Билет 16. В.1.Искусство Нового времени 19века: неоклассицизм, ампир



Основные художественные течения в искусстве конца 19 века: революционный классицизм, ампир, романтизм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, модерн – все они сменяя друг друга или сосуществуя заняли свое важное место в художественной культуре этого периода.

Обострение социальных противоречий, революционные и освободительные войны в Европе и Америке. Великая Французская революция 1789 года как начало новой эпохи в мировом искусстве этого периода, ее воздействие на последующее историческое и культурное развитие: связь с революционно-демократическими и национально-освободительными идеями. Формирование новых национальных художественных школ.

Сложение нового типа реализма после 1789 года. Конкретное изображение явлений социальной действительности стало одной из основных тем реализма 19 века.Развитие исторического жанра. Особое значение бытового жанра в искусстве 19 века. Развитие пейзажа.

Ведущее место французской художественной школы. Демократическое искусство Франции и революционно-освободительные движения эпохи.

Неоклассизицизм во Франции рубежа 18 - 19 вв.

Творчество Жака Луи Давида (1748-1825) и его значение для развития основных тенденций французского искусства. Ранний период творчества в стиленеоклассицизм:«Слепой Велизарий» 1781(1), «Клятва Горациев» 1784(2).

1 2

В основе сюжета картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.Давид противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.

*Позже после очередного государственного переворота, когда Давида посадили в тюрьму и ему чудом удалось оправдаться, Давид представит женщин уже в героическом свете, охарактеризовав их героизм как стремление сохранить мир: «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» 1799 (1). 

Но это было потом, сначала патриотическая тема усиливается и стиль превращается в революционный классицизм Давида, связанный с идеями Великой французской революции 1789 года. Революционный террор, Давид – общественный деятель, художник подписывает приговоры о смертной казни. Революционное понимание героизма в искусстве Давида: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791), «Смерть Марата» (1793). Демократизм и театральность его образов. Автопортрет (2), написанный в тюрьме: послание «я –художник» - освобожден.

1     2

Разнообразие по социальному составу портретов Давида: «Зеленщица» 1784(1), «Портрет мадам Рекамье» 1800(2). 

1 2

Давид во время правления императора Наполеона IБонапартастановится из бунтаря приверженцем империи, живописец Наполеона, его произведения этого времени: «Переход Бонапарта через перевал Гран-Сен-Бернар» 1801(1), «Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года» 1806-1807(2,3).  «Наполеон в облачении императора» (4).Давид – один из основоположников стиля Ампи́р (фр. styleEmpire — «имперский стиль») в живописи — стиль позднего (высокого) классицизма, наиболее выраженный в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий 19 века во Франции.

 

1 2

3 4

Наполеон изображен подобно римскому императору Гаю Юлию Цезарю.
 

Школа Давида: художники Анн Луи Жироде, ФрансуаЖерар, АнтуанГро, Энгр.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) – центральная фигура французского неоклассицизма XIX века, глава официальной академической школы. Живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, ЛуиджиКерубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.

Противоречивость искусства художника. Эстетические взгляды Энгра, его обращение к традициям античности и Возрождения. Портреты и рисунки Энгра: портреты семействаРивьер 1805(1,2- почти тондо, как у Рафаэля), портрет художника Франсуа Гране 1807(3), портрет мадам Девосе 1807(4), графа Н.Д. Гурьева 1821(4), портрет Луи Франсуа Бертена Старшего (1832), автопортрет 1859(5). «Рафаэль и Форнарина»(6), Портрет Наполеона (7)

1 2 3 4 5

6 7

Обращение к эстетике античности и эпохи Возрождения.                                   

 

 

Исторические картины: «Фетида, умоляющая Юпитера» 1811(1), «Апофеоз Гомера» 1827(2), «Обет Людовика XIII» 1824(3). Портрет мадмуазель Ривьер (5) – стали называть «французской Джокондой», он отразил моду ампира – прямые платья с высокой талией. Картина «Большая одалиска» 1814 (6). Поиски отвлеченно-монументального идеального классического стиля в исторической живописи. Картина «Источник» 1856(4) – аллегорический образ живительного вечного источника жизни.

1 2 3 4 5

5


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!