Развитие юридической науки в Западной Европе в ХV – ХVII вв.



XVI век — век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе преодоления феодальной раздробленности лишались прежней власти и привилегий крупные феодалы. Централизованные абсолютистские государства способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение нации, народа, страны. Падал духовный и политический авторитет католической церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Организация и деятельность церкви и духовенства критиковались не только еретическими сектами, но и многими католиками. Все большую известность приобретали идеи Уиклифа, Гуса, таборитов об очищении религиозных организаций от всего, что не соответствует Священному писанию. Назревало широкое движение за реформу церкви. Одновременно усиливалась и развивалась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы. Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества. В XVI в. естествознание, философия, реалистическое искусство достигли больших успехов. В том же веке общей для всех западноевропейских стран стала культура Возрождения. Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм — стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением человека, его психологии и морали. Представители гуманизма противопоставляли церковно- схоластической учености (studia divina) светские науки и образование (studia humanitatis). Светские (гуманитарные) науки изучали не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и его стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы. Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к античному наследию. Гуманизм XV—XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени — латыни. К началу ХIII века проблема дуализма властей однозначно решается в пользу папы, причем речь идет о дуализме не духовной и светской властей, а о дуализме самой светской власти, то есть о доктрине папского универсализма. Идея национальной монархии — сквозная для всего Средневековья. В ранний период монарх — богоподобный властитель, олицетворение сакральной силы. В дальнейшем он мыслится лишь правовым институтом, удерживающим в равновесии борющиеся сословия. Монархическая идея (полномочия, обязательства, символика, ритуал и пр.) постепенно деперсонифицируется, перестает соединяться с личностью государя, отделяется от нее. Разница была лишь в методологии. Как известно, в античной юриспруденции превалировал рационализм с его тезисами: 1) извечный порядок природы — первоначало для права; 2) только человеческий разум — источник его познания. Теоюстиция Средневековья исходила из мистической теории сотворения мира из ничего, учения о Божественном откровении, превосходящем человеческий разум. Управление связывалось с Божьим промыслом. Средневековая юриспруденция символична, закодирована в образах, имеет особый лексикон. Юридическим понятиям соответствуют некие символы, в которых — "знак свыше". Расшифровка этого "знака" — узнавание воли Бога при помощи догматического метода с апелляцией к Священному Писанию (главный прием доказывания), с комбинированием священных аксиом и выведением нового знания о государстве и праве только из них. Единственный критерий юридичности — скрупулезное соответствие воле Бога.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 867; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!