Европейская юридическая наука в ХVIII – ХIХ вв.



Идея естественного права в европейской общественной мысли. Возникновение концепции естественного права было связано с необходимостью ответа на следующий кардинальный вопрос правовой теории: исчерпывается ли понятие права концепцией позитивного закона? Не существует ли, наряду с позитивным правом, другое право, выражающее идеальные ценности, реальность которых вследствие этого отнюдь не становится меньшей? Это право может быть названо естественным (природным), поскольку по выражению Монтескье, оно соответствует «природе вещей», или природе человека как рационального существа, цель которого – жить в соответствии со своей природой. Речь идет, таким образом, о праве, которое справедливо само по себе – везде и на все времена. Попытки сформулировать цель такого права восходят к античной классике («Антигона» Софокла). Аристотель в «Риторике» разделяет закон, сформулированный и провозглашенный каждым полисом для своих собственных граждан, и «универсальный закон» всего человечества, который он называет «законом природы», определяющим естественную форму справедливого и несправедливого, свойственную всем людям.Концепция Аристотеля, развитая школой стоиков, легла в основу римской юриспруденции: наряду с гражданским правом (jus civile), признаваемым и усиливаемым деятельностью римских судов, они разрабатывали концепцию естественного права (Jus naturale), которое составляет, скорее, дух права, вдохновляющий юристов и судей, влияющий на составление законов, но не являющийся законом в строгом смысле этого слова. Аналогичные идеи развивались отцами церкви в эпоху Римской империи, средневековыми схоластами, мыслителями-иезуитами эпохи контрреформации (конец ХVI – первая половина ХVII вв.). С возникновением светской школы естественного права в ХVII в. (Гуго Гроций) религиозный элемент становится господствующим. Эта школа апеллирует к природе как источнику справедливости, этическому кодексу, ведущее свое происхождение непосредственно из человеческого разума и имеющих в качестве цели максимальную степень человеческого счастья. 2. Ш.-Л. Монтескье. Окончательный теоретический вариант этой концепции, получивший всеобщее признание, был разработан Ш.-Л. Де Монтескье (1689–1755). В 1748 г. Основная цель, которую поставил перед собой Монтескье – изучить все многообразие применения фундаментальных принципов права в постоянном изменении условий жизнедеятельности людей. Защищать преимущества монархии перед республикой бесполезно без предварительного ответа на вопросы – когда, где, для кого. Разделив формы правления на республиканские, монархические и деспотические, Монтескье подчеркивал то важное соображение, что государства не следует различать только по внешним проявлениям, но, прежде всего в соответствии с доминирующими принципами, которые они выражают. Соответственно, разрушение господствующего принципа ведет к краху и исчезновению самого государства. Теория разделения властей разрабатывалась Монтескье в направлении поиска механизма обеспечения свободы человека. Этой цели отвечает правление закона, а не людей, недопустимость неоправданной концентрации власти. Законодательная, исполнительная и судебная функции не могут исполняться одним и тем же лицом. Человек не может быть судьей в собственном деле или выполнять решение, которое он сам же принял. Тот же принцип применим и в отношении государства. Носители отдельных видов власти должны быть независимы в своих действиях. В то же самое время функции трех ветвей власти по необходимости интегрированы и взаимосвязаны. Поэтому независимость становится основой для взаимного сдерживания, создается система противовесов, препятствующая какой-либо одной ветви власти навязывать свою исключительную волю. Образцом подобного разделения властей Монтескье считал современную ему политическую систему Англии, которую он, конечно, идеализировал, недооценив, например, теснейшего альянса аристократического парламента и правительства при отсутствии у населения реальных возможностей контролировать законодательную власть. Но независимо от степени адекватности теории Монтескье реальным историческим условиям, она была воспринята почти буквально отцами-основателями США и легла в основу американского конституциализма.

7.Западноевропейская юридическая наука ХХ – начала ХХI вв. Л. Дюги. Полемика внутри социалистического движения способствовала возникновению французского синдикализма – одного из наиболее влиятельных направлений общественной мысли и практики второй пол. XIX – начала XX в. Родоначальником этого направления был П.Ж. Прудон. Основы политической и правовой аргументации были разработаны в работах Ж.Сореля «Размышления о насилии» и Л. Дюги «Трактат о конституционном праве». В основе синдикалистской мысли лежит свойственное прудоновской версии анархизма резкое разделение между экономической и политической сферами общественной жизни. Каждая сфера основывается на собственной, самодостаточной правовой системе: экономике соответствует «экономическое право», политике – «политическое право». Первое имеет безусловный приоритет над последним. Именно в сфере этих отношений формируются исходные принципы взаимной солидарности, на основе которых различные профессиональные группы оказывают друг другу поддержку, отвергая классовое разделение и классовую борьбу. Дюги исходит из утверждения, в соответствии с которым национальное сообщество должно рассматриваться в первую очередь как экономическое и изучаться в соответствии с его экономической структурой и видами деятельности. Максимум кооперации между группами формирует главный принцип социальной жизни – солидарность, являющуюся, в свою очередь, объективным источником права. В юридическом плане, справедливость образует «правовое правило», из которого следуют два императива: один – положительный, другой – отрицательный.равители (под которыми подразумеваются все, обладающие политической властью, включая членов законодательных собраний) должны находиться под контролем «правового правила», быть ему подвластны, если они желают, чтобы их акты обладали какой-либо действенностью и влекли за собой какие-либо обязательства.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 856; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!