Скульптура французского классицизма 18 века.



Класс I полугодие

Билет 14. В.1.Искусство Нового времени 17-18века: стиль классицизм

В 17 веке одновременно сосуществовали два ведущих стиля: барокко и классицизм.

Классицизм –сложился сначала во Франции 17 века при короле-солнце Людовике XIV, а потомв 18 веке перерос в эстетическое направление всей европейской культуры.По содержанию, в отличие о барокко, это светское искусство.

В целом эстетика классицизма (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый)связана с философией рационализма, в ней разум ценился выше чувств. Рационалисты-классицисты занималисьпоисками универсальных законов и незыблемых правил искусства, основанных на изучении природы. Онипродолжилитрадицииантичности и итальянского Возрождения, которые были взяты за образец. В основе классицизма лежат идеи, выраженныефранцузским философом-рационалистом 17 века, математиком Рене Декартом. В 18 веке их развивал Дени Дидро - французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751).Художественное произведение, с точки зрения классицизма, чтобы быть образцовым, должно строиться на основании строгих проверенных веками канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Задача искусства – следовать этим канонам.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. В каждом явлении поэтому художник долженбыл стремиться распознать только существенные, типологические постоянныечерты, отбрасывая случайные индивидуальные временные признаки. Эстетика классицизма с ее стремлением создавать все образцовое и идеальное,претендующее на вечность, придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Оно становится нравоучительным, назидательным.

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (в литературе -ода, трагедия, эпопея; в изобразительном искусстве – религиозный, мифологический, исторический жанры, парадные портреты) и низкие (в литературе: комедия, сатира, басня, в изобразительном искусстве: пейзаж, натюрморт, бытовой жанр). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Классицизм опирался на античность как некий идеальный «золотой век», взяв его за эстетический образец.

Классицизм Франции 17 века.Архитектура.Столица Франции - Париж превращалась из города-крепости в город-резиденциюпостепенно. Облик Парижа теперь определяли не крепостные стены(Средневековья), в ансамбль улиц и площадей(Нового времени).История архитектуры дворца Лувр. Еще в 11 веке на месте нынешнего дворца располагалась средневековая крепость в романском стиле, служившая надежным оборонительным сооружением.В начале XIV века вокруг Парижа была возведена новая крепостная стена и прежнее массивное сооружение потеряло оборонительную функцию. Поэтому в 1317 году король Кaрл V (Charles V) приказал преобразовать крепость в новый Луврский замок - palaisduLouvre, который стал новой королевской резиденцией периода готики. Большая часть замка была снесена в 16 веке по приказу короля Франциска I, решившего построить новый королевский дворец по проекту архитектора Пьера Леско по канонам архитектуры эпохи Возрождения. Созданный им фасад Луврского дворца стал одним из наиболее зрелых образцов архитектуры Возрождения во всей Франции. В конце 16 века дворец был дополнен Большой галерей (Lesgrandegalerie), соединившей королевскую резиденцию с замком Тюильри (châteaudesTuileries). Длина Большой галереи Лувра составляет 442 м, а само сооружение состоит из нескольких выступающих павильонов, увенчанных покатыми куполами.

Расширение и переделка Луврского дворца продолжалось почти беспрерывно в течение следующих 300 лет – практически каждый новый правитель Франции стремился внести изменения в архитектуру существующей резиденции в соответствии с новой модой. Поэтому тысячелетняя история дворца Лувр для нас является иллюстрацией истории архитектурных стилей, сейчас это главный национальный художественный музей Франции.

В 17 веке тоже было решено перестроить восточный, обращенный к городу фасад королевского дворца Лувра в новом «большом стиле» Людовика XIV, ставшем основой классицизма, был объявлен конкурс проектов, в котором принял участие и знаменитый итальянский архитектор стиля барокко Лоренцо Бернини. Но победил проект именно француза Клода Перро в стиле классицизма, с прямыми линиями и строгим соблюдением пропорций. Восточный фасад Лувра (1).

1

Однако король-солнце быстро потерял интерес к Лувру - старой резиденции, доставшейся ему в наследство. Ему хотелось новую собственную, целиком иполностью в «большом стиле». Так появилась огромная загородная резиденция - Версаль (2).

2

Версаль - вершина архитектуры классицизма. Этоне уединенный уголок, где монарх отдыхал от мирской суеты на лоне природы, а напротив - парадная резиденция французских королей недалеко от Парижа, наводненная людьми. Когда-то в прошлом в этом месте стоялнебольшой королевский охотничий замок -местность болотистая и изобиловала птицей. Там и решено было развернуть строительство жемчужины классицизма. В процессе был изменен рельеф местности, осушены болота, выселены жители окрестных деревень.

Версальский дворцово-парковый ансамбль имеет четкую планировку и отличается особой масштабностью. В парке царит строгий порядок: деревья должны быть одинаково подстрижены, так же как и кустарники, форма крон - одинаковые геометрические фигуры. Аллеи пересекаются под прямым углом, цветники и бассейны так же образуют строгие геометрические фигуры. Такой парк называется регулярным.

Идея регулярной планировки пришла из эллинизма, когда строились регулярные городаприАлександре Македонском, и была использована при создании регулярных садов в Италии в эпоху Возрождения с живописными террасами, а затем с особой пышностью переосмыслена во французском классицизме. Мода на регулярные парки быстро распространилась из Франции в другие страны, поэтому такой тип парка получил еще одно название – французский. С 17 века выражение французский регулярный парк стало общеизвестным термином.

В создании Версаля участвовали признанные таланты: архитекторы Луи Лево, Жюль Мансар и декоратор садов и парковАндре Ленотр. По их замыслу, к Большому дворцу – главной части комплекса – сходились три главных дороги Франции: средняя вела к Парижу, а две боковых - к загородным дворцам и затем в отдаленные провинции. Так на уровне планировки была заложена идея о том, что Версаль – центр французского государства. Вот почему выбор пал именно на это место. Даже сам король захотел участвовать в этом строительстве. Он не только выдвигал общие требования касающиеся «большого стиля», но и собственноручно планировал расположение фонтанов в парке, принимал участие в выборе мрамора, определял сюжеты для росписей интерьера. Все постройки были оформлены в стиле классицизма: фасады зданий (корпусов дворца) делились на три яруса. Нижний отделан рустом, средний – самый высокий и значимый – заполнен арочными окнами, между которыми располагались колонны и пилястрывертикальные выступы стены, обычно имеющие базу и капитель, и тем самым условно изображающие колонну.Верхний ярус укорочен и завершен балюстрадой– периллами из фигурных столбиков, и скульптурными группами, создающими ощущение пышного убранства. Фасад версальского дворца (1).

 

Огромное значение в общем ансамбле придавалось парку. Ленотр отказался от сложных фонтанов и каскадов в стиле барокко. Бассейны Версаля четкой геометрической формы и что важно- с зеркально гладкой поверхностью. Каждая аллея завершается водоемом. В конце Королевской аллеи располагается фонтан Аполлона и канал. С образом Аполлона, древнегреческого бога света, покровителя искусств и предводителя муз, связаны многие композиции в Версале. С ним ассоциировал себя Людовик XIV.

Версальский парк ориентирован по классической оси «восток-запад», поэтому, когда восходит солнце и его лучи отражаются в глади воды, возникает удивительная игра света.

Планировка парка связана с архитектурой: аллеи являются продолжением залов дворца. Главная идея ансамбля – создать мир, где все взаимосвязано и подчинено общим законам света разума и гармонии.

Версаль был богато украшен скульптурой. Один из ее создателей – Франсуа Жирардон, пройдя обучение в Риме у Бернини, значительную часть жизни посвятил оформлению Версальского парка, в его произведениях соединились черты классицизма и барокко. В отличие от Бернини, который изображал накал страстей – драматизм столкновения героев, Жирардон создавал красивые композиции фигур, продуманные скульптурные ансамбли, которые эффектно смотрятся с любой точки зрения. Таковы его скульптурные группы «Аполлон и нимфы» (1), «Похищение Прозерпины» (2).

1 2

Композиционным ядром и центром дворцово-паркового ансамбля Версаля были Апартаменты Короля. Они представляли собой анфиладу комнат, окна которых выходили в Мраморный двор. Здесь находилась королевская спальня, кабинет Совета, два зала и лоджия – все на одной оси. Такой анфиладный принцип характерен для архитектуры 17 века – барокко и классицизма.

Помещения, расположенные анфиладой (смежные комнаты, при открытых дверях образующие коридор), удобны для публичных приемов, балов и многолюдных собраний, но не для обыденной жизни, ведь здесь большинство комнат смежные, проходные.

Но Людовика XIVэто не стесняло, поскольку по его же замыслу центр дворца – это парадная спальняс роскошной кроватью, вокруг которой разыгрывалась утренняя церемония пробуждения короля-солнца, своеобразная «встреча рассвета». В церемонии участвовали самые высокородные аристократы. Они выстраивались в длинную цепочку, передавая друг другу предметы королевской одежды. Наибольшей чести удостаивался тот, кто завершал эту цепочку и одевал короля. Помимо участников церемонии пробуждения, в королевской спальне могли присутствовать и просто зрители: доступ в Версаль был открытым. Кровать имела прямоугольную форму и пышно декорировалась колоннами с балдахином из дорогой парчи и плюмажами из страусовых перьев. Театрализованность жизни пронизывала буквально всё.

Руководящая роль Королевской Академии архитектуры (с 1671 г). Примеры архитектуры и интерьеров периода абсолютизма - дворцы Парижа — Лувр, Тюильри, Пале-Рояль и Люксембург, а также загородные резиденции королей, дворцово-парковые ансамбли — Версаль, Большой и Малый Трианоны, Марли, Сен-Жермен, Сен-Клу, Мёдон, Булон, Шуази-ле-Руа, Рамбуйе и Фонтенбло. У каждого- своя интересная история.

Версаль как регулярный садово-парковый ансамбльпослужил образцом для создания загородных резиденций королей и в других странах. Каждый монарх захотел иметь у себя что-то подобное. Не стали исключением и российские государи. Задумывая Петергоф, Петр Iмечтал создать «свою Версалию».

Новые дворцы отразили черты всех новых направлений в искусстве Франции 17-18 вв.: в архитектуре – классицизма, в интерьерах – в 17 веке барокко, а затем в 18 веке рококо.

Классицизм в живописи Франции 17 века.   Франция – страна абсолютизма, пошла в искусстве 17 века своим самобытным путем. Поэтому там был расцвет национальной культуры: литературы, драматургии, архитектуры, изобразительного искусства. Ведущий стиль французского искусства 17 века – классицизм, в отличие от других стран, переживавших расцвет барокко. В классицизме сложились принципы, которые все художники были обязаны соблюдать. Для картины был обязателен сюжет, причем он должен содержать серьезную духовно-нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя:такие сюжеты брали из истории, мифологии и БиблииХарактерные черты: гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность.Главными были рисунок и ясная композиция, цвет считался второстепенным.

Никола Пуссен (1594-1665) - величайший художник Франции 17 века, проживший большую часть жизни в Италии. Творческиподходил к традициям античности и Возрождения. Сочетал рационализм и эмоционально-чувственное начало, понимал, что художнику-живописцу одной логикой не обойтись. Об этом его своеобразное творческое завещание – Автопортрет 1650 г. (1)В последние годы жизни Пуссена особенно заметно, что он отходит от холодного рассудочного искусства и возвращается к истокам. Он пишет ряд пейзажей и несколько автопортретов, которые ему заказывают коллекционеры. «Автопортрет», написанный для Шантелу, покровителя художника, характерен очень спокойной позой и выдержан в крайне сдержанной цветовой гамме. С темного пространства холста на нас смотритпожилой человек, проницательный взгляд и сама поза говорят о его уравновешенности и сильном властном разуме. Портрет имеет и аллегорический смысл: на заднем плане изображена женщина с «третьим глазом» -она символизирует живопись, в которой играет большую роль интуиция. Видны и две руки, желающие обнять женщину, - что означало любовь к живописи, чувства и эмоции. Полотно приобретено для коллекции Лувра в 1797 году. В своем искусствена мифологические и библейские темы утверждал разумную гармонию мира и необходимость духовного совершенствования личности -  обращение к идеалам общественного блага. Мифологические и исторические картины: «Царство Флоры» 1631-1632 (2), «Танкред и Эрминия» (1630), «Отдых святого семейства на пути в Египет» 1655-57гг. – библейская сцена на фоне итальянского пейзажа, Реалистическая основа образов Пуссена. «Аркадские пастухи» 1627 (3).

1 2 3

В «Царстве Флоры» Пуссен собрал персонажей античных мифов, которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт, Крокус). Танцующая богиня весны и цветов в центре, остальные фигуры расположены вокруг нее по окружности, все они подчинены единому ритму – вся композиция объединена плавным круговым движением. Герои мифов обрели гармонию в чудесном саду Флоры. Сцена напоминает театральную. Театральность - черта искусства 17 века.

В картине «Аркадские пастухи» жители Аркадии – райского места, где неведомы страдания и смерть, обнаруживают надгробную плиту с надписью «И я был в Аркадии». Герои в изумлении обводя выбитые слова пальцами утрачивают детскую безмятежность и задумываются о непостоянстве.

 Пейзаж считался в классицизме низким жанром. Пуссен решает эту проблему вводя стаффаж – маленькие фигурки, оживляющие вид. У пейзажей Пуссена всегда есть сюжет: мифологический или библейский. И это отражено в названиях: «Пейзаж с Полифемом» (1), «Пейзаж с Геркулесом». Персонажи античной природы одухотворяют мир природы.

Пейзажи классицизматоже отличались ясностью, гармоничностью и выверенностью композиции. И в них художник пытался воплотить образ идеального мира далекого от мирской суеты. Поэтому такие пейзажи не были списаны с натуры, они были сочиненными. Пуссен - один из первых художников, кто стал разделять планы цветом. Он разрабатывает классицистические принципы изображения глубины пространства при передаче природы: так называемая «пейзажная трехцветка». Первый план писался в желтых, коричневых тонах, на втором господствовали зеленые теплые тона (большие деревья), а на третьем – холодные, и прежде всего голубой.Сначала цвет у Пуссена - это лишь инструмент создания иллюзии объема и глубины пространства, но он не должен отвлекать от точного рисунка и гармонично организованной композиции. Но со временем художник приходит к большей живописности.

Образ мира в пейзажах Пуссена: цикл картин «Времена года» (1660-1664) – крупнейший пейзажный цикл художника. Здесь каждому из сезонов соответствует один из библейских сюжетов. Цикл начинает картина «Весна» (2), где изображен цветущий и плодоносящий райский сад, только что созданный Творцом, и посреди него прародители, Адам и Ева, стремящиеся вкусить плод от запретного дерева. Завершается же круговорот сезонов «Зимой» (3), где во время Всемирного потопа люди и животные гибнут в ледяных потоках воды.

1 2 3

 

Творчество Клода Лоррена (1600-1682) и зарождение классического пейзажа. Клод Лоррен – современник Никола Пуссена, настоящее его имя – Клод Желле. А прозвище Лоррен он получил по месту рождения – провинции Лотарингия. Большую часть жизни прожил в Риме, куда попал еще ребёнком, там он и сформировался как художник. Лоррен посвятил себя исключительно жанру пейзажа. Но вынужден был следовать тем же принципам классицизма, которые можно заметить в пейзажах Пуссена. Пейзажи Лоррена отличает тонкая колористика и живописность и виртуозно выстроенная перспектива – линейная и световоздушная. Художника интересовало прежде всего изображение воздуха и света. Он тяготел к мягкой светотени и ровному рассеянному освещению, позволяющему передать эффект «растворения» очертаний предметов вдали. Фигуры персонажей на переднем плане кажутся незаметными по сравнению с величественными архитектурой, деревьями, горными склонами, морской гладью, на которой нежными бликами играет свет.Пейзажи с мотивами гаваней: «Утро в гавани» 1640-е г. (1), пейзажи, изображающие различные времена суток, с религиозными сюжетами: «Утро» 1666(2), «Полдень» («Отдых на пути в Египет) 1661(3), «Вечер» 1663(4), «Ночь» 1672(5).

 

1 2

3 3 4

 

Возникновение во Франции академий искусств.

ТворчествоШарляЛебрёна – законодатель «большого стиля» Людовика XIV.Лебрён, ученик Николя Пуссена, главный художник Людовика XIV, художник и теоретик искусства классицизма, в 1648 году организовал Королевскую академию живописи и скульптуры, в 1660 — Мануфактуру Гобеленов, в 1666 — действующую по сей день Французскую академию в Риме.Парадные портреты Людовика XIV (1,2) Гобелен по картону Ш. Лебрена, изображающая посещение королевской мануфактуры самим Лебреном и ЛюдовикомXIV.

 

1 2 3

Классицизм Франции 18 века

Стилистическое многообразие18 века: позднее барокко, развитие академизма, реализм, классицизм, появление рококо,сентиментализм (предромантизм).

Период конца 17 – начала 19 вв- эпоха Просвещения. Хотя идеи Просвещения зародились первоначально в Англии в конце 17 в., наиболее полно они проявилисьво Франции 18 века, где просветители стали "властителями дум", и повлияли на содержание и форму изобразительного искусства в рамках классицизма.

Протест против пороков общества, вера в достижение идеального «царства разума»- эстетические взгляды французских просветителей («Салоны» Дени Дидро). Обнаружение и раскопки городов Геркуланум и Помпеи древнего Рима, влияние идей Руссо и Дидро – все это усилило влияние античности, древних греческой и прежде всего римской культур. Архитектура французского классицизма 18 века.          

Анж-Жак Габриэль (фр. Ange-JacquesGabriel, 1698- 1782гг) — французский архитектор, член Академии архитектуры (1728); королевский архитектор (1742); Первый королевский архитектор (1743); президент Академии архитектуры (1743—1782). Один из основоположников архитектурного классицизма 18 века: Версальский дворец Малый Трианон (1): отделка рустом 1 этажа, высокий средний этаж с пилястрами и уменьшенный третий с балюстрадой.Компьенский дворец (2).

1  2

Площадь Согласия (фр. PlacedelaConcorde) архитектора Габриэля — центральная площадь Парижа, выдающийся памятник градостроительства эпохи классицизма, вторая площадь по величине во Франции (после площади desQuinconces в Бордо). Носила имя короля Людовика XV, после свержения монархии называлась Площадью Революции; своё нынешнее наименование получила в знак примирения сословий по окончании революционного террора в 1795 году.

Клод-Никола Леду (фр. ClaudeNicolasLedoux; 1736- 1806) — оригинальный мастер архитектуры французского классицизма и неоклассицизма нч 19 века, предвосхитивший многие принципы модернизма и конструктивизма. Он применял своеобразный «модулор», исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу). К сожалению, мало что из его архитектуры сохранилось сегодня. Создавал «архитектурные утопии» - идеальные города и здания – жилые и производственные в стиле античных храмов. Дом директора солеварни (1)- фрагмент идеального города Арк-э-Сенан по проекту Леду. Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (фр. Salineroyaled’Arc-et-Senans) находится в лесу Шо неподалёку от Безансона во Франции. Основные здания должны были быть расположены в виде полумесяца. Они были воздвигнуты в 1770-е и 1780-е гг. на средства государственной монополии на соль по проекту архитектора Леду, предпринявшего амбициозную попытку применить рационализм философов Просвещения к планировке и архитектуре крупного промышленного комплекса. «Стереоскопическая геометрия» зданий Леду оказала существенное влияние на становление стиля ампир. Спроектированный Леду «идеальный город» Шополностью так и не был построен из-за Французской революции. Тем не менее в 1982 г. солеварня в Арк-э-Сенан была объявлена памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Закрыта для промышленного использования с 1895 г., сейчас здесь музей.

Жак-ЖерменСуффло (фр. Jacques-GermainSoufflot; 1713 -1780) — французский архитектор, придавший архитектуре французского классицизма холодно-помпезный характер, предвещавший стиль ампир. Мастер смелых градостроительных решений, наставник русского архитектора Василия Баженова. Пантео́н (фр. Panthéon) — архитектурно-исторический памятник, яркий образец французского классицизма в Париже. Первоначально Суффло создал церковь св. Женевьевы, позже при Наполеона— ее назвали Пантеоном, и сделали усыпальницей выдающихся людей Франции.Надпись на входе гласит: «Великим людям благодарная отчизна» (2)

1   2

Живопись французского классицизма 18 века.Творчество Жана-Батиста Симеона Шардена (1699-1779). – замечательнейший самобытный художник, начал писать с натуры, что было необычно для его времени. Натюрморты и бытовые сцены. Особенности: композиции подчинены строгой логике, безупречное чувство ритма, уравновешенность, при колористическом богатстве. Но в темах своих отошел от классицизма: демократизм, поэтизация «третьего сословия», бытовой жанр. Портреты Шардена о ценности личности: «Автопортрет» (1), «Портрет жены» (оба -1770-е г.) (2). Жанровые картины: «Молитва перед обедом» 1744(3), «Кухарка» (4) Повлиял на становление реалистической живописи

1 2 3 4

Передача чистых человеческих чувств и скромных будничных домашних сцен, обретающих под кистью художника поэзию и нравственную значительность. Разрабатывал жанр натюрморта, отдавая дань требованиям классицизма писал тематические натюрморты «Натюрморт с атрибутами искусства» 1760(3,4), «Натюрморт с атрибутами науки» (5). В то же время стремился раскрыть материальную и живописную красоту предметного мира с разнообразием фактур и материалов: «Медный бак» 1730(1), «Десерт» 1763(2).

1 2

3 4 5

Творчество Жана–Батиста Греза (1725-1805) – представителя сентиментально-морализирующего направления в живописи. Использовал искусство для воспитания человека. Идеализация патриархальной морали в творчестве Греза: «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763).

Произведению «Паралитик» посвятил много добрых слов идеолог эпохи Просвещения Дени Дидро. Анализируя выставочный Салон 1763 г., он записал: «...Не должны ли мы теперь возрадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и, тем самым, исправляя нас и призывая к добродетели? Грёз, друг мой, смелее прославляй в живописи мораль и не изменяй этому вовеки! Как жаль, что тебя не было в Салоне рядом с той девушкой, которая, рассматривая голову твоего «Паралитика», вскричала с очаровательной живостью: «Ах, боже мой, как он меня трогает! Но если я и дальше буду на него глядеть, то не удержусь от слез...». И как жаль, что эта девушка не моя дочь! ... Главный персонаж, находящийся в центре сцены и привлекающий внимание, - это старик паралитик, который сидит в кресле, подложив под голову подушку и устроив на табуретке закутанные одеялом ноги. Его окружают дети и внуки, которые хоть в чем-то желают ему помочь... Одна из дочерей приподнимает голову отца вместе с подушкой. Рядом, стоя перед стариком, зять подает ему еду... С другой стороны, мальчик подает дедушке пить. И нужно видеть, как больно мальчику за старика: страдание выражается не только на его лице, оно чувствуется и во всей фигуре... Другой мальчик, постарше, поправляет одеяло у ног паралитика. Между стариком и его зятем протиснулся малыш и предлагает больному щегленка. Как он держит птицу! Каким движением вручает ее! Он верит, что такой подарок исцелит дедушку! Справа, поодаль от старика, изображена его замужняя дочь. Она сидит на табурете, подперев голову рукой. На коленях у нее раскрыто Священное писание. Только что она читала его старому отцу... Все соотнесено с главным персонажем картины — и то, что другие делают в настоящую минуту, и то, чем они занимались минутой раньше... Каждый человек на картине выражает именно ту меру заинтересованности, которая соответствует его возрасту». Стиль: сентиментализм, главное содержание: сочувствие, сострадание

Скульптура французского классицизма 18 века.

Творчество Жана Антуана Гудона -французский скульптор, мастер психологического портрета. Один из самых знаменитых в свою эпоху. Его работы есть в Лувре, Эрмитаже и т.д.Создал галерею психологических многогранных, жизненно ярких портретов представителей эпохи Просвещения, деятелей Французской революции конца 18 в. (бюсты Ж. Ж. Руссо, 1778, О. Г. Мирабо, 1791; статуя и бюст Вольтера (1,2), 1781, Дидро (3).

1 2 3

Творчество Этьена-Мориса Фальконе (1716-1791)– представитель классицизма «Медный всадник» в Санкт-Петербурге – конная статуя Петра I. «Зима» -это статуя-аллегория -иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.

1        2


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 4174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!