Билет 17. В.1.Искусство Нового времени 19 века: стиль романтизм



В искусстве начала 19 века соперничали два стиля: неоклассицизм и романтизм. Ведущие виды искусства романтизма – литература и изо иск-во. Очень многоликий, в разных странах развивался своими путями. Предтечами романтизма 19 века были творчество испанского художника Франсиско Гойи и французский предромантизм – сентиментализм (от франц. sentiment – чувство)18 века с его передачей чувств, настроений и эмоций. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Если классицизм провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание. Ярче всего идеалы сентиментализма воплотились в литературе и театре, в живописи – в жанрах пейзажа и портрета.

Сентиментализм во французской живописи приобрёл нарочито назидательный оттенок в творчестве Ж. Б. Грёза. Чувствительность в его жанровых картинах («Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», 1763; «Наказанный сын», 1777 (1), и др.) выглядит не естественно театрально, персонажи – ходячие олицетворения пороков и добродетелей. Позы и жесты людей преувеличенно драматичны, живопись превращается в урок морали. Не случайно Грёз любил составлять литературные комментарии к своим произведениям. Кроме жанровых картин, Грёз написал множество изображений«головок» - девушек, жалеющих о мёртвых птичках (2), разбитых зеркалах или кувшинах.

1 2

Немецкий романтизм 19 века

Германия - одна из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм. Немецкий романтизм основывался на философии идеализма, добавил эмоциональность и острый интерес к сугубо личному, индивидуальному к идеалам Просвещения.

Романтизм в Германии начинался с литературы и философии – блестящие идеи.Философы 19 века, относящиеся к направлению объективного идеализма Кант, Шеллинг, Гегель в своем истолковании системы мироздания важное место отводили искусству.В изобразительном искусстве главными жанрами романтизма стали портрет и пейзаж.

Филипп Отто Рунге (1777-1810), живописец, график, теоретик искусства. Передавал образы обыкновенных людей, стараясь проникнуть в тонкую душевную, внутреннюю жизнь своих моделей, писал семейные портреты ("Мы втроем" - автопортрет с братом Даниелем и сто женой Полиной [1805]; портреты жены [1804, 1809] (1), родителей [1806], автопортреты [1805, 1806]). Рунге разрабатывает проблемы света и воздуха, предваряя открытия пленэрной живописи XIX в. «Портрет детей Хюльзенбек", 1805(2)

1 2

Каспар Давид Фридрих (1774-1840) – художник пейзажа-настроения, пейзаж становится символом внутреннего мира человека, его мироощущения. В картинах с одной стороны передана поэзия национального немецкого пейзажа, с другой он пронизан меланхолическим настроением самого художника. Пейзажи Фридриха всегда созерцательны, одухотворены, в них присутствует ощущение вечности и бесконечности бытия и неизменной грусти от сознания непознаваемости его тайн. Фридрих избирает те состояния природы, которые наиболее соответствуют романтическому ее восприятию: раннее утро, закат солнца, восход луны. Линейный рисунок очень тонок, красочные соотношения представлены крупными пятнами чистых тонов ("Двое, созерцающие луну", 1819- 1820; "Женщина у окна", ок. 1818; "Монастырское кладбище", 1819; "Пейзаж с радугой", 1809 (1); "Восход луны над морем", 1821). Многие картины Фридриха были приобретены Россией благодаря усилиям любившего этого художника и близкого ему по духу В. А. Жуковского.Знаковая картина для зарождающегося стиля романтизм – «Странник над морем тумана» 1818 (2) – образ одинокого странника.

1. 2

Стиль Бидермейер( нем.Biedermeier) —ироничный художественный стиль в немецком и австрийском искусстве, распространённый в 1815—1848 годах, ответвление романтизма, противостоящего ампиру. Ампир переосмыслен в стиле бидермайер, лишен его главного стержня – пафоса, вместо него царит провинциальный домашний уют. Тонкое тщательное изображение интерьера, пейзажа, бытовых деталей. Стиль получил своё название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Айхродт и под которым он печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».Иронические истории Карла Шпицвега – самого яркого художника этого стиля в живописи. «Алхимик» 1860, «Бедный поэт» 1839 (1), «Книжный червь» 1850 (2)

1 2

«Книжный червь» - типичный образец бидермейера, в котором отражены интроспективные и консервативные настроения, распространённые в Европе между Наполеоновскими войнами и Революциями 1848—1849 годов. Шпицвег не просто передаёт эти настроения, но и посмеивается над ними, воплотив их в виде старого библиофила, ученого, которому нет дела до мира за пределами его библиотеки.

Немецкий романтизм выразил настроения молодого поколения, испытывавшего разочарование в попытках политического переустройства общества и в рациональном познании мира. Мир немецких романтиков вне политики, это мир человеческой души, - таинственный, противоречивый и безграничный, именно его художник воплощает в своем творчестве.

Главными героями становятся чувства и фантазия. Для романтика не может быть непреложных канонов в искусстве: все что он создает- рождается в его душе, индивидуально, это продолжение его неповторимой личности. Единственное правило, которое чтил художник- романтик – это верность самому себе, искренность самовыражения.

Одна из ярких и важнейших черт стиля – романтическая ирония. Теория романтической иронии — стала даже стержневой идеей целой философской системы немецкого философа, поэта и теоретика, идеолога романтизма Фридриха Шлегеля.

Ирония помогала романтикам преодолеть односторонность Просвещения, вернуть ценность разнообразиябесконечных явлений жизни, которое возможнопереживать во всей полноте только интуитивно, его невозможно описать логически как это провозглашало Просвещение. Романтизм -  форма интуитивно -духовного отношения искусства кистине, и к миру. Романтики считали, что невозможно получить объективную картину мира, что-то отсекая при этом и отбрасывая, например, частное и субъективное.

Иенские романтики во главе с Фридрихом Шлегелем обратили внимание на то наследие античности, которое упустили классицисты и академисты. Романтики вернули к жизни античную иронию, которая получила наибольшее развитие в диалогах Платона и затемСократа. Сократименно с помощью иронии в своих диалогах пытался описать идеальный мир. Так и тягаромантиков к идеальному была выражена в стремлении постичь красоту бесконечного мира во всех его проявлениях используя иронию как инструмент.

Шлегель считал, что любое понятие становится идеей только благодаря иронии, которая способна довести понятие до его законченности в бесконечной борьбе противоположностей. Этот процесс он называл «абсолютным синтезом абсолютных антитез».

По мнению иенских романтиков, ирония служит тому, чтобы вызывать у читателя ощущение противоречия между безусловным (вечное-бесконечное-свобода) и обусловленным (временное-конечное-ограничения). Это чувство у художника Шлегель характеризовал как «чувство невозможности и одновременно необходимости всей полноты высказывания», именно им пронизаны произведения немецкого романтизма.

Целостность такому миру, сотканному из противоречий и антитез, уромантиков придаетигра(сил, случаев, образов, законов, красок, и.т.п.). Причем именно осознавание бытия как глобальной игрыи приводит личность к Романтической Свободе, примиряет кажущееся противоречие конечного и бесконечного.

В романтизме самое главное любовь, свобода, личность и еще большая мечта.Но без романтической иронии - эти понятия не работают в романтизме. Романтическая ирония - не черта немецкого романтизма, а его суть. Отними романтическую иронию, и романтизм исчезнет, останетсяутопизм.

 Как философская категория ирония была описана уиенских романтиков. В конце 18 века Фридрих Шлегель представил широкой публике концепцию романтической иронии в своих «Фрагментах», вышедших в журналах «Лицей изящных искусств» и «Атенеум».

 

Романтизмв Испании 19 века

После расцвета в 17 веке испанская живопись переживала упадок. В 18 веке испанское искусство было подражательным - по образцам итальянских и французских мастеров. И вдруг во второй половине 18 века появляется самобытный художник – предтеча романтизма:

Франсиско Гойя (Ф. Гойя-и-Лусьентес;1746 – 1828) – великий художник, наметивший новые черты развития европейского искусства 19 века. Величина мирового масштаба. Обратился к противоречиям современной жизни,обличал социальное зло, протестовал против насилия и мракобесия в эпоху двух испанских революций и наполеоновского нашествия.

10 лет учился в Италии, затем вернулся на родину, жил в столице Мадрид. Ранние работы Гойи: картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни «Зонтик» (1), «Продавец посуды» (2), «Игра в жмурки» (3), «Соломенное чучело» 1775-1791. –пронизанный солнцем красочный мир, игривый, счастливый и естественный. Чувствуется влияние рококо в этих картонах.

1 2 3

Живопись 1790-1800 годов. Начинал с монументальной живописи: росписи церкви св. Антония Флоридского (1798). Перешел к станковой картине. Портреты: «Портрет маркизы Анны Понтехос» (ок. 1787(1), «Портрет тореро Педро Ромеро» 1795-1798(2), «Портрет X.М. Ховельяноса» (1798), портреты герцогини Альбы 1795, 1797(3).

1 2 3

Художник получил признание, стал заместителем директора Королевской академии искусств, руководителем шпалерной мануфактуры, придворным художником.

 Но даже выполняя официальные заказы, он создавал яркие образы, точно запечатлевая характер модели. Под его кистью в лицах проступали то тщеславие, то жадность, то душевная пустота. Женские фигурки напоминают нарядно одетых кукол, они статичны как маникены. Зато облик тореро на портрете выдает волевого незаурядного человека, жизнь которого связана с вечным риском.

Портреты: «Донья ИсабельКобос де Порсель» 1805(1) -  в нем художнику удалось запечатлеть сильный страстный женский испанский характер, «Посол Французской республики Гиймарде» (1798), «Семейный портрет Карла IV» 1801(2) – для парадного портрета слишком непринужденные позы, словно бы художник запечатлел случайный миг. Кто-то отвернулся, кто-то явно устал позировать и скучает.

1 2

Блестящая придворная карьера длилась не долго: у Гойи начались сильнейшие головные боли, зрение слабло, он полностью оглох. Художник замкнулся в себе, но стал зорче видеть чужое горе.

Предчувствие романтизма есть в созданной им в этот тяжелый период серии офортов «Каприччос» (исп. «фантазия», «игра воображения») 1797-1798. – оно уже в самом названии цикла. В графической серии из 80 офортов использованы образы испанских пословиц, басен, поговорок, (в 16 веке до Гойи этоуже делали нидерландские художники, «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля Старшего). Каждый лист серии состоит из рисунка и комментария к нему.Гойя такжеобличает человеческие суеверияи слабости – глупость, трусость, лицемерие, жестокость, вероломство. В его офортах реальное сплетается с фантастическим, но гротеск уже переходит в злую карикатуру. В отличие от художников северного ВозрожденияГойя показывает тему борьбы добра и зла, когда зло торжествует. В его офортах изображены люди высших сословий, те, в чьих руках средства и власть, кто должен бы развивать страну, ее экономику, духовность и культуру, - это аристократия и духовенство. Но они показаны в своей ограниченности, отказавшиеся от духовного развития – у Гойи они предстают в образах ослов, попугаев и обезьян. Старость берет верх над юностью, глупость и невежество над умом. На одном из офортов Гойя изобразил себя, окруженным слетающимися совами, летучими мышами (как у Дюрера в «Меланхолии») и прочими тварями. Он назвал этот лист «Сон разумарождает чудовищ» (1)

1 2

Большинство листов серии «Капричос» выполнены с использованием новой техники офорта – акватинты, позволившей работать не только линией, но и тоном.

Акватинта – одна из самых сложных гравюрных техник. Сначала на доске травится обычным офортным способом контур рисунка, потом снова наносится офортный лак, с тех мест, которые в отпечатке должны быть темными, лак смывается, их запыливают асфальтным порошком и подогревают, он плавится и его зерна налипают на офортную доску. Во время травления кислота разъедает поры между ними, получается шероховатая поверхность, дающая в отпечатке равномерный темный тон. Гойя извлекал из техники акватинты выразительные контрасты света и тени.

Творчество Гойи в конце 1800 – начале 1810 годов, связь его с национально – освободительной борьбой испанского народа против Наполеона: картина «Расстрел повстанцев» (1814). Серия офортов: «Бедствия войны» (1808–1820).

В начале 19 века Испания погрузилась в цепочку драматичных событий: страну оккупировали войска Наполеона Бонапарта, испанцы ожесточенно сопротивлялись нашествию французов, в это время король Испании бросил страну, отрекшись от престола и уехал в изгнание. Разразилась первая испанская революция, которая переплелась с национально-освободительным движением. Испанцы получили некоторые демократические свободы, но они вскоре были отменены. Произошла вторая революция. У Гойи появляется новая серия офортов – «Бедствия войны». В них уже нет воображаемой нечистой силы, но есть жестокий реализм, который позволяет почувствовать всю чудовищность войны: голод, грабеж, мародерство, насилие и разбой победителей.

Хотя серия и посвящена событиям в Испании, тема войны звучит обобщенно, недаром один из листов Гойя сопроводил надписью «Так повсюду». Все это происходит в любую эпоху в любой стране, где идет война. Жертвы ее не солдаты воюющих армий, а в первую очередь мирные жители, беззащитные люди.

В серии есть лист с АвгустинойСарагосской – этой «испанской Жанной д Арк», с надписью «Какое мужество!» (1) здесь показана еще одна сторона войны: реальный случай, когда юная девушка во время боя заменила у пушки погибших артиллеристов. Композиция проста и лаконична, грациозная молодая испанка в светлом платье подносит зажженный фитиль к запалу пушки, которая намного больше ее самой. Под ее ногами страшная груда обезображенных тел.

1 2

В живописи у Гойи есть еще одна сильная картина на тему революций, войн и социального насилия. Это «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (2)- сюжет тоже взят из реальной истории. Преступление осуществлено ночью. Фонарь освещает момент, когда приговор приводится в исполнение. Композиция строится на противопоставлении: солдаты сгорбились, образуя строй, они части военной машины, обезличены, лишены индивидуальности, их действия автоматизированы, они - воплощение несвободы. Фигуры повстанцев напротив отличаются человечностью, выразительны. Каждый приближение смерти встречает по-своему: кто плачет, кто молится, и среди них один – могучий в белой рубахе человек раскрывает объятия всему происходящему, у него нет страха, он знает, что он по большому счету прав, вся его фигура выражает эту свободу, оншироко раскинулруки, защищая своих друзей, и этот жест говорит о том, что внутри он свободнее всех вооруженных солдат вместе взятых, что он уже воспарил над страшной ситуацией, хотя дула всех ружей нацелены на него. И эта фигура кажется выше и масштабнее всех.

Поздний период творчества связан с работой над росписями в так называемом «Доме глухого» (1819-1823), который Гойя приобрел и в котором жил до вынужденной эмиграции. Эти росписи не предназначались для посторонних глаз, они долго оставались тайной мастера и так и не были завершены. Они исполнены трагизма. Здесь есть Сатурн, пожирающий своих детей – символ беспощадного времени. И старухи-парки, прядущие нить человеческой судьбы и молодой пес, одиноко и безнадежно гибнущий среди песков.

 Завершить росписи Гойе не дал король, вернувшийся из изгнания после освобождения Испании от французов. Король начал преследовать художника, заявив, что тот заслуживает казни.Сославшись на необходимость лечения, Гойя немедленно покидает страну и отправляется во Францию. Сначала в Париже, потом в Бордо он ведет тихую, незаметную жизнь. Портреты и жанровые картины. «Автопортрет» 1815 (1), «Суд инквизиции» ок. 1812-1819(2), «Процессия флагеллантов» (ок. 1812-1819), «Похороны сардинки» ок. 1812-1819(3).Сюжетом картины служит шутовской обычай, исполняемый в конце трёхдневнего карнавала перед Пепельной средой в Испании. Существует несколько легенд о возникновении этой странной традиции. Согласно одной из них, в 18 веке испанский король решил угостить в честь праздника горожан сардинами, но обнаружилось, что сардины испортились. Подвыпившие горожане решили превратить этот казус в шутку и устроили похороны сардине.По традиции во времена Гойи шествие в Мадриде начинали шутливые персонажи: «дядюшка Чиспас», его «дочь Чуска» и «сердцеед Хуанильо». За ними следовало огромное чучело с прикреплённой ему на голову сардиной. Гуляющая толпа двигалась к берегам Мансанареса, где и «хоронили» сардину.Однако на полотне нет ни рыбы, ни чучела. Вместо них шумная толпа несёт большой стяг с улыбающейся маской. Серия офортов «Диспаратес» (1820-1823).

1 2 3 4

Последние годы жизни в Бордо, произведения живописи: «Молочница из Бордо» 1826 (4), графическая серия «Бордосские быки» (1825). Гойя умирает во Франции в одиночестве, ослепший, оглохший и забытый всеми. Значение творчества художника для дальнейшего развития искусства19века: был новатором. Новое понимание исторической живописи: отображение современных событий. Вскоре после смерти Гойи его творчество обрело множество поклонников, ими стали романтики – художники, поэты, писатели. Жизнерадостность и трагизм, реалистичность и фантастика с гротеском – все это сочеталось у Гойи и было близко новому поколению. Гойя предвосхитил искусство романтизма.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!