Стиль ампир в архитектуре и ДПИФранцииначала 19 века



Ампир(фр. styleEmpire — «имперский стиль») - имперский стиль Наполеона I- стал завершающим этапом классицизма во Франции, изначально зародился в живописи, но наибольшее развитие получил в архитектуре и ДПИ. Стиль насаждался государством сверху. Это официальный имперский стиль: архитектура, живопись, декоративные предметы интерьера — все должно было воспевать императора и государство, которое он построил, напоминать о его силе. Другими словами, это культ личности, застывший в скульптуре и на полотнах.Суть нового художественного стиля очень точно была передана в словах Наполеона Бонапарта: «Я люблю власть, но как художник... Я люблю её, чтобы из­влекать из неё звуки, аккорды, гармонию».Стиль насаждался во всех странах, куда император ходил с военными походами. Интересно, что не прижился нигде — кроме России времен Александра I. Это объясняется тягой элиты ко всему французскому. Император приглашал иностранных архитекторов для создания дворцов во французском стиле.Позже стиль забылся, как символ всего имперского, и вернулся в перерожденной форме 40-х при Сталине («сталинский классицизм»).

Франция 19 в - творчество К. Леду, Ш. Персье и Ф. Фонтена.

Шарль Персье (фр. CharlesPercier; 1764- 1838) — французский архитектор, художник и декоратор, педагог. Один из создателей стиля ампир.Персье преподавал архитектуру в Школе изобразительных искусств в Париже. Шарль Персье был придворным архитектором императора и одним из законодателей вкуса в период империи Наполеона I. Совместно с Фонтеном создал ряд торжественно-монументальных сооружений, в том числе арку на площади Каррузель в Париже (1806—1808), которая формами напоминала древнюю арку Константина в Риме. Арка Каррузель, Париж (1).

Ученики Персье:Огюст Монферран, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Луи Висконти, разработчик проекта надгробного памятника Наполеону І и один из архитекторов, создавших проект строительства Французской национальной библиотеки и др.

Пьер Франсуа ЛеонарФонтен (фр. PierreFrançoisLéonardFontaine; 10 сентября 1762, Понтуаз — 3 октября 1853, Париж) — французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. Член Французской академии изящных искусств.Вместе с Шарлем Персье был одним из основоположников стиля ампир, который в императорской Франции отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.Один из пионеров применения металлических (чугунных) конструкций в строительстве.По эскизам Фонтена во Франции изготовляли лучшую мебель в стиле ампир (1).Славилась также мастерская братьев Жакоб (2,3)

1 2 3

Постройка стиле ампир - церковь Сен-Мадлен (l'églisedelaMadeleine) - церковь Святой Марии. 1807-1842 гг. Франция, Париж. Архитекторы Б.Виньон, Ж.Ж.Бове.

 

Признаки в архитектуре и ДПИ: монументальные массивные колонны, пилястры, лепные карнизы, военная символика в лепных деталях (доспехи, шлемы, лавровые венки, гербы) (1), часто — использование античной символики (орлы, сфинксы, грифоны, львиные лапы), после похода Наполеона в Египет мода на египетское искусство. Все это не хаотично, как на Соборе парижской Богоматери — животные и символика выстроены крайне симметрично, по всем законам геометрии. Это принципиальная разница между ампиром и готикой.

1 2

Градостроительные ансамбли

Новое понимание города как объекта архитектурного воздействия на человека находит отчётливое выражение в городских архитектурных ансамбляхклассицизма 17-нч 19вв. Фундаментальные принципы градостроения классицизма в целом — свободное развитие в пространстве и органичная связь с окружающей средой. Преодолевая хаотичность городской застройки, архитекторы стремились создать ансамбли, рассчитанные на свободный и беспрепятственный обзор.

Ренессансные мечты о создании «идеального города» нашли воплощение в формировании площади нового типа, границами которой оказывались уже не фасады тех или иных зданий, а пространство прилегающих к ней улиц и кварталов, парки или сады, набережная реки. Архитектура стремится связать в определённом ансамблевом единстве не только непосредственно соседствующие друг с другом сооружения, но и весьма отдалённые точки города.

Вторая половина 18в., и первая треть 19 в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы — неоклассицизм. После Великой французской революции и Отечественной войны 1812 г. в градостроении появляются новые приоритеты, созвучные духу своего времени, выраженныев ампире.

Мост Аустерлиц напоминал о великом сражении Наполеона и был сооружён из камней Бастилии. На площади Каррузельвозникла триумфальная арка в честь победы при Аустерлице. Две площади (Согласия и Звезды), отстоящие друг от друга на значительном расстоянии, были соединены архитектурными перспективами.Церковь Святой Женевьевы, возведённая Ж. Ж. Суффло, стала Пантеоном — местом упокоения великих людей Франции. Один из самых эффектных монументов того времени — колонна Великой армии на Вандомской площади. Уподобленная древнеримской колонне Траяна, она должна была, по замыслу архитекторов Ж. Гондуэна и Ж. Б. Лепера, выразить дух Новой империи.

 

Скульпторы ампира: Огюст Дюмон, Антуан-Дени Шоде, Осип Бове, Доменико Жилярди, Иван Марто.Скульптор Шоде сделал две статуи Бонапарта в образе Цезаря. Одна была установлена на вершину Вандомской колонны (парижская «колонна Побед»), вторую император вез в Москву, чтобы установить в покоренном городе. В целом в ампире было очень много подражания Римскому искусству — он начался с этого подражания. К примеру, Вандомская колонна (1) созданнаяпо примеру Траяновой колонны в Риме (2), но римская колонна сделана из блоков каррарского мрамора, а французская отлита из переплавленных пушек, взятых у противников — русских и австрийцев. Обе колонны полые, внутри лестницы ведущие на смотровые площадки.  Фризовые композиции повествуют о военных победах.

1 2 2

Во внутреннем ярком убранстве дворцов и общественных сооружений особенно высоко ценились торжественность и помпезность, их декор был нередко перегружен военной атрибутикой. Доминирующими мотивами стали контрастные сочетания цветов, элементы римского и египетского орнаментов: орлы, грифоны, урны, венки, факелы, гротески. Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских резиденций Лувра и Мальмезона. Тронный зал и кресло Наполеона

Мода ампира: яркой чертой стиля становятся диадемы и тиары. Тиара современного вида, появившаяся на рубеже 18I—19 веков, представляет собой парадное женское головное украшение, незамкнутую разновидность диадемы.В первой четверти XIX века диадемы и тиары изготавливали преимущественно в античном стиле. Наиболее типичными материалами, из которых изготавливались украшения европейских аристократок, были: золото, серебро, платина, драгоценные камни (в особенности бриллианты), жемчуг. В настоящее время тиара является специфическим украшением для особо торжественных случаев. В основном тиары носят представительницы высшего света, аристократических и правящих домов Европы на торжественные мероприятия и церемонии. Тиары-бижутерию иногда надевают невесты на свадьбу, а также участницы всевозможных конкурсов красоты.

.

Фамильные драгоценности: тиара жены императора Наполеона I - Жозефины, с жемчугом и камеями (1)Портрет Жозефины, жены Оскара I в этой же тиаре с камеями и жемчужным ожерельем. (внучка Жозефины Богарне, супруги Наполеона I) (2). Современная свадебная церемония – кронприцессаШвеции Виктория в этой самой тиаре, 21 век (3). Пример камеи (4)

1 2

3 4

 В ампире камеи - это самые востребованные ювелирные изделия, маркер стиля. Камея – это рельеф из различных полудрагоценных камней, чаще, из оникса или из агата, которые имеют различные слои контрастных цветов, что позволяет создавать слои рельефа разного цвета. Мода на резные камеи усугубилась после итальянской кампании Наполеона в 1796.

С начала 19 века диадемы и тиары, наряду с ожерельем, наиболее часто входят в состав драгоценных парюр. Парюра (фр. parure — убор, украшение) — набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения.Парюры с камеями из агата и бирюзы (1)Гортензия, дочь Наполеона I, в диадеме с камеями (2)

2

 

Эпоха Наполеона Бонапарта завершилась к 1815 г., очень скоро стали активно искоренять её идеологию и вкусы. Пожарное искусство (фр. LesPompiers) — так прозвали официальное искусство 19 века -помпезный вычурный стиль с претензией на античность. «Пожарниками» звали художников, изображавших персонажей в античных шлемах, которые подозрительно напоминали шлемы у французских пожарных. Также этот термин является каламбуром из-за схожести на французском языке слов ампир (фр. styleEmpire) и «pompier» (пожарный),Pompéi (Помпеи) и «pompeux» (помпезный). Когда же академическая живопись вновь стала вызывать интерес, этот термин, освободившись от насмешек, стал использоваться как определение того художественного периода. Polliceverso (с лат. — «Пальцы вниз») — картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная им в 1872 году.

 

От «исчезнувшей как сон» империи остались произведения искусства в стиле ампир, свидетельствующие о былом величии.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1588; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!