Учение Томаса Роберта Мальтуса



Основные работы: «Опыт о законе народонаселения» [«AnEssayonthePrincipleofPopulation»] (1798). «Начала политической экономии» [«ThePrinciplesofPoliticalEconomy»] (1820)

2.5.1. Теория народонаселения

Наиболее важный вклад, внесённый представителем классической школы Т. Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой он связал экономические и демографические факторы. Причем в его постановке этого вопроса зависимость оказывается двусторонней: как экономика влияет на изменение численности населения, так и величина населения оказывает воздействие на экономику.

Т. Р. Мальтус начинает с того, что выдвигает своего рода «основной биологический закон», которому подчиняются все живые существа: «... великий и тесно связанный с человеческой природой закон, действовавший неизменно со времени происхождения обществ..,» который «... состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи...»[12]Как пишет далее, ссылаясь на доктора Франклина, Т.Р. Мальтус: «единственной границей воспроизводительной способности растений и животных является лишь то обстоятельство, что, размножаясь, они взаимно лишают себя средств к существованию».[13]

Однако, если у животных инстинкт размножения не сдерживается ничем, то человек обладает разумом, играющим роль ограничения, накладываемого человеческой природой на действие биологического закона. Побуждаемый тем же инстинктом размножения, что и другие твари, он удерживается голосом разума, внушающим ему опасение, что он не в состоянии будет обеспечить удовлетворение потребностей своих детей.

Все было бы ещё ничего, если бы росту количества ртов соответствовало увеличение производства продуктов питания. Однако, по мнению Т.Р. Мальтуса (как впрочем, и других классиков), такого не происходит, ибо производство в первичном секторе (где как раз и создаются продукты питания) подчиняется закону убывающего плодородия почвы (см. раздел 2.3.3). «Человек стеснён ограниченным пространством; когда мало-помалу... будет занята и возделана вся плодородная земля, увеличение количества пищи может быть достигнуто не иначе, как только путем улучшения занятых ранее земель. Эти улучшения, по самым свойствам почвы, не только не могут сопровождаться постоянно возрастающими успехами, но, наоборот, последние будут постепенно уменьшаться, в то время как население, если оно находит средства существования, возрастает безгранично, и это возрастание становится, в свою очередь, деятельной причиной нового возрастания»[14].

ПоэтомуТ. Р. Мальтус постулирует увеличение выпуска средств существования в арифметической прогрессии (1, 2, 3...), а ростнаселения в геометрической прогрессии (1, 2, 4...).Очевидно, что производство средств существования расширяется медленнее, чем растёт численность населения. Рано или поздно величина населения превзойдет фактически доступную сумму средств существования, и начнётся голод.

Однако в действительности рост населения происходит не беспрепятственно. Преграды, стоящие на пути к беспрерывному увеличению численности населения, можно классифицировать следующим образом (табл. 2.5.1).

Таблица 2.5.1.

Препятствия

Предупредительные

(влияющие на уровень рождаемости)

Разрушительные (влияющие на уровень смертности)
1. Нравственное обуздание 2. Пороки 3. Несчастья
     

1. Нравственное обуздание: «Долг всякого человека состоит в том, чтобы решаться на брачную жизнь лишь тогда, когда он может обеспечить своё потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния»[15].

2. Пороки: «Распущенность, противоестественные связи, осквернение супружеского ложа, ухищрения, предпринимаемые для сокрытия последствий преступной и противоестественной связи»[16].

3. Несчастья: «... вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод»[17].

Из своих рассуждений Т.Р. Мальтус делает следующие политические выводы: «Если при настоящем положении всех исследуемых нами обществ естественное возрастание населения постоянно и неуклонно сдерживалось каким-либо препятствием; если ни лучшая форма правления, ни проекты выселений, ни благотворительные учреждения, ни высшая производительность или совершеннейшее приложение труда, - ничто не в силах предупредить неизменного действия этих препятствий, тем или иным образом удерживающих население в определённых границах, то из этого следует, что порядок этот есть закон природы и что ему необходимо подчиняться; единственное обстоятельство, предоставленное в этом случае нашему выбору, заключается в определении препятствия, наименее вредного для добродетели и счастья.

Если возрастание народонаселения неизбежно должно быть сдержано каким-либо препятствием, то пусть лучше таковым окажется благоразумная предусмотрительность относительно затруднений, порождаемых содержанием семьи, чем действие нищеты и страданий»[18].

Эту теорию можно в принципе подвергнуть сокрушительной критике, начинающейся от того, что Т. Р. Мальтус не исходил из принципа рациональности поведения людей, и заканчивающейся тем, что он использовал несостоятельные статистические данные по приросту населения - им учитывалась в основном статистика США, где огромную роль играла иммиграция. Однако современная история слаборазвитых стран показывает, что связь между бедностью и нерегулируемым быстрым ростом населения является весьма тесной.

2.5.2. Теория ценности и реализации

Т.Р.Мальтус занимался также исследованиями в области теории ценности. При этом он отверг трудовую теорию ценности в редакции Д. Рикардо на следующем основании: эта теория не в состоянии объяснить, каким образом капиталы с разной структурой, т.е. с разной долей вложения в труд, приносят одинаковую норму прибыли. Кроме того, если заработная плата рабочего является лишь частью ценности, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом представляет собой неэквивалентный обмен, нарушение законов рыночного, товарного хозяйства.

Как и Ж. Б. Сэй, Т. Р. Мальтус стал развивать «нетрудовой» вариант смитовской теории ценности. Ценность товара определяется не только затратами «живого труда», но и прочими издержками производства, к которым он отнёс «овеществлённый труд», т.е. затраты, связанные с использованием средств производства (капитальных благ), а также прибыль на вложенный капитал.

И здесь тема ценности становится тесно связанной с проблемой реализации и перепроизводства. Т. Р. Мальтус первым в истории экономической мысли осуществил постановку этой проблемы. В его трактовке эта проблема формулируется следующим образом.

Пусть издержки, связанные с использованием («живого») труда символом x, издержки, связанные с использованием средств производства - y, а прибыль - z. При реализации товаров x будет оплачено рабочими, y - капиталистами (при продажах товаров друг другу); но кто оплатит z (если z не будет оплачено, то, естественно, часть товаров не будет куплена, и возникнет кризис перепроизводства)?

По мнению Т. Р. Мальтуса. z будет оплачена так называемыми «третьими лицами», т.е. людьми, которые только потребляют, ничего при этом не производя. К ним он относит военных, государственных должностных лиц, священников, землевладельцев и т.д. Он считал, что их существование представляет собой необходимое условие для существования рыночной, капиталистической экономики.

«Ахиллесова пята» теории реализации Т. Р. Мальтуса состоит в том, что он не объяснил, откуда «третьи лица» возьмут финансовые средства для оплаты z. Если, например, предположить, что такие средства поступят им в виде ренты, налогов, десятины и т.п., то это означает ничто иное, как вычет из доходов рабочих и капиталистов; величина суммарного спроса (или, как сказали бы современные макроэкономисты, величина совокупного спроса) не изменится.

Однако заслуга Т. Р. Мальтуса состоит в самой постановке проблемы реализации, нашедшей развитие в трудах тех, кто явился творцами и продолжателями Кейнсианской революции.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!