поколения. Занимался наукой «аль-джарх ва-т-та’диль», (посвященной признанию надежности либо дискредитации передатчиков хадисов), а также подтверждением достоверности преданий и выявлением их недостатков, преуспев на том же поприще, что и его близкий друг и товарищ хафиз Абу Зур’а. Хадисы и предания с его слов передавали Абу Давуд и другие великие мухаддисы. Умер Абу Хатим в двести семьдесят седьмом году (хиджры).

Яхья ибн Му’аз ар-Рази, выдающийся проповедник своего времени (умер в 285 г.х.).

Абу Исма’иль аль-Ансари в книге «аль-Фарукъ» передает сообщение с иснадом о том, что Мухаммад ибн Махмуд сказал: «Я слышал, как Яхья ибн Му’аз говорил: «Аллах над Троном, отделен от Своих творений и объемлет Своим знанием абсолютно все. Отклоняются от этих слов лишь джахмиты, которые перемешивают Аллаха с Его творениями».

Ахмад ибн Синан, мухаддис Васита (умер в 259 г.х.).

258 – Ибн Абу Хатим в своей книге «ар-Радду ‘аля аль-джахмия» писал: «Рассказал нам Ахмад ибн Синан аль-Васитый следующее: «Дошло до меня, что Ибн Абу Дуад, (тот самый судья времен му’тазилитской инквизиции), сказал: «Трое из пророков были уподобленцами, и это:

‘Иса ибн Марьям, мир ему, когда сказал: «Ты знаешь, что у меня в душе, а я не знаю, что у Тебя в душе…»,

Муса, мир ему, когда сказал: «Господи, покажись мне, я посмотрю на Тебя…»,

и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, когда сказал: «Поистине вы увидите вашего Господа…»

Затем Ахмад ибн Синан сказал: «Это подлинное неверие, а «уподобление», в такой его трактовке, есть истина».[259]

Превыше Аллах всего того, что говорят о нем эти отрицатели, а выше мы уже приводили слова Ну’айма ибн Хаммада о том, что тот, кто уподобит Аллаха Его творениям, станет неверным.

Ахмад ибн Синан аль-Къаттан – набожный хафиз, один из шейхов аль-Бухари и Муслима. Не напрасно Ибн Синан привел эти слова безбожника Ибн Абу Дуада, а ведь это именно он, стоя перед Му’тасымом во время допроса имама Ахмада, говорил: «О, повелитель правоверных! Он заблудился сам и вводит в заблуждение других. Казни его!»

Умер Ахмад ибн Синан в двести пятьдесят восьмом году(хиджры) в возрасте восьмидесяти с лишним лет.

Имам и духовный наставник Мухаммад ибн Аслям ат-Туси (умер в 242 г.х.).

259 – Рассказывая о биографии ат-Туси, аль-Хаким сказал: «Рассказал нам Яхья аль- ‘Анбари, а ему Ахмад ибн Саляма, а ему Мухаммад ибн Аслям, сказавший: «Однажды ‘Абдуллах ибн Тахир сказал мне: «Дошло до меня, что ты поднимаешь голову к небу (во время мольбы)» - на что я сказал: «А почему нет?! Разве могу я надеяться на благо от кого-то иного, кроме Того, кто над небесами?»[260]

Хафиз ‘Абду-р-Рахман ибн Мухаммад рассказывал: «Рассказал нам ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн аль-Фадль ас-Сайдави, что он слышал, как Исхакъ ибн Давуд аш-Ша’рани делился воспоминаниями о том, как однажды он передал Мухаммаду ибн Асляму ат-Туси слова некоторых людей о Коране, и тот сказал: «Коран – это Речь Аллаха, и он не сотворен, где бы он ни читался, и как бы ни был записан. Он не принимает другой вид, не меняется и не подменяется».[261]

Так и есть, клянусь Аллахом! С одного экземпляра Корана ты можешь переписать хоть сто штук, но тот первый экземпляр от этого никак не изменится и не примет другой вид. Ты можешь обучить чтению Корана хоть тысячу людей, но то, что у тебя в груди, останется при тебе в том же самом виде, не покинет тебя и не изменится. И это, потому что текст – один, а записей его может быть множество; то, что у тебя в груди – это абсолютно то же самое, что в груди других чтецов; и даже если читают его разные голоса, декламируется всегда одно и то же, хоть и представляет собой множество аятов, сур и джузов. Коран – это Речь Аллаха, Его откровение, Его ниспослание и Его изложение. Да, изначально это не наша речь, однако наше проговаривание, чтение и произношение его – все это относится к нашим действиям. Так же, как к нашим действиям относятся и его записывание нами, и наши голоса, произносящие его, а Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете».

Таким образом, декламируемый Коран, если рассматривать его в отрыве от наших действий, – это несотворенная Речь Аллаха, однако такое возможно лишь в уме. Во внешнем же мире существование Корана возможно лишь в виде чтения или записи. Но вот когда в Будущей жизни верующие услышат его чтение от Господа миров, то тогда и чтение и читаемое – оба будут не сотворенными. Поэтому-то имам Ахмад и сказал: «Кто скажет, что мое произношение Корана сотворено, имея в виду сам Коран, тот – джахмит».[262] Хорошо поразмысли над этим, поскольку это сложный вопрос.

Стоит отметить, что даже несмотря на то, что разъясненное мною выше – это истина, имам Ахмад, да смилуется над ним Всевышний Аллах, и ученые из числа первых поколений мусульман (саляф) не разрешали высказываться об этом, всеми возможными путями избегая джахмитов и каляма. Так, Харб ибн Исма’иль говорил: «Я слышал, как однажды Ибн Рахавайха спросили о мужчине, который говорит: «Коран не сотворен, но мое чтение сотворено, потому, что это я говорю его» - и он сказал: «Это нововведение, и оно не должно быть оставлено просто так, пока этот человек не откажется от него».

Я думаю, что Исхакъа испугали слова «…потому, что это я говорю его», - ведь сообщается же, что хафиз ‘Абдуллах, сын имама Ахмада, да будет доволен им Аллах, говорил: «Однажды я спросил у отца: «Что ты скажешь о человеке, который говорит, что чтение сотворено и наши произношения Корана сотворены, а сам Коран – это несотворенная речь Аллаха?» - и он сказал: «Это – слова джахмитов, а Всевышний Аллах сказал: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха», и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «…чтобы я донес Слова моего Господа»[263], а также: «Негоже, чтобы в молитве произносилось что-либо из людских слов»[264]. Моему отцу не нравилось вообще что-либо говорить о произношении Корана, сотворено оно или не сотворено».[265]


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!