Лекция 10 Этнические сообщества Западной Европы



Ключевые понятия: индоевропейская языковая семья, европеоид, романские языки, германские языки, земледелие, христианство, фольклор.

План:

1 Лингвистическая и антропологическая характеристика народов Европы.

2 Этническая история.

3 Традиционная материальная культура.

4 Традиционная духовная культура.

Конспект лекции:

1 Лингвистическая и антропологическая характеристика народов Европы. Почти все европейские народы относятся к индоевропейской языковой семье. Самые крупные ветви этой семьи в Европе – рманская. Германская и славянская. Некоторые языки являются родными для нескольких народов, например, итальяский для итальянцев и италошвейцарцев. В Европе представлены также две самостоятельные ветви индоевропейской языковой семьи, к которым относятся языки греков и албанцев. Представители индоиранской ветви – цыгане. Три этноса – венгры, финны и саамы (лопари) относятся к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Мальтийцы относятся к семито-хамитской языковой семье. Баски в языковом отношении занимают изолированное положение.

Основное население Евпроы относится к европеоидному типу. Саамы занимают промежуточное положение между европеоидами и монголоидами. Выделяется три группы антропологических типов европеоидов: северная, южная и переходная. Преобладающей религией народов Европы стало христианство.

2 Этническая история. Для европейских народов свойственна сложная этинческая история. Значительную роль в образовании наций сыграло становление государств.

3 Традиционная материальная культура. В Европе очень рано появилось плужное земледелие. В качестве тяглой силы на севере использвоали лошадей, на юге – волов. Преобладают зерновые культуры.В северных районах Евпроы выращивают рожь, ячмень, овес, в центральных – пшеница, рожь. Сахарная свекла. В южных регионах Европы получила распространение привезенная из Америки кукуруза, а также такие культуры как пшеница и др. Постепенно распространились посевы картофеля. Развиты огородничество и садоводство. В южных районах процветае виноградарство и разведение цитрусовых деревьев. Разводят крупный рогатый скот, а также овец, свиней и пр., отдают предпочтение мясо-молочному направлению. К высокоразвитым ремеслам относятся деревообработка, вышивка. Кружевоплетение, гончарство, стеклоделие и др. Жилище различается по регионам. На севере преобладает деревянное строительство, на юге – дома из камня. Своеобразны средиземноморский, альпийский, среднеевропейский типы домов.  

4 Традиционная духовная культура. Распространена мноногамная семья. Заключение брака сопровождается пышной свадебной обрядностью. Получил известность героический эпос («Песнь о Нибелунгах»), особый жанр немецкого фольклора – шванки. Достаточно рано стали письменно фиксироваться примеры сказочного творчества. Народное творчество трудно отделимо от профессиональной культуры (драматический ткатр, музыка).

Вопросы по материалу лекции:

1 Назовите народы, которые разговаривают на языках германской ветви индоевропейской языковой семьи.

2 Какие религии получили распространение в Европе?

3 Какие типы домов выделяют этнологи в Европе?

4 Перечислите по регионам сельскохозяственные культуры, которые выращивают европейцы.

5 Каковы особенности духовной культуры народов Европы?

Литература:

1 Народы мира: Историко-этнографический справочник / Ред. кол.: С.А. Арутюнов [и др.]; под ред. Ю.В. Бромлея. - М.: Сов. Энциклопедия, 1988. – 624 с.

2 Этнология: учеб. пособие / Под ред. Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В. Пименова. – М.: Академич. Прект; Альма Матер, 2006. – 624 с.

3 Очерки общей этнографии / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; под ред. С.П. Толстова [и др.]. Зарубежная Европа.- М.: Наука, 1966. – 476 с.

 

Лекция 11 Этнические сообщества западных и южных славян

Ключевые понятия: славяне, славянские языки, антропологический облик, чехи, поляки, болгары, черногорцы, земледелие, огородничество, жилище, календарная обрядность, фольклор.

План:

1 Лингвистическая и антропологическая характеристика.

2 Этническая история.

3 Хозяйство.

4 Традиционная материальная культура.

5 Традиционная духовная культура.

Конспект лекции:

1 Лингвистическая и антропологическая характеристика. Славянами называют народы, говорящие на языках славянской ветви индоевропейской языковой семьи. К западным славянам относятся поляки, чехи, словаки и лужицкие сербы (или же лужичане, сорбы - они проживают на территории восточной Германии). К южным славянам причисляют болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев, боснийцев и герцеговинцев. Все перечисленные народы, кроме лужичан, имеют свои государственные образования. В большинстве славянских стран зарубежной Европы имеются национальные меньшинства. Так, в Польше проживают украинцы, белорусы, словаки и литовцы, в Чехии - поляки и немцы, в Словакии - цыгане и венгры, в Словении - хорваты и венгры, в Хорватии - сербы, венгры, словенцы, чехи, итальянцы и т. д., в Югославии (Сербии) - албанцы, венгры и др. Босния и Герцеговина - полиэтничное (многонациональное) государство, где чересполосно расселены славяне-мусульмане, а также сербы и хорваты. Отдельные группы западно- и южнославянского населения живут в России, на Украине, в Белоруссии, Венгрии, США, Канаде и других странах мира.

В антропологическом отношении западные и южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или большой европеоидной расе, состоящей из ряда связанных между собой переходных форм - малых рас. Так, словенцы могут быть отнесены к альпийскому типу. Сербы выше их ростом, более темноволосы и темноглазы. В их (как и хорватов) антропологическом типе, по мнению ученых, есть примесь переднеазиатских элементов. Черногорцы являются самым рослым славянским народом Европы.

Население центральных и южных районов Болгарии относится к восточному варианту средиземноморского типа. Болгары-мусульмане по физическому типу не отличаются от болгар-христиан, что говорит о малом влиянии турецкого завоевания страны на антропологический облик современного населения. Чехи, словаки и лужицкие сербы - типичные представители альпийского типа, характеризуются средним ростом, круглой формой головы и умеренно-темной пигментацией. Население Польши по антропологическим показателям может быть включено в центрально-европейскую группу типов. Самые темноволосые и темноглазые группы поляков светлее представителей альпийского типа.

Западные и южные славяне расселены на обширных пространствах от Балтики до Средиземного моря. Славянские племена, жившие в древности в Центральной и юго-восточной Европе, в бассейнах Днестра, Дуная, Вислы и Эльбы, были известны античным авторам под именем венедов. В середине I тыс. н. э. в их произведениях встречаются особые названия для западных славян - склавины и для восточных - анты. Оба названия отражают разные варианты самоназвания славян.

Западные и южные славяне в большинстве своем исповедуют христианство различных направлений - православие, католицизм, протестантизм и униатство (греко-католическая церковь, подчиненная римскому папе, но сохраняющая православную обрядность). Православие исповедуют сербы, большинство болгар, черногорцев и македонцев; католицизм - поляки, хорваты, словенцы, большинство чехов и словаков; протестантизм - некоторая часть чехов, словаков и лужичан (другую их часть составляют католики), словенцев и хорватов; униатство - отдельные группы населения Польши и Словакии. Кроме перечисленных основных вероисповеданий христианства, здесь существует большое количество сект (обособленных религиозных общин), родственных по своему происхождению и вероучению тому или иному из вероисповеданий.

У западных и южных славян христианству всегда сопутствовал целый комплекс древних языческих верований самих славян и народов, вошедших в их состав. Особенно сильна была у славян вера в вампиров, леших, водяных и других духов природы. Для многих славянских народов характерна вера в очистительную силу домашнего очага. У болгар сохранилось суеверное отношение к некоторым растениям и животным. Старые дубы почитались священными деревьями, кизилу приписывалось свойство давать здоровье и долголетие, что нашло отражение в новогодних обычаях. Суеверный страх перед волком выразился в особых «волчьих праздниках», проводимых в первые две-три недели ноября, когда соблюдались некоторые запреты, «чтобы не рассердить волка». Существовали поверья, связанные с мышами, лисами, змеями.

Проникший в Европу в XIV-XV вв. во время турецкого завоевания ислам был навязан турецкими властями части покоренного населения. К славянам-мусульманам относятся: помаки в Болгарии, часть македонцев-торбашей, часть черногорцев-потуреченцев и часть населения Боснии и Герцеговины.

2 Этническая история. Зарубежные славяне становятся известны античным авторам с первых веков нашей эры - с начала эпохи Великого переселения народов. Прародина зарубежных славян, по мнению ученых, находилась в бассейне Верхней и Средней Вислы, а также в южной части бассейна реки Припяти. B V в. были разгромлены гунны, стоявшие на пути продвижения славян к восточным границам бывшей Римской империи и Византии. К этому периоду относится начало расселения славян на юг и юго-запад. В VI-VII вв. часть славян (западные) расселились за Одру (Одер) и Дабу (Эльбу). Через так называемые Моравские ворота славяне продвинулись на юг и юго-запад, в сторону Альп и Адриатики; на юго-востоке славяне вышли к низовьям Дуная и берегам Черного моря. К 580 г. южные славяне заняли значительную часть Балканского полуострова.

Государства у славян. На рубеже VI-VII вв. у западных и южных славян началось становление феодальных общественных отношений и государственных образований. К ним относятся: государство Само (623), в котором временно объединились предки чехов, словаков, лужицких сербов, части хорватов и словенцев, Первое Болгарское царство (681), Великая Моравия (начало IX в.), Чешское государство Пржемысловичей (X в.), Сербское государство Неманичей (1168). В этих государствах возникают города, зарождается славянская письменность, складываются средневековые народности западных и южных славян.

В период позднего Средневековья и Нового времени славянские народы зарубежной Европы вошли в состав различных государств, что наложило глубокий отпечаток на все их дальнейшее развитие. Раздробленность балканских славянских государств облегчила их покорение турками-османами в XIV в. В Родопских горах в XVI-XVIII вв. турецкие власти провели насильственную исламизацию части населения. Турецкие поселенцы осели на лучших равнинных землях. Пребывание в составе Османской империи, произвол турецких феодалов, национальная и религиозная дискриминация - все это тормозило развитие производительных сил и культуры болгар, сербов, черногорцев и других народов, находившихся под турецким игом.

Чешские, словацкие, словенские и значительная часть хорватских земель к середине XVI в. попали под власть Австрии (династии Габсбургов), что положило начало онемечиванию этих славянских областей. Важным элементом политики Габсбургов было создание централизованного государства и ослабление этнических особенностей в составе империи. Польские земли после трех разделов Польши в конце XVIII в. и наполеоновских войн оказались в составе России, Пруссии и Австрии.

    Конец XVIII и начало XIX в. стали вместе с тем временем интенсивного национального развития славянских народов зарубежной Европы. В период «славянского возрождения» были созданы условия для формирования славянских наций. Вопреки тяжелым условиям иноземного господства западные и южные славяне смогли сохранить свои национальные языки и культуры. В 70-е гг. XIX в. при поддержке русского народа обрели свободу болгары, сербы, черногорцы. В 1918 г. после распада Австро-Венгрии объединились в одно государство Сербия, Черногория, Хорватия, большая часть Словении и другие югославянские земли (с 1929 г. - Королевство Югославия). Независимыми государствами стали Польша и Чехословакия.

После Второй мировой войны Польше были возвращены ее исторические земли в Силезии, Поморье и другие, захваченные в свое время немецкими феодалами. Югославия получила часть словенских и хорватских земель, ранее находившихся под властью Италии. Рядом законов были обеспечены права лужицкого населения Германии на национальное и культурное развитие.

В 1990-е гг. в многонациональных славянских государствах Центральной и юго-восточной Европы - Чехословакии и Югославии - в силу ряда причин (межрегиональные противоречия, переход к рыночной

экономике и др.) возобладали центробежные тенденции, и они раскололись на ряд национальных государств: Чехию, Словакию, Хорватию, Словению и др. В некоторых случаях (страны бывшей Югославии) эти процессы происходили чрезвычайно болезненно, в форме военного конфликта. Серьезной проблемой является конфликтность отношений Сербии с этническими меньшинствами: албанцами в Косове и Метохии, венграми Воеводины, мусульманами Санджака (область, пограничная с Боснией). Межэтнические противоречия в Косове продолжаются более 20 лет. Наиболее драматический характер приобрел кризис в Боснии. Для этого имелся целый ряд причин: пестрый этнический состав населения, смешанное его проживание, множество конфессий (мусульмане, православные, католики), а также политические и экономические факторы. Военные действия в Боснии были прекращены благодаря усилиям мирового сообщества.

3 Хозяйство. Славяне с давних пор были оседлыми земледельцами и скотоводами. Но им свойственны и другие виды деятельности: охота, рыболовство, пчеловодство, лесные промыслы и т. п.

    В раннефеодальную эпоху на славянских землях обработанные поля засевались несколько лет подряд. Со временем крестьяне перешли к более продуктивной двухпольной системе земледелия, когда половина полей распахивалась, а вторая половина - не засевалась (находилась «под паром») и использовалась в качестве пастбища. При более совершенной трехпольной системе существовал трехлетний севооборот. Сельскохозяйственная техника долгое время сохраняла примитивный характер. Пахали землю деревянным ралом. Со второй половины XIX в. появились усовершенствованные плуги с железным изогнутым отвалом. Сеялки стали использовать на рубеже XIX - XX вв. В XIX в. в крестьянских хозяйствах распространились жнейки. Обмолот зерна у западных славян до середины XIX в. в основном производился цепом. У южных же славян существовали и другие способы. Так, в Сербии и Македонии разбросанные колосья вытаптывал скот. В отдельных районах молотили каменным или деревянным валиком. Чешская земледельческая культура с конца XIX в. стояла на более высоком уровне, чем в других славянских странах. Повсюду применялись удобрения, плодосменная система, сельскохозяйственные машины.

Славяне сеяли просо, пшеницу, овес, ячмень и др. У южных славян шире всего были распространены пшеница и с XVII в. кукуруза. В Польше, Чехии, Словакии выращивание кукурузы началось в XIX в. В это же время стала культивироваться гречиха. Из бобовых культур зарубежные славяне издавна выращивали горох, бобы, чечевицу. Позднее появилась фасоль. Эти культуры возделываются в славянских странах Центральной и юго-восточной Европы и в настоящее время. Из технических культур славяне издавна возделывали лен и коноплю. В XVII в. в Болгарию турками был завезен табак. Второй специфической для Болгарии культурой была масленичная роза, завезенная из Малой Азии. Ее разводили с целью получения ценного парфюмерного сырья - розового масла. На Балканах получило развитие шелководство и разведение тутового шелкопряда. Шелковичных червей в этих местах разводили еще во времена Византийской империи. В XVII-XVIII вв. началось массовое насаждение тутовых деревьев.

Большого искусства славяне, особенно на Балканах, достигли в выращивании овощей - капусты, свеклы, брюквы, чеснока, - которые в прошлом высаживались только на огородах, а не в полях. В конце XIX в. в разных славянских странах, особенно балканских, появились овощи южного происхождения: томаты, перец, баклажаны. Картофель, возделываемый с XVIII в., стал у них одной из главных продовольственных культур только в XIX в. В XVIII в. в славянских землях зародилось товарное и специализированное огородничество, вскоре ставшее важным видом сельскохозяйственного производства.

Издавна на Балканах практиковалось виноградарство и виноделие. Югославянские вина широко экспортируются и пользуются спросом на международном рынке. Уже в эпоху раннего феодализма у зарубежных славян распространилось садоводство (яблони, груши, сливы) и виноградарство. В XIX в. в южных районах Польши, Чехии, Словакии началась посадка абрикосовых, персиковых, ореховых деревьев, давно известных балканским народам. В начале XX в. на огородах повсеместно появились садовая малина и земляника.

Другие сельскохозяйственные занятия. Южные и западные славяне издавна разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и домашнюю птицу. У южных славян в качестве тягловой силы в прошлом использовались волы и буйволы. В конце XIX в. в животноводстве произошли значительные изменения. Снизилось значение отгонного овцеводства, разведения коз и волов (кроме Болгарии). Заметно выросло свиноводство и разведение лошадей. С древних времен большое развитие у славян получило пчеловодство - особенно в лесных районах Польши, в Карпатах и на Балканах. Чаще всего пчел разводили в конусообразных ульях из прутьев, обмазанных глиной. Были известны и стоячие улья-дуплянки. Охота у зарубежных славян имела второстепенное значение. Одним из традиционных занятий у южных и западных славян было рыболовство. Издавна существовали рыболовецкие артели, арендовавшие у феодалов право на ловлю рыбы за часть добытого улова. В Польше, Чехии, Словакии, странах Балканского полуострова рыболовецкие артели, кооперативы и государственные рыбные предприятия широко распространены и сегодня.

Домашние промыслы и ремесла. Одним из наиболее распространенных видов хозяйственной деятельности у зарубежных славян стало домашнее ткачество. Главным сырьем для него служили конопля и шерсть. Искусство выработки тканей сочеталось с большим художественным вкусом в их декоративной отделке. Каждому народу был присущ свой колорит и орнаментация изделий. В Польше большой ценностью считались плетеные и вязаные кружева. На Балканах большое распространение получило ковроткачество. На основе славянских и античных традиций развивалось керамическое производство, для которого было характерно красочное, художественное оформление изделий. Традиционным народным промыслом стала обработка дерева (изготовление бочек, мебели, земледельческих орудий, колес и т. п.). Для населения Балканских стран издавна характерна обработка металла - меди, серебра и др. Для украшения медных изделий применялись различные приемы: травление кислотой, рельефная ковка и т. п.

    С ростом городов и центров ремесла многие старые промыслы стали трансформироваться в кустарную промышленность, составившую с началом капиталистической эпохи основу крупного фабрично-заводского производства.

4 Традиционная материальная культура. Самые ранние (родовые) поселения у зарубежных славян располагались «гнездами» и «кучами». Многодворные поселения в большинстве славянских стран представлены несколькими основными типами. Кучевые поселения (Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Хорватия) имели неправильную, круглую или вытянутую планировку. В середине некоторых из них находилась площадь. Этот тип планировки чаще всего встречался в районах с пересеченным рельефом или в предгорьях. Разбросанные поселения (Болгария, Альпийская Словения, Македония, Черногория) представляли собою крестьянские усадьбы или группы усадеб, расположенные особняком, в произвольном порядке. Рядовые поселения (Польша, Словения, Чехия) вытянуты вдоль рек и имеют широкую улицу с двумя проезжими дорогами по сторонам. Так постепенно возникают уличные поселения. К рядовому плану относят и цепеобразные деревни предгорий и горных долин (Словакия). Их осью служит дорога, идущая вдоль долины. Дома тянутся в два ряда и объединяются в небольшие группы, образующие как бы звенья цепи. Поселения веретенообразной планировки (Западная Польша, Лужица) состоят из улицы, расширяющейся в центре населенного пункта, в форме линзы или треугольника. При круговой планировке (Польша, Чехия, Словакия, Лужица, Болгария) дома селения группируются вокруг центральной площади.

VII в. н. э. - время зарождения будущих городов на славянских землях. Центрами таких городов становились площади - прямоугольные или чаще квадратные; застройка велась прямоугольными кварталами (Краков, Варшава). В Средние века все крупные города получили каменные оборонительные стены. Древнейшие города южных славян (София, Пловдив) ведут свою историю с Античного времени. В эпоху Возрождения выросли небольшие городки из сел с развитым ремеслом (Габрово).

Жилище. Традиционное сельское жилище в центральноевропейских и балканских славянских странах отличалось большим разнообразием типов. Южнославянский тип, имеющий много подтипов Бытует на Балканах. Для него типично наличие кышты комнаты с открытым очагом типа камина. Кроме нее, в таком доме имелось одно, а чаще - два жилых помещения (соба, стая). Для этого тина характерна галерея (род террасы), расположенная под навесом крыши и опирающаяся на столбы. В комнате с очагом непременно был водник - место у стены, где вешались ведра, держали посуду, ложки. Рядом стоял ларь с мукой и другими припасами. Ели за низким круглым столиком, сидя на низеньких трехногих табуретках. Спали на скамьях вдоль стен или на полу.

В равнинных местностях Балканского полуострова строительным материалом в XIX в. служили глина и камень. Глинобитные постройки возводили двумя способами. В одних случаях стены наращивали постепенно, выкладывая их, слой за слоем, из смеси глины с мякинои и соломой (такая смесь называется саман). Более сложным было набивание глины в дощатую опалубку, которая после высыхания стены удалялась строили дома и из обожженного кирпича. Подобные построики встречаются также у западных славян. Западный среднеевропейский тип дома во многом близок к южноевропейскому и встречается в Лужице на западе Польши и в Чехии. В древности он был широко распространен у кельтского населения Центральной Европы. В горных районах Словении встречается альпииский тип жилища. Это высокая двух-трехэтажная постройка и жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей.

Восточный среднеевропейский тип распространен у поляков, чехов, словаков, лужичан. Это срубный или каркасный «подсеневый» дом. Свое название он получил от пристроенного с торцовой стороны навеса -подсеней, опирающегося на несущие столбы. Углы сруба скреплялись самыми разными способами: «в остаток», «в замок», «в гладкий угол», «на шип». Конструкция крыши чаще всего была стропильной, двускатной или четырехскатной. Покрывали ее дранью (тонкими узкими дощечками) или соломой.

Срубной технике предшествовала столбовая. Основу столбовой конструкции составляли вертикальные столбы с выдолбленными пазами, в которые вставлялись короткие горизонтальные бревна. Встречались у зарубежных славян и легкие плетеные дома, обмазанные глиной. Со строительством жилищ у славян был связан ряд обычаев. Так, под передний угол нижнего венца сруба клали монеты, ладанки «на счастье», кусок хлеба и горсть пшеницы. Считалось, что это должно обеспечить жильцам строящегося дома безбедную жизнь и удачу в делах.

Одежда. Этнографы отмечают разнообразие типов традиционной одежды славянских народов. Так, в Средневековье отчетливо прослеживается сословная, имущественная и региональная дифференциация типов форм одежды и ее деталей. Наряд пастухов отличался от одежды земледельцев. Пожилые люди носили менее красочные костюмы, чем молодые. Одежда разнится по покрою, способам ношения, расцветке. Основу женского и мужского костюма у зарубежных славян в прошлом составляла рубаха из домотканого льняного или конопляного полотна. Наиболее архаичной была рубаха туникообразного покроя с надплечными вставками. Встречались и другие варианты покроя из двух полотнищ со сборками у ворота и треугольными вставками на плечах. В Черногории и Болгарии рубаха имела вырез на груди и вышивку по вороту и рукавам. Типичной частью одежды служил передник. Верхняя одежда – накидки, шали, полушубки.Головные уборы женщин были двурогие, однорогие, в виде цилиндра, конуса. Носили шапки, отороченные мехом, платки, косынки, чепцы и пр. На ноги надевали кожаные башмаки, мягкие туфли, шертяные ноговицы, обувь на деревянной подошве. 

5 Традиционная духовная культура. У славян долгое время сохранялась большая семья. Постпенно возрастает число малых семей. В системе родственных отношений важное место занимало кумовство. Браки заключались по воле родителей, большую роль играл экономический фактор. Длительное время также сохранялись пережитки крестьянской сельской общины.

Календарная обрядность. Культурное единство и историческая общность западных и южных славян  заключаются в народных обычаях, прежде всего календарных. Большинство зимних обрядов имеет прямое или косвенное отношение к древним религиозно-магическим представлениям об умирании и воскресении духа растительности.

Центральное место среди зимних календарных праздников у славянских народов Европы занимают рождественские праздники. Очень торжественно отмечался сочельник. К рождественскому сочельнику в избу вносили снопы разных злаков и ставили их по углам, оставляя там до праздника Трех королей (6 января). Под скатертью праздничного стола расстилали сено или солому. У лужичан существовал обычаи класть на рождественский стол последний сноп, сохранившийся от жатвы. Зерна от него затем примешивались к семенам при посеве. Все эти действия совершались якобы для получения обильного урожая в новом году. В течение всего рождественского цикла большое значение придавалось количеству блюд на праздничном столе. Рождество славяне зарубежной Европы проводили в семейном кругу. Всю ночь горела свеча, так как огню приписывалась функция защиты от злых сил. Одним из центральных моментов рождественской трапезы был ооряд преломления калача. Этому калачу приписывалась чудодейственная сила, он считался символом плодородия. Его украшали разными фигурками и узорами из теста, ветками. В семьях исполнялись коляды - песни с пожеланиями добра и благополучия. Немало обычаев сочельника и рождества связано с аграрными культами и культом предков. У южных славян были популярны древние танцы в масках, связанные с магией плодородия, отвращением зла и болезней от людей и домашних животных, которые исполнялись в ночь под Новый год и на масленичной неделе, а также ряд других архаичных ритуалов. В Болгарии и соседних районах Сербии с античных времен широко отмечался день Трифона Зарезана (14 февраля), в который подрезали и поливали вином виноградные лозы (для обеспечения доброго будущего урожая).

Самое яркое явление во всей весенней обрядовой традиции - праздник проводов зимы и встречи весны, знакомый под разными названиями всем народам Европы. У западных славян он известен как мясопуст, запусты, у южных - бела сирна неделя, у восточных - масленица. Содержание этого праздника не связано с христианской религией. Праздничное карнавальное веселье принимает разнообразные формы (танцы, игры, пение). Эти действия представляли собой магические обряды, цель которых - общее жизненное и хозяйственное благополучие. К торжествам весеннего календарного цикла у западных славян в прошлом относился праздник майского дерева, в ходе которого парни сажали у домов своих избранниц высокий ствол березы с обрубленными сучьями, украшенный яркими лентами и т. п. Интересны весенние очистительные обряды зарубежных славян, связанные с водой (валяние по росе, обливание на Пасху и в Троицу).

Содержание летних праздников - например, Иванова дня (24 июня) - состояло в защите урожая (посевов) от стихийных бедствий и скота от болезней. Характерны обряды, направленные на вызывание дождя. Так, у южных славян (Енев день в Болгарии) в деревне выбирали самую красивую девушку (или самого красивого парня), надевали ей (ему) на голову венок и поливали водой. Эта ритуальная процессия ходила из дома в дом.

Среди осенних праздников у зарубежных славян одним из самых больших считался «праздник урожая»; у южных славян он называется дожинки, или обжинки, у лужицких сербов - день убиения петуха и т. п. Этот древнейший земледельческий праздник приходится на август - сентябрь, он сопровождается магическими действиями и обрядами, призванными сохранить выращенный и обеспечить будущий урожай. Большое значение у славян придается последнему снопу убранного поля. Он символизирует «дух» поля, божествс урожая. Поэтому он должен был быть очень красивым Его украшают цветами, лентами и т. п. и обычно хранят в красном углу дома. Праздник последнего снопа отмечается у славянских народов Европы и теперь, но связанные с ним обычаи постепенно исчезают или теряют магическое значение, но в нем значительно усилена развлекательно-игровая часть.

Устное народное творчество южных и западных славян многообразно. В нем присутствуют произведения разных жанров: сказки (волшебные и бытовые), лирические и плясовые песни, танцы. У южных славян (в особенности у болгар) пользовался популярностью массовый танец-хоровод (хоро). Сербы и черногорцы бережно хранят национальный стихотворный эпос - о Марке Кралевиче, сюжет которого тесно связан с борьбой южных славян против турецкого завоевания. Среди бытовых сказок выделяются сатирические анекдоты о габровцах, в которых жители болгарского села Габрово наделяются всевозможными смешными качествами, в особенности скупостью.

Вопросы по материалу лекции:

1 Какие народы относятся к южным славянам?

2 Каков антропологический облик западных славян?

3 Выделите этапы этнической истории славян.

4 Назовите типы планировки поселений южных и западных славян.

5 Охарактеризуйте яркие проявления духовной культуры южных и западных славян, которые подчеркивают их приверженность к земледельческим занятиям.

Литература:

1 Народы мира: Историко-этнографический справочник / Ред. кол.: С.А. Арутюнов [и др.]; под ред. Ю.В. Бромлея. - М.: Сов. Энциклопедия, 1988. – 624 с.

2  Народы мира. Этнографические очерки: В 18 т. М., 1954-1966.

3 Страны и народы: Науч.-попул. геогр.- этногр. изд. в 20-ти т. [Зарубеж. Европа. Западная Европа] / С.Н. Раковский, И.Н. Гроздова [и др.]. – М.: Мысль, 1979. – 381 с.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 725; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!