Глава 25. О побеге оставших казаков после Ермакова убиения и прочих.



По убиении Ермакове з дружиною оставшая во граде Сибири видяше, яко наставника злочестивыи тотаровя убиша и з дружиною его, с прочими казаками, и убояшася жити во граде, изыдоша из града тай, и поплыша вниз по Иртишу и по великой Оби, и через Камень бежаш[а] к Руси. Град же Сибирь оставиша пуст.

 Источник: Литературные памятники Тобольского архирейского дома XVII века, издательство © "Сибирский хронограф"

 

Кунгурская летопись. Вторая половина ХVII века.

В 1584 году, в 1 день августа попущением Божиим гонцы из Степи пришли [с известием], что Кучум бухарцев не пропустит в Сибирь. Ермак с 50 человеками, быстро собравшись, пошел в стругах вверх по Иртышу навстречу бухарцам. А в Агитской луке поперек волока перекоп сделал, и дойдя до устья Вагая реки, бухарцев не обнаружил, и вверх по Вагаю до Атбаша дошел, и оттуда назад возвратился до перекопа. И на устье Вагая и на перкопе раскинул лагерь и встал на ночлег, а стражу не ывыставил, и без охраны [все] крепко заснули. Кучум же за ним злобно тайно следил, повсюду татар рассылая.

Был у Кучума татарин, [приговоренный] к смертной казни, этого и послал разведать про Ермака и брод через перекоп. Татарин же, перебредя, увидел всех казаков спящими, сообщил Кучуму, и не поверил [тот ему]; и снова послал, приказав что-нибудь унести. И пошел второй раз, взял три пищали и три пороховницы, и принес. Был же ночью той дождь проливной, словно по Божьему предопределению настигла их судьба, и пришла к воинам смерть.

В 1584 году в 6 день августа в полночь напал на Ермака и [его] дружину Кучум с большим отрядом, так как спали без охраны, час пришел смертный, и перебили их, только один казак убежал в город и сообщил находившимся [в нем]

Ермак же, видя гибель своих и [не ожидая] помощи ниоткуда для своего спасения, бежал в струг свой, но не мог допрыгнуть: облачен был в два царских панциря. Струг же отплыл от берега, а [он], не доплыв, утонул месяца августа в 6 день. Когда же остальные казаки в городе получили известие, то горько оплакивали его, ведь был он смел и умен, рослый и видный собой, и мудростью наделен в нужной мере, широколиц, борода и волосы черны, кудреват, роста среднего, сутуловат, широкоплеч.

Когда увидели казаки, что предводитель их и дружина перебиты, оплакивали разлуку. Осталось их 150 человек, и против басурманских сил выступить не с кем, а пребывая [здесь], погибнут от голода, сели с воеводой в струги свои в 15 день августа, и погребли вниз по Оби и по Иртышу, и по Соби, и через Камень пришли в Русь в свои дома; в городе же не осталось никого.

Источник: Краткая сибирская летопись (Кунгурская) со 154 рисунками. – СПб.: Типография Ф.Г. Елеонского и К°, 1880. С. 26-27.

Строгановская летопись (выдержки)

О призвании волжских атаманов и казаков Ермака Тимофеева с товарищи, с великой реки Волги в Чусовские городки на спомогание против неверных

В лето 1579 году апреля в 6 день, слышаху бо сия Семен и Максим и Никита Строгановы от достоверных людей, о буйстве и храбрости поволжских казаков и атаманов Ермака Тимофеева с товарищи, како на Волге, на перевозах, ногайцев побивают и ордобазарцев грабят и побивают; и тии люди, слышав то про их буйство и храбрость, и людей своих с писанием и с дары многими послаша к ним, дабы шли к ним в вотчины их в Чусовские городки и в острожки, на спомогание им. И они же вельми сему возрадовашася, яко посланные приидоша к ним от честных людей и зваху их к себе на помощь; тогда атаманы и казаки, Ермак Тимофеев с товарищи: Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан, Матфей Мещеряк, собрався со единомысленной и предоброй дружиной, число же их 500 и 40 человек, вскоре шествие учиниша к ним.

О приходе волжских атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с товарищи, в Чусовские городки

Того ж году июня в 28 день, на память Святых Чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна, приидоша с Волги атаманы и казаки, Ермак Тимофеев поволжский с товарищи, в Чусовские городки; они же Семен и Максим и Никита Строгановы прияша их с честью и даяху им дары многи, и брашны и питии изобильно их наслаждаху. Атаманы же и казаки стояху против безбожных агарян буйственно и единомысленно, с живущими ту людьми в городках, и бияхуся с безбожными агаряны сурово и немилостиво, и твердо стояху, и на неверных поощряхуся: пожиста же они атаманы и казаки в городках их два лета и месяцы два.

В лето 1581 июля в 22 день, злокозненный же дьявол, иже искони не навидяй добра человеческому роду, поощри злого и безбожного вогульского мурзу Бегбелия Агтакова с своим с вогульским и остяцским собранием, а собрания его 680 человек, и приидоша под Чусовские городки и под Сылвянский острожек безвестно, украдом, и ту окрест живущих села и деревни поплениша, и пожгоша, и в полон многих людей, мужей и жен и детей поимаша; но преблагой Бог не попусти окаянных. Вскоре над ними безбожными, русские вои победу учинили из городков своих, и многих у городков поимаша, и по тем вестям на переходах многих побиша, а иных многих переимаша, и мурзу их Бегбелия Агтакова взяша жива. И они безбожные видя свое изнеможение, что Бог подал над ними победу, государю об том добили челом и вину свою принесли, что быть им под данью государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и на русскую землю не приходить войной.

Источник: Летопись Сибирская, содержащая повествование о взятии Сибирския земли русскими, при царе Иоанне Васильевиче Грозном; с кратким изложением предшествовавших оному событий. Издана с рукописи XVII века. — СПб.: В тип. Департамента народного просвещения, 1821.
Изобр. — Нива. 1890. № 43. С. 1068.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!