Средневековая западноевропейская юридическая наука.



Зарождение правовых знаний в культуре древневосточных цивилизаций.

Наиболее ранние упоминания о возникновении законов перед изобретением письма были примерно 3500 лет до н.э. Первый известный юридический текст был создан где-то в 2100 году до н.э. королем месопотамского города Ура, которого звали Уром-Намму. Нормы и правила, созданные в обществе для защиты его индивидов и поддержания порядка, послужили созданию более обширного и дифференциального свода законов объеденных в целые кодексы. Возможно, в этом вопросе далеко не последнюю роль играют национальные традиции, менталитет, модели построения социальных отношений и т.д. Египет 1) древнеегипетский язык — юриспруденция Древнего царства (XXX— XXII вв.); 2) среднеегипетский язык — юриспруденция Среднего царства (XXII—XVI вв.); 3) новоегипетский язык — юриспруденция Нового царства (XVI— VIII вв.). Мифы — основа понимания государства как космополитического механизма, посредством которого египтянин контактирует с миром богов, вечностью и бессмертием. Живой царь соединяет народ, время, вечность, мертвый — гарант бессмертия, предмет обожания египтян. Утверждается вертикальное юридическое мышление со шкалой конечного и бесконечного бытия. Государство — юридическая связь египтян с вечностью, а народ — опекаемая этой вечностью общность, что давало опору и уверенность в жизни, но в перспективе лишало подданных возможности самоопределения (обретения прав человека), создавая ситуацию опеки, вечно защищенного детства. В целом просматривается племенная и мифопатриархальная концепция царственности, то есть раннеклассовой государственности. Одной из первых известных коллекций законов является Кодекс Хаммурапи, который был издан королем Вавилона с 1728 года до н.э. до 1686 года до н.э. Еще одним ранним сборником законов был Староеврейский Кодекс (Моисеев Закон), созданный примерно в 1400 году до н.э. Юриспруденция в Двуречье носила теономный характер, представлена в многочисленных мифах и легендах. Юстиция Месопотамии в целом представлена образом "пути благополучия и справедливости", который неразрывен с "царственностью", с идеей царской власти, с государством. Неизменность решений судьи высоко ценилась в Древней Месопотамии. Твердость слова и решения была характерной также для царей и для богов. Право в Законах Хаммурали подразумевает неравенство сословий: свободных (с их делением на два разряда — авилумов и мушкенумов), рабов-иноплеменников (захваченных на войне) и долговых рабов (на срок не свыше трех лет). Индия Юридических школ было много. Расскажу о трех главных: брахманизме (X—VI), буддизме (VI в. до н.э. — III в. н.э.), кшатрийском брахманизме ("Артхашастра", III—V) с модификацией его в индусское право — оригинальную правовую систему исповедующих индуизм. Это персонифицированное право с личным статусом индуса существует по сей день. Его характерная черта — традиционализм. Без учета последнего невозможно понять, почему эта страна с низким уровнем потребления политически стабильна. Тысячелетиями она не имела революций и смут. Даже национально-освободительное движение против Англии базировалось на принципах ненасилия Махатмы Ганди. Из-за древних корней в юстиции индусов сохранилось много эгалитарных идей, отрицается эгоизм и потребительство- Носитель властных полномочий — праведник. У индусов сугубо рационалистические понятия государства, права, закона, суверенитета отсутствуют. Постепенно юридическая наука начала становится для народов Западной Европы неизменным спутником правового развития.

Становление юридической науки в Древней Греции.

Потребность греков в правовой науке была обусловлена поисками оптимального варианта политико-правового режим, способного обеспечить активное участие свободных граждан в делах государства и в экономической сфере, а также стабильный правопорядок, основанный на государственном принуждении огромной массы рабов и свободных лиц, совершивших преступления.

Характерная особенность формирования правовой науки мыслителями древней греции состоит в том, что они не ограничивали свои исследования разработкой только политико-правовых проблем. Они прежде всего искали ответы на философские вопросы, связанные с пониманием устройств мира, причин мироздания, гармонии души и разума, духовного и телесного. Но поскольку мироздание включает такие компоненты, как государство и прво, то греческим мыслителям неизбежно приходилось искать ответы на вопросы, связанные с раскрытием природы и сущности этих явлений. Первые наиболее значимые результаты становления правовой науки связываются с деятельностью 7 греческих мудрецов 6-4 вв до н.э. (Фалес Милетский, Солон Афинский, Питтак из Митилены и др.), сформировавших ряд нравственных требований (гном), не утративших значения и по настоящее время. В частности, ими была сформулирована одна из важнейших библейских заповедей: не делай другому того, чего не желаешь для себя, - а также такие гномы, как «взятое в долг следует отдавать», «народное правление лучше тирании», «законам покорствуй», «познай самого себя». Глубокие и системные знания о государстве и праве, заложившие основы правовой науки, были представлены величайшими мыслителями древности: Сократом, Платоном и Аристотелем. Ими были поставлены и даже частично решены основные вопросы правовй науки: причины происхождения государства и многообразие форм, оптимальные формы гос. устройства, соотношение права и закона, закона и справедливости, всеобщие черты права, понятие преступного и форм его вины. Платон обоснованно полагал, что происхождение государства имеет закономерный характер, обусловленный разделением труда и необходимостью постоянного обмена товарами и услугами между индивидами. Аристотель впервые сформулировал положение о том, что стабилизатором порядка в обществе выступает средний класс, тогда как богатая плутократия и другие свободные лица, не принимающие активного участия в общественно-полезном труде, постоянно ориентированы на борьбу за власть и порождают самые различные политико-правовые конфликты. Значительный интерес и сегодня вызывает его трактовка справедливости как права. Аристотель подразделяет справедливость на 4 вида: уравнивающую, распределяющую, естественную, условную – и тем самым фактически намекает на деление права на частное и публичное. По его мнению, гражданские, трудовые и семейные отношения государство регулирует с помощью уравнительной справедливости, тогда как на базе распределительной осуществляется регулирование отношений между государством и индивидом. Основы правовой науки, сформулированные Сократом, Платоном и Аристотелем, были развиты представителями эпикурейской и стоической школ (4-2 вв до н.э.), зародившихся в Древней Греции. Далее эти учения были восприняты мыслителями Древнего Рима.

3.Наука о праве в Древнем Риме.Постепенно формирование самой юриспруденции, которая потом выделилась в самостоятельную науку, зарождалось в Древнем Риме, где со временем образовалась определенная система юридического обучения. Правда, такое образование было доступно далеко не всем, и первыми кто изучал эту науку, были жрецы. Но это абсолютно логично, ведь у самих жрецов была определенная власть и возможность влиять на группы людей, поэтому они просто обязаны были знать право, с другой стороны они имели некоторые привилегии по сравнению с общей массой народа, что собственно и способствовало их юридическому обучению. Однако 254 году до н. э. один человек с именем Тиберий Корунканий, который был первым верховным жрецом из плебеев заявил, что он будет рассказывать о праве всем желающим. Тем самым Тиберий положил начало общественного преподавания права. Возможно, благодаря этому поступку впоследствии появилась первая частная юр. школа, в которой учителя читали право, отвечали на вопросы и дискуссировали с обучающимися. Эта школа была основана Сабином в первом веке н. э. После того как прошло 3-4 века уже было создано несколько таких школ, в которых учащиеся посещали лекции на протяжении четырёх лет (в Риме, Афинах, Константинополе, Александрии, Бейруте, Цезарее), а в 533 году по указу императора Юстиниана обучение было продлено до 5-ти лет. Сам Юстиниан также приказал обязательно изучать его Институции, Кодекс Юстиниана и Дигест. На протяжении веков были изданы тысячи книг и обучены тысячи юристов. Однако формирование юриспруденции как самостоятельной науки началось все-таки в основном благодаря таким римским юристам как Гай, Павел, Ульпиан, Папиниан, Цицерон, Сенека и Эпиктет (стоики). Разгадка римской юснеординарности — в солидарности индивидуального Я и социальной группы, патрона и клиента. Рим — родина самостоятельной светской науки правоведения. Его юристы тщательно разработали понятийный аппарат этой науки в целом, а также отдельных отраслей Римская юриспруденция охватывает тысячелетия, состоя из трех периодов: раннии, царский (745—510); зрелый, республиканский (509—28); поздний, императорский (27—476). Правоведение в Риме — тоже один из авторитетных источников, в чем особая специфика римской юстиции. Для античности, как, впрочем, и для других периодов истории, характерной является та особенность, что наиболее важные в теоретическом отношении политические идеи появляются в период кризиса и ломки традиционной государственности или как попытка ее «критического преодоления» (ниспровержения) или в форме реставрации приходящих в упадок ценностей и норм. Цицерона (106–43 гг. до н.э.) – наиболее выдающегося римского идеолога, защитника римских институтов и политических нравов. Политическое учение Цицерона основывается на двух идеях: а) справедливость осуществляется в государстве путем принятия наилучшей конституции; б) закон ничто без людей, которые могут заставить эти законы уважать. Он исходит из убеждения, что политика при всех своих противоречиях является результатом «разумной установки», существующей вне сиюминутных человеческих устремлений в виде «непосредственного разума», позволяющего людям действовать в соответствии со справедливостью. Развивая идеи греческих стоиков, Цицерон в сочинении «О Законах» отмечал, что «по истине существует только одно право, которое связывает воедино человеческое сообщество и устанавливает единый закон» (115, 42). Наилучшим является государство со смешанной конституцией, соединяющей царскую, аристократическую и народную разновидности власти. Воплощение этой конституции Цицерон видел в римских институтах, соответственно, во власти консулов, сената и народного собрания. Отклонение от нравов предков несет угрозу тирании. Высшим гарантом такого равновесия должен стать принцепс – главное лицо в государстве, примиряющее конфликтующие интересы. Собственность на землю — основа правовых отношений Средневековья, кулачного права, иерархии сословий неравного статуса. Крестьяне подвергались принуждению в различных формах (от сословной недееспособности до крепостного права). Возникла жесткая вертикаль суверенитета — вассалитета. Оправдывалась она, однако, христианской теократией. "Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона. Католицизм, оказавшись единственным объединяющим началом, не только укрепляет свои позиции, но и предъявляет претензии на подчинение себе светских властей. Всем этим обусловлено господство теократических мотивов в юровидении этой эпохи. В Европе борьба между светской и духовной властями шла с переменным успехом. Священная Римская империя германской нации, а вместе с ней и примат цезарской власти. Преодолевая сопротивление церковной иерархии, ее императоры трижды завоевывали Рим, пока папы окончательно не смирились со своим положением "на вторых ролях . Сформировалась доктрина цезарского универсализма, в которой использовались следующие аргументы; а) священный характер империи; цезарь — наместник Бога во всем христианском мире, причем помазание при коронации подчиняет его только Богу, а не папе; б) цезарская власть наследуется от древних римлян, ее цель — цивилизаторская миссия Рима; в) апелляция к римскому праву, которое именовалось "цезарским правом"; перенесение на германского цезаря Юстинианова тезиса о монархии как единственном источнике справедливости; обоснование абсолютного характера цезарской власти волей народа, вручившего ему эту власть раз и навсегда.

Средневековая западноевропейская юридическая наука.

Юриспруденция, столь пышно расцветшая в античном Риме и затем своеобразно продолженная византийскими правоведами, возродилась в Западной Европе в XII в. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065-1125) школы глоссаторов в Болонье. Целью данной школы являлось изучение первоисточникам собственно римского права без наслоившихся на него в последующем иных юридических форм. Интерес к римскому праву стимулировали прежде всего обстоятельства сугубо практические. Как только промышленность и торговля активизировали хозяйственную деятельность, развили дальше частную собственность, имущественный оборот, было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право. Потребности развития феодальной государственности обусловили тот факт что в некоторых отношениях рецепции подверглось и публичное право Древнего Рима.

В западноевропейском средневековье кроме римского права действовало также право каноническое (церковное) и обычное. Каждая изэти трех ветвей права имела своих приверженцев.

Приверженцы римского права (получившие название "легисты") не ограничивались одним только его штудированием и комментированием, но занимались еще и тем, что приспосабливай таковое к экономическим и политическим изменениям, которые объективно происходили в феодальном обществе. Как противники системы привилегий (чуждой римскому частному праву) они добились, например, получения лицами из бюргерского сословия легальной возможнсти приобретать недвижимость (в том числе имения феодалов). Многое было предпринято ими для того, чтобы изъять дело правосудия из рук отдельных сеньоров, римско-католической церкви и сосредоточить его в руках королевской, общегосударственной власти. В своей поддержке государей, боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть, юристы рассматриваемого направления доходили до оправдания абсолютизма и признания воли монарха силой более высокой и авторитетной, нежели право.

Сторонники обычного права тоже являлись союзниками королевской власти. Однако у них в целом не было намерения считать эту власть абсолютной и подчинять ей закон. По их мнению, долг государя – повиноваться закону, стоящему над ним. Законы же, которым и государю надлежит руководствоваться при управлении страной, следует создавать не единоличным повелением монарха. Приверженцы обычного права активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебной практикой. Иные общественно-политические позиции занимали правоведы, которые отдавали предпочтение каноническому праву, регулировавшему отношения как внутри самой церковной организации, так и между церковью и мирянами. Юристы этого направления старались выстроить единый и эффективный (по их понятиям) правовой комплекс, объединяя в нем ряд предписаний Библии, решения церковных соборов, извлечения из папских энциклик и булл, отрывки из трудов "отцов церкви", некоторые нормы римского и обычного права. Первый свод канонического права – "кодекс Грациана" – составил в XII в. монах Грациан. Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто светский характер.

В развитии западноевропейской юридической мысли средневековья наметились две тенденции. Одну характеризует внимание к проблематике естественного права, поднятой еще в римской юриспруденции и осваиваемой преимущественно философскими методами. Другую отличает интерес к нормам, принципам, системе позитивного права, изучаемого в основном посредством приемов юридико-догматического и историко-филологического анализа. Обе эти тенденции "наследуются" юридико-теоретическим знанием нового времени. Первая из них ощутимо чувствуется в трудах Г. Гроция, иных виднейших представителей школы естественного права, расцвет которой наступил в XVII–XVIII вв. Вторая особенно отчетливо проявилась в построениях и исследовательских методиках исторической школы права (конец XVIII – начало XIX в.) и юридического позитивизма XIX в.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 2482; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!