Умер Ибн Къутейба в двести семьдесят шестом году (хиджры).



100 – Ибн Абу ‘Асым (умер в 287 г.х.).

264 – Хафиз, имам, къадый Асбахана, автор множества трудов, Абу Бакр Ахмад ибн ‘Амр ибн Абу ‘Асым аш-Шайбани сказал: «Во все те сообщения, которые мы привели в нашей книге («ас-Суннату аль-Кабир»), как сообщения, не позволяющие усомниться в их истинности, мы веруем в силу их достоверности и добросовестности их передатчиков. Обязательно признавать их в их очевидном смысле и не обременять себя разговорами об их образе…», - и в числе этих сообщений он упомянул нисхождение Аллаха на нижнее небо и Его вознесение (аль-истава) над Троном.

Эти слова от своего отца слышала и передавала ‘Атика, дочь Абу Бакра, а она являлась знающим факихом.

Ее отец был шейхом захиритов в Асбахане, подобно тому, как Давуд ибн ‘Али был их шейхом в Ираке. Он передавал сообщения со слов учеников Шу’бы и Хаммада ибн Салямы. Некоторая часть его трудов достигла и нашего времени. Умер Ибн Абу ‘Асым в двести восемьдесят седьмом году (хиджры). Он не застал своего знаменитого деда Абу ‘Асыма, однако застал деда по материнской линии, Мусу ибн Исма’иля ат-Табузаки.

101 – Абу ‘Иса ат-Тирмизи (209-279 гг.х.).

265 – Приведя в своем сборнике «аль-Джами’» хадис со слов Абу Хурайры, который на самом деле является отвергаемым сообщением и в котором говорится: «Если бы вы свесили веревку до самой нижней земли, то она опустилась бы на Аллаха»[270] - Хафиз Абу ‘Иса сказал: «Обладатели знания же сказали, что Аллах над Троном, как Он Сам Себя описал этим в Своей книге».

266 – Также Абу ‘Иса привел в своем сборнике хадис от Абу Хурайры: «Поистине, Аллах принимает милостыню, берет ее Своей правой Рукой и взращивает ее…», после чего сказал:

«Многие обладатели знания об этом и других похожих на него хадисах о качествах Господа и о Его Нисхождении на нижнее небо, сказали: «Сообщения об этом достоверно установлены, и мы верим в них, не пытаясь вообразить себе это и не спрашивая: «каким образом (это происходит)?» Так, в частности, от Малика, Ибн ‘Уяйны и Ибн аль-Мубарака передается, что они говорили об этих хадисах следующее: «Оставляйте их, без вопросов «как?» Такова позиция обладателей знания из Ахлю-с-Сунна ва-ль-джама’а. Что же касается джахмитов, то они отвергают эти сообщения, говоря, что это уподобление, и растолковывая их не так, как толковали их обладатели знания. Так, они говорят: «Аллах не творил Адама Своей Рукой. Просто под Рукой в данном случае имеется в виду Мощь». Однако Исхакъ ибн Рахавайх говорил: «Уподобление будет лишь в том случае, когда человек скажет: «Рука, такая же, как моя, или слух подобный моему слуху». Вот что будет уподоблением! А если же просто говорить так, как сказал Аллах: «Рука, Слух, Зрение…», не говоря: «каковы они…» или: «чему они подобны…», то это не будет уподоблением. И Всевышний сказал: «Нет ничего подобного Ему, и Он слышащий, Видящий».

Умер Абу ‘Иса, да смилуется над ним Аллах, в месяце раджаб, в двести семьдесят девятом году (хиджры). Свои знания ат-Тирмизи перенял у последователей Хаммада ибн Салямы и Малика.

Ибн Маджах (209-273 гг.х.).

267 – Хафиз Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Язид аль-Казвини (Ибн Маджа) назвал одну из глав своего «Сунан» «Глава о том, что отрицают джахмиты», и привел в ней следующие хадисы:

- хадис о лицезрении Аллаха,

- хадис от Абу Разина[271],

- хадис от Джабира, в котором говорится: «Когда райские обитатели будут блаженствовать в Раю, их вдруг озарит ослепительный свет. Тогда они поднимут свои головы и увидят, что Всемогущий и Великий Господь наблюдает за ними сверху»[272],

- хадис о том, что «….Аллах свернет небеса Своей правой Рукой»[273],

- хадис о горных козлах[274],

- хадис о том, что «…Аллах улыбнется троим»[275]

- и другие подобные этим хадисы, в которых упоминаются качества Аллаха.

Примерно то же самое Ибн Маджах, как и прочие ученые Хадиса, приводил и в своем тафсире.

Умер Ибн Маджах в месяце Рамадан в двести семьдесят третьем году (хиджры).

103 – [Абу Джа‘фар] Ибн Абу Шейба (умер в 298 г.х.).

268 – Хафиз Абу Джа’фар Мухаммад ибн ’Усман ибн Мухаммад ибн Абу Шейба аль-’Абси, мухаддис Куфы своего времени (хоть некоторые и говорили о его слабости), написал книгу посвященную Трону Аллаха[276], в которой сказал: «Рассказывают, что джахмиты говорят, что между Аллахом и Его творениями нет никакой завесы, не признают Трон и то, что Аллах может быть сверху. Также они говорят, что Аллах везде, тогда как ученые пояснили, что Слова Аллаха «…И Он с вами…» означают: «Он с вами Своим знанием». Кроме того, многочисленные сообщения о том, что Аллах сотворил Трон и вознесся (истава) над ним, и что Он над Троном, не соединен со Своими творениями и отделен от них, достигают степени мутаватир».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!