Билет 18. В. 1.Искусство Нового времени 19 века: стиль реализм



Понятие Реализм –в двух значениях:

1) один из трех стилей искусства по степени обобщения художественного образа, наряду с декоративным и абстрактным стилями

 2) художественное направление, или художественно-эстетический стильвторой половины 19 века.Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах 19 века для обозначения искусства, противостоящегостилям романтизму и академизму.

Как стиль искусства по степени обобщения образа, реализм прошел длительный путь формирования, это «вечный стиль», так как художникам всех эпох свойственно стремление в той или иной степени точносоздать иллюзию реальности.

Основополагающие принципы реалистического стиля: перспектива линейная и световоздушная, светотень, передающие иллюзию глубины пространства и объема фигур на плоскости, отображение реальных пропорций человеческой фигуры. При помощи этих средств реалистического стиля можно с одинаковым успехом и отображать реальность,исоздавать иллюзии достоверности, изображаяпри этом сочиненные, умозрительные композиции придуманного мира. Например, создавать вымышленные «идеальные города», как это делали в 15 веке в Италии.

Уже в известной из древнегреческих описаний античной живописи греков эпохи классики (5-4 вв до н.э.) Агафарг (Агатарх) представлен как первый художник, начавший разрабатывать принципы линейной перспективы в живописи.Аполлодор из Афин, или Скиограф («тенеписец») первым изучил эффект светотени, применял его, стал предтечей иллюзионизма в искусстве. Так же ввёл в живописьначала линейной перспективы. Основоположник целого направления светотеневой живописи, она достигла расцвета в IV веке. До Аполлодора Афинского изображали форму предметов одними линиями, не представляя, что можно на плоскости передать объем.Зевксис из Гераклеи (совр. Турция), ученик Аполлодора вошел в историю искусства как основатель эфесской школы светотеневой живописи, выдающийся колорист. Паррасий из Эфеса (совр. Турция), жил и творил в Афинах и городах Малой Азии, мастер живописи, отличавшейся натурализмом и совершенством пропорций. Все эти достижения Древней Греции были развиты затем в искусстве Др. Рима (фрески и мозаики Помпеи). В эпоху Возрождения, эти принципы снова возвращаются в живопись, и получают развитие. А затем этот опыт был обобщен и превращены в изобразительный канон в возникшем в 17 веке направлении «академизм», в связи с появлением в странах Западной Европы академий художеств, однако в академизме все эти принципы применялись также не для изображения современной реальности, а для сочиненных композиций на исторические (история Древнего мира), религиозные и мифологические темы. Такой реалистический стиль, доводящий любую выдумку до крайней степени правдоподобия, называют иллюзионизмом (например, натюрморты-обманки).

Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — как художественно-эстетическое направление, или художественный стиль второй половины 19 в., стремитсяправдиво и достоверно отражать именно реальную современную жизнь и вскрывать ее противоречия.  Свое название стиль получил в сравнении с романтизмом и академизмом.

Если романтизм несовершенство жизни и ее социального устройства переживал интуитивно, то реализм ставил задачу вскрыть не только сами пороки общества, но и обосновать их причины. Если в концепции романтизма важна была большая мечта, то реализм — это трезвое искусство «утраченных иллюзий». Реалистами были художники, ставившие задачи реалистического отображения современной жизни, - а именно тяжелое социальное положение третьего сословия – крестьян и рабочих. Реалисты изображали своих героев не с парадной или идеальной стороны, а то, какими они были без прикрас. Поэтому реализм 19 века в качестве самобытного художественного стиля за критическое воспроизведение реальности получил название – критический реализм.

Ведущие принципы критического реализма:

1. Воспроизведение типов - типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации.

2. Жизненная достоверность изображения, стремление к досконально точной, непосредственной передаче действительности в сочетании с осмыслением жизненных закономерностей.

3. Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии), внимательное отношение к общественному развитию, когда человек рассматривается в отношении его социальной среды.

Предтечи реализма во Франции 17 века: деятельность братьев Ленен, работавших в реалистическом направлении, обратившихся к крестьянскому жанру, сцены из жизни крестьян – социальные типажи, вызывающие сочувствие.

Творчество Луи Ленена (1593-1648). Обобщенные, типичные образы крестьян в его искусстве: «Семейство молочницы» 1640-е г.(1), «Трапеза крестьян» 1642 (2), «Повозка» 1641 (3).

1 2 3

В начале 17 веке основным центром развития французского искусства оказался не Париж, а восточная французская провинция Лотарингия.

Творчество Жака Калло (1592/93-1635), из Лотарингии, прожил всего 43 года. Величайший мастер офорта, его причисляют к маньеризму, хотя его искусство оригинальное, не является подражательным. Тематическое многообразие его творчества, связь с театром, отражение народной жизни. Произведения его поражали современников мастерством и виртуозностью. Новые технические приемы, привнесенные Жаком Калло в технику офорта, оказали большое влияние на развитие мировой гравюры.Художник практически отказывается от главных инструментов копирования реальности: светотени, точной перспективы, правильных пропорций и красок. Вместо этого Калло использует особый резец, изобретённый им в 1617 году кислотоупорный лак и специальный метод травли металлической доски, что в сочетании с лёгкостью и лаконичностью штриха и мастерским владением сухой иглой сделало работы Жака Калло узнаваемыми и неповторимыми, он также изображал типажи из народной площадной культуры – социальные типы. Жак Калло совершенно отказывается изображать индивидуальные портреты, предпочитая рисовать многофигурные композиции, в идеале – толпу. Именно в этом жанре он достиг совершенства. Глядя на офорты Калло, мы будто смотрим на театральную постановку, где десятки, сотни фигур играют, на первый взгляд, сумбурный спектакль, но при детальном рассмотрении проясняется, что каждая, даже наименьшая фигура играет строго отведённую ей роль, а гармония замысла и исполнения – безупречна. При этом картина не перегружена деталями, ведь Калло – это мастер наброска, умеющий двумя-тремя штрихами изобразить «живую» фигуру в движении, предавая ей эмоцию и характер. Серии «Каприччи» 1617(1,2), «Цыгане» (1622), «Малые страсти» (1624), «Малые бедствия войны» (1632), «Большие бедствия войны» (1633), «Большие виды Парижа» (1630).

1 2  3

Творчество Жоржа де Латура – живописец из Лотарингии, продолжатель традиции Караваджо, писал жанровые сцены и религиозные сюжеты. В его жанровых картинах тоже показаны социальные типажи: богатый молодой человек становится жертвой уличных гадалок или карточных шулеров" Шулер с бубновым тузом".1630(1). Этот сюжет впервые появляется в творчестве Караваджо. В картине много «говорящих» деталей со скрытой символикой: крупный жемчуг – символ супружеской измены, а затянутая или распущенная шнуровка на рукавах героев указывает на качество воспитания. Религиозные темы – написаны по впечатлениям из повседневной жизни «Новорожденный» (2)

1 2

Предтеча реализма во Фландрии 17 века - Адриан Браувер (1605/06 –1638) – прожил всего 32 года, умер от чумы. Самый оригинальный художник фламандского искусства. Бытовой жанр, социальные типы. Развитие традиций гротескного искусства, специфика его реализма. Поиски остроты выразительности и выработка собственной манеры письма. «Драка крестьян при игре в карты» 1630-е гг.(1), «Операция на плече» (1630-е г.). Роль Браувера в развитии европейского пейзажа: «Дюны при луне».

1 2


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!