Французский романтизм 19 века



Появление романтизма во Франции совпало со временем разочарования в большой политике. Страна переживала последствия Великой французской революции, обрела нового лидера – Наполеона Бонапарта, пустилась в завоевательные походы, победила на полях сражений все европейские армии, а потом пережила крах наполеоновской империи. Романтизм возник как реакция на несовершенство идеи Просвещениярационально насаждаемой гармонии мира. Ставка на государственные и общественные идеалы в ущерб свободе личности себя не оправдала. Романтики противопоставили им ценность внутренней жизни человека.Ведущий вид искусства фр. романтизма: живопись. Французские романтики наиболее последовательно разработали принципы стиля романтизма в изобразительном искусстве.

 Эстетическаяпрограмма романтизма: тема свободы– центральная - свобода в перемещении в пространства - странствия, свобода творчества, борьба за свободу. Связь с революционными настроениями: концепция героической личности, вступающей в борьбу с враждебным окружением, обращение романтиков к конфликтным, драматическим темам страдания и гибели героя. Основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.

Теодор Жерико (1791-1824) – первый французский художник – романтик. Развитие традиций давидовского реализма, общественно значимые темы в раннем искусстве. Ранние произведения: «Офицер конных егерей, идущий в атаку» 1812 – по случаю вхождения французов в Москву(1), «Раненный кирасир, покидающий поле боя» (1814) – о разгроме армии Наполеона.Работа над композицией «Бег свободных лошадей в Риме» 1817(2). Создание картины «Плот Медузы» 1819 – реальная трагическая история фрегата «Медуза», севшего на мель у берегов Африки. Высокопоставленные чины заняли шлюпки с веслами, а экипажразместили на сделанном плоту. Шлюпки должны были взять плот на буксир, но бросили его. Через 12 дней голодных людей подобрало случайное судно, в живых оставалось всего 15 человек, из которых 5 умерло от истощения. Выжившие описали случившееся в книге, которая взволновала общественное мнение. У Жерико этот сюжет сравнивается с судьбой Франции после краха наполеоновской империи – поэтому художник написал эту картину грандиозных размеров на полотне 35 квадратных метров (3).

1 2 3

Жерико тщательно собирал материал, прочел книгу, познакомился с выжившими людьми – именно они позировали ему для картины. Он заказал плотнику «Медузы» модель плота, писал этюды бурного моря, и наконец, чтобы проникнуться настоящим ощущением трагедии, передать пластику мертвого или умирающего человека, он писал с натуры в госпиталях и больницах. Выбор момента: утратившие надежду люди видят корабль на горизонте. Композиция выстроена по диагонали. После выставки во французском Салоне, где картину обошли молчанием, увидев в ней только политический шаг - критику правительства, Жерико обескураженный таким приемом уехал в Англию, где картину ждал огромный успех. В Англии он рисовал «Скачки в Эпсоме», раскрылся как художник-анималист, делая многочисленные зарисовки лошадей.

Поздние работы: «Скачки в Эпсоме» (1821). Психологизм портретов Жерико. Его творчество, изображающее реальные события и чувства людей, стало важным шагом для последующего развития реалистического искусства.

 

Творчество Эжена Делакруа (1798-1863) – самый яркий, самобытный и масштабный художник романтизма. Создал около тысячи картин маслом, несколько тысяч рисунков, пастелей, акварелей, десятки литографий, шесть монументально-декоративных циклов.Ведущая тема: противоборство человека со стихией, судьбой. Ранние произведения: «Ладья Данте» 1822 (1) – сюжет из «Божественной комедии» Данте, «Резня на Хиосе» - сюжет взят из современных художнику событий – борьба греков против турецкого завоевания 1824 (2).

«Ладья Данте» (известна также под названием «Данте и Вергилий в аду») — первая значительная картина, созданная Эженом Делакруа и одна из работ, которые, как считается, знаменовали собой переход от неоклассицизма к романтизму в истории западноевропейской живописи. Картина была написана к открытию Парижского салона и сейчас выставлена в Лувре.Сюжет картины основан на восьмой песни Ада Данте: поэт начала Возрождения и его проводник по Аду древнеримский поэт Вергилий пересекают мифическую реку Стикс на фоне пылающего Города мёртвых, из вод которой вздымаются души грешников. Композиция в стиле неоклассицизма.

На выставке Парижского Салона 1824 года произошло столкновение новых романтических принципов с академической школой. Новые понятия композиции и колорита:романтики стали опираться на принцип контраста в композиции. Он особенно широко использован в живописи барокко (Рубенс) и романтизма (Делакруа): светотень – как композиционное средство. Романтики динамизировали композицию, объединяли формы бурным движением, использовали яркий насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма. Ведущие жанры романтизма: портрет и пейзаж.

«Смерть Сарданапала» 1827(1) – о последнем правителе древнего царства Ассирия, тема классицизма, но манера исполнения уже в стиле романтизма: светотень, динамизм (диагональ в композиции), живописность.

«Свобода, ведущая народ на баррикады» 1830 (2) – о июльской революции во Франции 1830 года, картина стала самым знаковым отражением темы революции в мировом изобразительном искусстве. Сам Делакруа пережил все эти события лично, видел бои на баррикадах. В одном из повстанцев художник изобразил самого себя. Остальные герои – обобщенные образы: студент, рабочий, подросток, за которыми толпа повстанцев. Разный масштаб фигур – фигура Свободы значительно крупнее, это аллегория свободы, представшая в образе античной богини.

1 2 3 4

Романтики тему свободы отразили и через сюжеты о путешествиях в экзотические страны. Восточная тема: «Охота на львов» 1860-1864 (3), «Алжирские женщины в своих покоях» 1834 (4). Поездка Делакруа в Морокко и Алжир. Колорит Делакруа стал более сложным.

Портреты современников: «Портрет Шопена» 1838(1), «Портрет Паганини» 1831(2), автопортреты (3). Тема внутренней свободы, выраженной в творчестве

1 2 3

В портрете скрипача-виртуоза Николо Паганини художник изображал не столько внешнее сходство, сколько сосредоточился на выражении эмоций, попытался передать живое впечатление от его игры. Сама же фигура превращена в знак. Из темны проступают только руки и лицо, словно излучающие свет внутреннего творческого горения.

Литературное наследие Делакруа (дневники, письма, статьи об искусстве). Влияние Делакруа на развитие французской живописи.

Франсуа Рюд (1784-1855) – крупнейший скульптор Франции романтической эпохи. Революционный пафос и народность рельефной композиции «Марсельеза» (1784-1855), или иначе«Выступление добровольцев в 1792 году» (1), который украшает Триумфальную арку на площади де Голля в Париже. Этот рельеф посвящен Великой французской буржуазной революции. Драматическая выразительность образов Рюда.Статуя Жанны д’Арк 1852 (2).

                                         1 2                                  

Английский романтизм 19 века

В 19 веке в Англии одновременно развивались два стиля: неоклассицизм и романтизм. Все они имели свои национальные особенности. 19 век - время долгого правления английской королевы Виктории, так называемаяВикторианская эпохас 1837 по 1901 годы. Искусство начала 19 века следовало академизму, центром развития стиля была английская Королевская художественная академия. Если обычно для классицизма образцами служат античность и эпоха Возрождения, то в Англии 19 века рамки цитирования раздвигаются. Стиль викторианской Англии: эклектический ретроспективизм. Эклектичный – значит «заимствованный из многих источников». Ретроспетивизм – подход в искусстве, основанный на освоении художественного наследия всехпрошлых эпох: античной, возрождения, средневековья, барокко и т.д., другое название - историзм.

Доминирующим направлением этого периода в Британской империи 19 века была неоготика в литературе (готический роман), архитектуре и изобразительном искусстве.

В архитектуре неоготика была признана национальным стилем викторианской Англии, когда после разрушительного пожара здание Британского парламента было в 1834 году поручено отстроить заново известному знатоку и энтузиасту неоготики, ОгастесуПьюджину. Возведённый Пьюджином в содружестве с Чарльзом Барри новый Вестминстерский дворец (1) стал визитной карточкой стиля. Манчестерская ратуша (2)Та́уэрский мост, или Тауэр-бридж (англ. TowerBridge), — разводной мост в центре Лондона над рекой Темзой, недалеко от Лондонского Тауэра. Открыт в 1894 году. Также является одним из символов Лондона и Британии.

1 2 3

Пример английского неоклассицизма - А́льберт-холл (англ. Hall), полное наименование Лондонский королевский зал искусств и наук имени Альберта (англ. Royal Albert Hall of Arts and Sciences) — концертныйзалвЛондоне. Считается одной из наиболее престижных концертных площадок в Великобритании и во всём мире. Построен в память принца-консорта Альберта при его вдове королеве Виктории. Расположен в Южном Кенсингтоне. Широкие карнизы, мозаичные панно, декоративные фронтоны и характерная для римского амфитеатра конструкция делают здание ярким образцом английского неоклассического стиля.

Романтизм в изобразительном искусстве Англии развивался под влиянием неоготики, противостоял неоклассицизму.

Его представители в живописи: пейзажисты Уильям Тернер иДжон Констебл, Братство Прерафаэлитов, художники направления «волшебная живопись».

Творчество Уильяма Тернера(1775-1851) – абсолютно самобытный независимый художник-новатор, нашедший собственный путь в искусстве, прославившийся изображениями стихии, предтеча импрессионистов. Ранний Тёрнер дал волю цвету на своих холстах и сделал свет главным героем картин, поздний же Тёрнер предвосхитил появление абстрактной живописи. Охотник за впечатлениями, во время бури в плаванье настоял, чтобы его привязали на палубе к мачте, чтобы он мог видеть разыгравшуюся стихию своими глазами и потом передать ее в картине. Много путешествовал.«Снежная буря - пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом» (1), «Дождь, пар и скорость». 1844 (2).

1 2

Когда Тернеру было 14, одну из его акварелей выставили в Королевской академии и разрешили ему свободное посещение академии. Он мог бы быть прекрасным художником-академистом, но посвятил свое творчество художественным экспериментам. Признание он получил уже в молодости, а собственную галерею открыл, когда ему и 30 не было, хотел, чтобы все картины были собраны в одном месте. Безусловным авторитетом в живописи для Тёрнера был Клод Лоррен. Лоррен первым началпоследовательно изображать естественный свет в пейзаже, световоздушная перспектива стала у Лоррена центральным художественным выразительным средством. Тернер поступил в Академию, где посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве. Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Позднее Тёрнер предпринял выпуск альбома Liber Studiorum, выполненный в той же технике, что и альбом рисунков Лоррена — меццо-тинто. Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном.Liber Studiorum предназначался для использования в качестве учебника для начинающих художников и гравюры были сгруппированы по тематическим разделам — живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные.

1 2

Творчество Джона Констебла (1776-1837) - английский художник-романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом. Картины Констэбля прославили местность близ его дома — ДедхэмВэйл (англ. DedhamVale) — которую с тех пор называют «Край Констэбля» (англ. ConstableCountry). В своём письме другу Джону Фишеру в 1821 году Констэбль писал: «Более остального я должен писать родные места. Живопись — не что иное, как выражение чувств». «Вид на собор Солсбери из епископского сада» 1823(1). «Вид на собор Солсбери с луга» (2).

1 2

Братство Прерафаэлитов – сообщество художников, основавших направление в рамках романтизма - Прерафаэлитизм (англ. Pre-Raphaelitism), существовавшее в английской поэзии и живописи во второй половине 19 века, образовавшееся в начале 50-х годов с целью преодолеть условности викторианской эпохи – сухие каноны академической традиции и слепое подражание классическим образцам.Название «прерафаэлиты» (англ. Pre-Raphaelites) должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождениядо Рафаэля, которого братство считало основателем академизма. До Рафаэля было время поисков новых форм, формирования живописных школ, самобытных путей в живописи: кумиры - Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Отсюда название братства– Прерафаэлиты («до Рафаэля»). Стремились вернуться к естественности в искусстве, начали писать с натуры.

Основатели – семь человек, студенты академии художеств: из них самые известные - поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле. К ним примыкалиМэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, УолтерКрейн, Джон Уильям Уотерхаус.Онине захотели следовать академизму: изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события — далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных, «образцовых» мифологических, исторических и религиозных произведений.

Начали как бунтари в искусстве, а затем, получив признание, стали высокооплачиваемыми «салонными» художниками. Поэтичность, узнаваемая эстетика, предтечи стиля модерн.

Известные картины: Россети «Леди Лилит» (1), «Прозерпина» (2), Хант «Светоч мира» (3) - попытка писать с натуры ночью, «Изабелла и горшок с базиликом», 1867 (3) иллюстрация к одноименной поэме Джона Китса» 1818, а её сюжет, в свою очередь, заимствован из новеллы «Декамерона» Боккаччо (IV день, 5-я новелла). На тот же сюжет картина Милле: «Изабелла (Лоренцо и Изабелла)». 1849 (4)

1 2 3 4 5

Неоготика в искусстве прерафаэлитов: Эдмунд Блэр Лейтон «Посвяшение рыцари» (1), «Бог в помощь» (2), «Шитье знамени» 1911 (3), «Побежденный» (4).

1 2 3 4

Прерафаэлиты были первыми авангардистами Европы, которые протестовали против классической портретной школы с ее париками и пудрой, воспевая естественную, романтическую, шекспировскую красоту. Они были прекрасными живописцами, колористами. Альберт Джозеф Мур: «Мечтательницы» (1), «Сапфира» (2)

1 2

Поэтичный сказочный романтизм Эдварда Хьюза, богатство фактур: «Ночь со шлейфом звезд» (1912), «Ночь» (2), «Бдение Валькирии» (3), использование золота

1 2 3

Волшебная живопись: викторианское увлечение Страной Фей уходит корнями в 18-ый век, в те времена, когда этим предметом занимались поэты и художники-романтики – как Фюзели и Блейк – последний никогда и не отрицал своей веры в фей. В 19 веке в Англии появление романтический балет, зачастую с волшебной тематикой, что оказало большое влияние на творчество многих художников, равно как и первая публикация сказок братьев Гримм (в 1823 г.), а также популярность немецких писателей-романтиков – таких как Гете и де ла Мотт-Фуке. Пьесы Шекспира о феях, вдохновившие Рейнольдса и Фюзели на прекрасные картины в 1800-ых, продолжали давать художникам материал и в 19 веке: Джозеф НоэльПэтон «Сцена примирения Оберона и Титании» (1), Даниель Маклиз, Роберт Гаскинссон и многие другие имели успех, изображая Ариэля, Оберона, Титанию и Пака. Прерафаэлиты, часто черпавшие свои сюжеты из мифов и легенд, редко рисовали "маленький народец", однако единственное изображение фей Джона Эверетта Милле "Фердинанд, зачарованный Ариэлем" (2) снискало восхищение художников последующих поколений (хотя первоначальный покупатель отказался от картины, поскольку феи там были "слишком зеленые").

1 2

Джон Симмонс (1823-1876) - британский миниатюрист, акварелист и иллюстратор, представитель викторианской сказочной живописи (1,2).

1 2

Молодые художники "второй волны" прерафаэлитов (включая Э.Р. Хьюза, ЭлеанорФортескью-Биркдейл, Джона АткинсонаГримшоу, Бирмингенскую группу и Кельтского Возрождения в Шотландии) более часто обращались к сказочным сюжетам – не только в галерейных полотнах, но и в разных областях прикладного искусства. С 1880-х Маргарет Макдональд Макинтош продолжила развивать эту тему в стиле модерн, Франсес Макдональд Макнейр, Джесси М. Кинг, Анни Френч и другие "Девушки из Глазго" в Шотландии создавали сказочные образы в металле.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3672; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!