Аватара пользователяSulayman Abu Salih



Сообщения: 463

Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Re: "Мухтасар аль-'Улюу" имама аз-Захаби

Сообщение Sulayman Abu Salih » 07 апр 2018, 17:03

Поколение ученых начала четвертого века (хиджры).

Закъария ас-Саджи (умер в 307 г.х.).

272 – Имам Абу ‘Абдуллах Ибн Батта аль-’Укбари, автор «аль-Ибана аль-Кубра» - четырехтомника об убеждениях сторонников Сунны, сказал: «Рассказал нам Абу аль-Хасан Ахмад, сын Закъарии ибн Яхьи ас-Саджи, что его отец говорил: «К убеждениям Сунны, на которой я застал наших товарищей, приверженцев хадиса, встреченных мной, является убеждение о том, что Всевышний Аллах над Своим Троном над небом, и близок Он к Своим творениям так, как того желает Сам…» - после чего привел остальные положения вероубеждения.

Ас-Саджи был шейхом Басры и ее хафизом. Именно у него Абу аль-Хасан аль-Аш’ари изучал науку хадиса и высказывания сторонников Ахлю-с-Сунна. Ради знаний ас-Саджи ездил к аль-Музани и ар-Раби’у, благодаря которым стал специалистом в фикъхе. Его перу принадлежат такие книги, как «’Иляль аль-хадис»[280] и «Ихтиляф аль-фукъаха». Ас-Саджи встречался с Абу ар-Раби’ом аз-Захрани и другими учеными из его поколения. Прожил восемьдесят с лишним лет и умер в триста седьмом году (хиджры).

Мухаммад ибн Джарир (224-310 гг.х.).

273 – Абу Са’ид ад-Динавари, личный дублер (мустамли)[281] Мухаммада ибн Джарира рассказывал: «Однажды, когда я присутствовал у Абу Джа’фара Мухаммада ибн Джарира ат-Табари, слушая, как ему зачитывали свод его вероубеждений, он сказал: «Достаточно человеку знать, что его Господь – Он Тот, Кто вознесся над Троном. Тот же, кто вышел за границы этого утверждения, тот прогадал и потерпел убыток».[282]

Тафсир Ибн Джарира переполнен словами представителей первых поколений Ислама (саляф), свидетельствующих в пользу признания божественных качеств Аллаха. Так, в частности, говоря о Словах Всевышнего «Затем вознесся (истава) над небесами…» он передал слова ар-Раби’а ибн Анаса, сказавшего, что «истава» здесь используется в значении «поднялся». И вообще во всех местах, где в Коране встречается выражение «Затем вознесся над Троном» он толкует его, говоря: «Т.е. возвысился и поднялся». Также, приведя слова Муджахида на сей счет, он пишет: «Среди исламских сект нет никого, кто бы отрицал возможность этого: ни среди тех, кто утверждает, что Аллах поверх Трона, ни среди тех, кто отрицает это из числа джахмитов и прочих».

274 – В книге «ат-Табсыр фи Ма’алим ад-Дин»/«Разъяснение основных постулатов веры», в главе о том, какие из качеств Создателя можно постичь знанием лишь благодаря сообщениям извне, (а не при помощи рационального познания), имам ат-Табари сказал: И это касается таких сообщений от Всемогущего и Великого Аллаха, как то:

- что Он, Слышащий и Видящий,

- что у Него есть две Руки, о чем говорится в Его словах: «Его обе Руки простерты»,

- что у Него есть Лик, о чем говорится в Его словах: «Вечен лишь Лик Господа твоего…»,

- что у Него есть Ступня, о чем поведал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «…до тех пор, пока Господь не наступит на него (ад) Своей Ступней».

- что Он улыбается Своему верующему рабу, как сказал об этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «…он встретит Всемогущего и Великого Аллаха улыбающимся ему».

- что Он спускается каждую ночь, нисходя к ближайшему небу, как об этом повествуется в сообщении от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

- что у Него есть пальцы, в соответствии со словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «Нет ни одного сердца, которое бы не находилось между двумя пальцами Милостивейшего».

Поистине все эти и подобные им смыслы, которыми Аллах описал Себя Сам или языком Своего посланника, относятся к той категории знания, истинность которого невозможно постичь самостоятельно при помощи разума, или прийти к этому в результате рассуждений. И мы не обвиняем в неверии ни одного человека, который не знает этих смыслов, кроме как после того, как сообщения о них дойдут до него».

Данные слова Ибн Джарира приводит Къадый Абу Я’ля аль-Ханбали в своей книге «Ибталь ат-таъвиль».

Хатыб аль-Багдади писал: «Ибн Джарир был одним из ученых, на основании чьих слов выносились постановления и к мнению которого прислушивались. Он собрал в себе столь много наук, что среди живших в его время в этом ему абсолютно не было равных. Так, он и познал Коран, и прекрасно разбирался в его смыслах; был грамотным факыхом в области шариатских законоположений и был прекрасно осведомлен о Сунне и путях ее передачи, а именно о том, какие из них достоверные, а какие слабые, и какие отменяющие, а какие отмененные; был знаком с высказываниями сподвижников и таби’инов о шариатских законоположениях, о дозволенном и запретном…»

Далее аль-Багдади писал: «Я слышал, как известный знаток арабского языка ’Али ибн ‘Убайдуллах рассказывал, что Мухаммад ибн Джарир на протяжении сорока лет каждый день исписывал по сорок страниц текста (с полезными знаниями). А устаз Абу Хамид аль-Исфараини говорил: «Если бы человеку пришлось отправиться аж в Китай, чтобы заполучить себе тафсир Ибн Джарира, то это бы стоило того».

«Имам всех имамов» Ибн Хузайма говорил: «Я не знаю никого на целом свете, кто был бы более знающим, чем Мухаммад ибн Джарир».

Умер Ибн Джарир ат-Табари в триста десятом году (хиджры), прожив почти девяносто лет. Некоторые отмечали, что у него было немного от шиитских взглядов.[283]

Аль-Бушнаджи, хафиз.

275 – Шейх-уль-Ислам аль-Харави сказал: «Поведал нам Ибн аль-‘Али, а ему – его дед Мансур, которому Ахмад ибн аль-Ашраф рассказывал, что Хаммад ибн Ханнад аль-Бушнаджи сказал им: «Это то, на чем мы застали обладателей знания в разных землях и на что указывают их мазхабы, а также разъяснение пути ученых и описание убеждений Сунны и ее последователей, а именно, что Аллах Поверх седьмого неба над Своим Троном, отделен от Своих творений, а Его знание, власть и могущество повсюду».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!