Восхождение от абстрактного к конкретному. Метод прогностич иссл.



От абстрактного к конкретному. Разраб Гегелем, применялся в работаз Маркса. Понятие- способ, при помощи кот мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное.Маркс считаел его единс возмож методом,тк только он позволяет познать предмет науки полностью.Конкретное-реально сущ единич объект,процесс,суб,действие (у Маркса товарно-капиталистич формация в целом и система категор и понятий,отражающ реально сущ конкретность)лишь после того. Как путем анализа были выделены абстрактные всеоб отнош(раздел труда,деньги,стоимость), предсав возможным осущ восхожд от простейших абстракций. Восх от А к К имеет собствен содержание (требования: начало Восх от АкК выступ простейшая А,отраж такое отношен предмета,кот явл неразлож в рамках исслед предмета;исходная А содержит в начале все противоречия иссл предмета, на осн кот выраст др отнош и связи;восх от АкК осущ в проц раскрыт внутрен противоречий самой вещи;основывается на изуч реально сущ общ)Асканазий попытка прим метода в сфере науки гражд права(два этапа познания:1.выяснение закономер развития экономич отнош, кот лежат в основе соот пр институтов 2.показано как на базе общ формац складыв опред пр явл и институты)результ познания-прав нормы и отношения. Познанные как необходимые во всех своих качествах и определениях. Конкретное в пр науке-не отд пр институт или норма права, а право в целом или отд отрасль права. Специфика метода- взаимосвязь категорий и понятий в пределах тотального целого – отрасли права или права в целом, а не отдельного института. Метод является единственным методом, способным раскрыть диалектику конкретного,реализовать ее ядро-закон единства и борьбы противоположностей. Прин нем познание не огранич только констатацией противоречий,должно объяснить их причины.

Прогностические исследования-иссл, проводимое в целях получ необх данных для обоснов суждений о бедующем. Предвидение – важная функция науки,свидетельство ее способности верно отражать закономер развит природы,мышления,общ. Прогноз имеет доказат силу и надлеж науч объяснение. Предмет иссл-все, что мб изучено при помощи соц пр исслед. Наиб актуал прогнозы:измнен,кот могут претерп система права,отд отрасли,прав инст,предмет пр рег; эффектив дейст пректир законов,их последствия;кол-ые и кач-ые параметры прав сознания отд соц гр,прав псих населени;института прав личности с учетом сост экон,полит режима;сост законности в стране,динамика разл видов правонаруш;тенденции развит юр науки. Нельзя достоверно прогнозировать: поведение конкрет личности;состояние пр явл,не способ к развитию; содер новых теорет знаний о праве; сложн прав явл и процессы. Цели прогнозирования-воссоздание будующего на уровне конкретных,грядущих явлений и процессов.Исходная база иссл-теоретич знания.Результаты-эмпирич описание того,что будет. Мысль движется от теории к практике. Исслед процедуры:6: опред кач и кол-ых характеристик объекта прогнозир,динамика его изм за опред срок; выявл внешних факторов –соц пр явл,кот оказ позит и негатив возд на О;пострение математич модели.опис систему связей и отнош О с внешн факторами; изуч кач и кол характер-ик факторов,формы и тесноты связи му ФиО; предсказание путей и способов измен,развития внеш факторов;составл прогноза будущ состояний иссл О. 1ые 4-соц прав иссл. 5-6-собственно прогнозир. Прогноз состоит из 2 частей: поисковая (опис будующ, конкрет сост иссл О на опред дату,оценка его состояния, степень его соот дейст закономер и потреб, положит и негатив стороны в этом состоянии) на ее основе составляется нормативная (формулир меры, кот нужно принять, чтобы обесп развит О в полном соот с дейст закономер. Свести к минимуму негоатив аспекты). Необходимое условие прогноза- его надежность. Методол прогностич иссл недостаточно развита, наиб успехи в прогнозир достиг в криминологии, при составл прогнозов развит преступности.

41. метатеоретичпр исслед.(понятие,предмет,значение)Метатеоретич—исслд, напрв на разраб проблем испол в познан гос и права философ,общих,спец и частых методов. Предмет ис-не законом развит права , в законом развит науч познания, принц и правила получ достовер,истин знания о праве. Значение.С помощью конкрет-социологич, статистич, срав-прав методов представ возможным расширить эмпирич базу науч исслед;осущ углуб анализ механизма соц действия права. Методологич основа науч познания замещается методами, недостат научч плодотворность которых убедит доказана историей развития науки. Основным методом для правов-отраслевиков остается форм-логи, догматич анализ дейст зак-ва. Основные направления.Исслед проблем материал-ого правопоним в современ условиях(потребность в объек оценкке действит достоинств и недостат положен материал теории права,сформул основопол марксизма.систем и полной исслед МТ права имеет первостеп занчение,тк становится возможным:дальнейшее развит иппу, значит развитие соврем теории права,углуб научного анализа механизма объектив обусловленности современ права) Иссл проблем применения общих,специал и частных методов на уровне эмпирич иссл (разработка методов соц прав иссл, сравнит правоед;активизир разраб методологии науч познания с прим современ комп техн,математич и системат методов,способных значит расширить способности юристов в изуч практики реализ права) Проблема методов теоретического познания права (необ их разработка,раскрытие сути метода восхожд от конкретного к абстрактному) Иссл проблем системного строения метода пр науки( в учебниках они рассм как суммативное целое,состав методов предстает далеко не полной совокупностью) Исс проблем применения синергетики, герменевтики, феноменологии и иных соврем познават средств в познании объекта и предмета пр науки.

42.Структурализм (Ф. Соссюр, К. Леви-Стросс) основывается на структурном методе, который предполагает выявление структуры объекта исследования как совокупности отношений, неизменяемых при преобразованиях данного объекта. Структура рассматривается не просто как устойчивый «скелет» объекта, а как совокупность правил, по которым из данного объекта можно получить второй, третий и т. д. путем перестановки элементов его структуры. Выявление единых структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается не за счет отбрасывания различий между ними, а путем выведения различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единой абстрактной первоосновы. Структуралисты переносят внимание с элементов объекта и их природных свойств на отношения между элементами и зависящие от них свойства.

Критика основных положений структурализма в 1960-х гг. привела к появлению постструктурализма (М. Фуко). Постструктурализм отвергал идею о наличии у социального мира какой-либо основополагающей логики или структуры. По их мнению, существует лишь поверхностный, внешний мир, лишенный каких-либо глубинных связей. Поэтому предметом социологии должен быть мир, каким он переживается на практике, а не гипотетические базовые структуры. В правовой науке эти направления методологического знания применяют к таким юридическим конструктам, как «система права», «система законодательства» и «правовая система».

Применительно к системе права можно отметить следующее. Вопрос о системе права — это вопрос о строении права, о том, как право организовано изнутри, как оно вообще устроено и какова внутренняя структура (структурализм). В советский период российского правоведения ей были посвящены две общесоюзные научные дискуссии (в конце 1940-х и во второй половине 1950-х гг.). В 1982 г. проблемы системы права обсуждались учеными на страницах журнала «Советское государство и право».Сразу следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система». Последнее охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В правовую систему входят все правовые явления, необходимые для процесса правового регулирования. Причем право (объективное право), которое в данном случае мы рассматриваем как систему, в правовую систему входит как элемент наряду с другими элементами: правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосознанием, системой законодательства и др.Системность — одно из важнейших качеств права, и оно присуще ему объективно. Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями общественной жизни, регулируемой социальной сферы.

43. Натурализм – методология зания права, в базе которой лежит мысль разъяснения и обоснования права средством апелляции к законам природы. Природа выступает в таком контексте как сущностное основание права и как аспект справедливости имеющихся норм права. Натурализм в юридической науке – явление неоднородное. Представители этой школы прибегают к разным видам редукционизма, в их рассуждениях находятся элементы биологизма (Спиноза), механицизма и биорганицизма (Т. Гоббс), географического детерминизма (Ш.Л. Монтескье) и др. под естественным правом понимали совокупность прав, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека и независимых от конкретных социальных условий и государства. Природа в теоретических построениях сторонников юснатурализма выступает как главный авторитет в защите идеи равноправия людей и критике существующих форм права. Обращение к природе как сущностному основанию права, в представлении юснатуралистов, открывало возможности превращения правоведения из знания умозрительного в знание научное. Естественное право издавна противопоставляется положительному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.

Что касается первого противопоставления, то оно обуславливается не только вечным противоречием идеала с действительностью, но также и некоторыми особенностями положительного права, которые обостряют и подчёркивают это противоречие. Положительные законы рассчитываются обыкновенно на долговременное применение. Как нормы общие и твёрдые, они не могут изменяться с каждым изменением отношений, для которых они созданы, — а между тем жизнь уходит вперёд и требует для себя новых определений. Даже самые лучшие законы редко удовлетворяют всех; разнообразие общественных интересов не может найти для себя полного примирения в законодательстве. Отсюда протесты против положительного права, облекаемые в форму требований права естественного. Постановления положительного права объявляются изменяющимися и произвольными; естественное право ставится над ними, как некоторая высшая норма, черпающая свою силу в требованиях природы. Предположению о существовании права, вытекающего из природы, способствовало и то наблюдение, что среди определений каждого права есть известные положения, как будто бы не зависящие от произвола людей и предустановленные самой природой. Это наблюдение заставляло в самом действующем праве открывать следы права естественного и различать в юридических установлениях неизменные и естественные определения от изменчивых и произвольных.

Таким образом, издавна концепция естественного права имела двоякий состав: она покоилась на практическом требовании более совершенного права и на теоретическом наблюдении естественной необходимости известных правоположений. Эти два элемента могли поддерживать друг друга, но не могли быть сведены один к другому: в первом случае естественное право ставится надположительным, во втором оно является лишь известной частью положительного права. В историческом развитии естественно-правовой доктрины можно постоянно наблюдать эту двойственность его концепции.

44. Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность[источник не указан 1075 дней]. То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть доГегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

45. Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Термин «прагматизм» впервые употребил Кант в «Критике практического разума», в американскую философию его ввел Пирс.

46. Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна[1]):

•искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности[2];

Автором первой обобщающий работы по герменевтике был христианский мыслитель Аврелий Августин (354—430). Его труд назывался «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия».

47. Сущность феноменологии. Феноменологическая редукция как способ исследования права ориентирована на выявление и описание его безупречной, структуры. Феноменологическая редукция подразумевает сведение эмпирического познания права к познанию чистому. Представитель-Алексеев. Идеальное право есть ничто иное как сущность права, обусловливающая существование реальных правовых понятий, явлений, норм и конструкций, и одновременно являющаяся критерием оценки действующего правопорядка. При этом идеальное и реальное право не противопоставлены друг другу, но находятся в неразрывном единстве, поскольку сущность права проявляется только в существовании реальных правовых феноменов. Предмет исследования позиционируется как безупречная база права

 

48. Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом.( представители- Спенсер) философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Неопозитивизм.Основатель – Поппер. По мнению неопозитивистов, наука, претендующая на точное знание, должна складываться из предложений двух типов: логико-математических и эмпирических, описывающих факты опыта. Важнейшим принципом для них является принцип «верификации», т.е. принципиальной возможности опытной проверки всех элементов научного знания. Все непроверяемое таким образом знание должно быть устранено из науки.

постпозитивизм базируется на работах английского философа Карла Поппера (1902-1994), выдвинувшего в противоположность принципу верификации другой – принцип «фальсификации». Научная теория, согласно Попперу, не может быть согласована со всеми фактами, поэтому она должна исключать те факты, которые принципиально с ней не согласуются. Причем, чем больше фактов опровергает (фальсифицирует) теория, тем в большей мере она может быть оценена как научная.

49. Синергетика — новое научное направление, сформировавшееся в России лет 20 назад, исследующее механизмы перехода сложных систем от беспорядка (хаоса) к порядку. Синергетика, разработанные ею новые действенные способы познания случайностей в не-посредственной практике могут использоваться лишь на эмпири-ческом этапе научного познания либо при проведении прогнозных исследований развития государства и права. На теоретическом же этапе синергетика, как и иные эмпирические методы, будет бес-сильна. В любом случае синергетика не может заменить диалекти-ческого материализма как философского учения о всеобщих зако-номерностях развития природы, общества и мышления. Как следует из пояснений А. Б. Венгерова, синергетика — это наука о «самоорганизующихся случайностных процессах», в которых «именно случай толкает систему в неожиданном, непредсказуемом направлении». В реальной жизни мы признаем наблюдаемые процессы случайными лишь на том основании, что закономерности, которые должны были действовать в данных условиях, не проявили себя должным образом и вместо ожидаемых результатов мы имеем иные — непредвиденные.

Например, коммунистическая партия была уверена в том, что она, опираясь на политические, экономические и иные законы, построила в СССР развитое социалистическое общество, а развал Советского государства является случайным событием. Однако можно ли назвать это событие действительно случайным, а не закономерным результатом явного банкротства партии, ее неспо-собности не только понимать закономерного хода социальных явлений и процессов, но и обеспечить функционирование партии на подлинно демократических началах, обеспечить свободу критики и обсуждения текущих вопросов жизни и деятельности партии? Партия, утратившая связь с жизнью, неспособная понимать социальные процессы и управлять ими.не случайно, а закономерно оказалась на том месте, которое она честно заслужила, — на задворках истории.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!