Лекция 6 Этнические сообщества Африки



Ключевые понятия: Африка, негроид, языковая семья, пигмейская раса, бушмены, готтентоты, пигмеи.

План:

1 Антропологический состав населения. Лингвистическая ситуация.

2 Хозяйственно-культурные типы Тропической и Южной Африки.

3 Этносы Северной и Северо-Восточной Африки.

Конспект лекции:

1  Африка – одна пятая часть суши нашей планеты. Занимает второе место среди других частей света после Азии. Африканский континент окружен водами атлантического и Индийского океанов и Средиземного моря. Рельеф африканского материка отличается большим однообразием. Это обширное плоскогорье с приподнятыми краями, постепенно понижающееся с юга на север. Вместе с тем здесь нет ни обширных низменностей, ни крупных горных систем. Наибольшим разнообразием рельефа отличается восточная часть континента. Представляет собой горную страну, изрезанную глубокими ущельями. Гидрологическая системе не очень богата. Ее крупнейшие реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези. Многие реки теряются в песках пустынь. Континент беден и озерами. Почти все они сосредоточены в восточной части материка (Виктория, Тана, Танганьика, Рудольф). Африка имеет тропический климат. В северной части простирается величайшая пустыня в мире – Сахара, в южной – Калахари. Все это определяет преобладание высоких температур. Чем дальше от экватора, тем короче период дождей, тем меньше осадков. В южной и северной частях континента нередки засухи. Растительный покров очень богат и разнообразен. Тропический лес и саванны доставляют человеку большое количество дичи.

    Население Африки представляет собой сложный конгломерат племен и народностей, образовавшийся в результате многочисленных миграций коренного населения, вторжения арабов из Азии и европейской колонизации. Современное население всего африканского побережья Средиземного моря антропологически довольно однородно. Это типичные европеоиды, черноволосые и темноглазые, рост 165-170 см. Распространение европеоидного типа в Африке ограничивается крайним его севером и Сахарой. К югу от пояса пустынь, объединенных под общим названием Сахара, формировался негроидный тип. Основные антропологические признаки которого, темный цвет кожи, курчавые волосы, наличием прогнатизма, широким носом и вздутым губами. Эфиопская раса или антропологическая группа, представляет собой как бы звено между негроидными и европеоидными типами. К нему принадлежат народы северо-восточной части Африки. Коричневый с красноватым оттенком цвет кожи, вьющиеся волосы, полные губы, но прогнатизм полностью отсутствует, нос узкий и выступающий. Пигмейская раса несколько светлее негров, волосы курчавые, нос очень широкий, прогнатизм выражен несколько слабее, существенным отличием пигмеев является довольно сильное развитие растительности на лице. Весьма своеобразна форма рта: он очень широк и губы сравнительно тонкие. Средний рост 141-142 см и не превышает 150 см. Койсанская раса особая группа народы южной оконечности Африки – бушмены и готтентоты. Это наиболее своеобразный антропологический тип земного шара. По одним признакам – курчавые волосы и широкий нос – они близки к неграм. Другие признаки носят монголоидный характер. Лицо очень небольших размеров, но очень плоское. Кожа желтая, веко имеет особое строение (эпикантус или монгольское веко), губы заметно тоньше, чем у негров. Есть признаки присущие только этой антропологической группе: стеатопигия склонность к исключительному скоплению жира в ягодичной области, кожа на лице и теле еще в раннем возрасте становится морщинистой. Средний рост бушменов около 150 см. У готтентотов надбровные дуги развиты сильнее, чем у бушменов и они несколько выше их, хотя все же рост их не велик.

    Ряд языков народов Африки изучен недостаточно. Многие народы континента разговаривают на языках семито-хамитской языковой смьи, которая в свою очередь подразделяется на четыре группы: семитскую, хамитскую, кушитскую и чадскую (Северная, Северо-Восточная, часть Восточной и Западной Тропической). На языках берберской группы говорит население преимущественно Северо-Западной Западной Африки (Магриба). В странах Тропической и Южной Африки распространены многочисленные языки, относящиеся к трем основным языковым семьям: конго-кордофанской, нило-сахарской, а также койсанской. Потомки колонистов из Западной Европы говорят на языках индоевропейской языковой семьи, широко представлены германоязычные народы. Африканеры ЮАР употребляют язык африкаанс, который строится на основе староголландского, испытавшего влияние языков местных африканцев.

    При изучении этнографии народов Африки можно выделить несколько больших историко-географических областей, из которых каждая характеризуется сходством этнографических черт на обширной территории при наличии более или менее заметных локальных различий.

2 Народы Западной Тропической Африки. Гвинейское побережье и Западный Судан отличаются значительной этнической пестротой. Здесь уже произошло общественное разделение труда – отделение скотоводческого населения от земледельческого, возникло самостоятельное ремесленное производство, появился довольно развитый внутренний и внешний товарообмен. В прошлом здесь уже существовали ранние государства (Гана, Мали, Сонгаи).

    Разнообразные природные условия Западной Тропической Африки – влажные тропические леса с ценными породами деревьев, лесостепь с богатым травостоем, сухая степь в средней полосе – все это благоприятствует развитию сельского хозяйства. Земледелие Западной Африки основано исключительно на мотыжной обработке почвы, которой в лесной полосе предшествует вырубка и выжег древесной поросли. Основное земледельческое орудие – мотыга – представляет собой изогнутую палку, но обязательно с железным наконечником. Население выращивает рис, кукурузу, просо, фонио (низкорослое злаковое растение), маниоку, батат (типа сладкого картофеля), бобовые, арахис, сахарный тростник, перец, дыни, тыкву, табак. Важнейшая продовольственная культура - рис. Сельское хозяйство народов Гвинейского побережья испытало наибольший гнет европейцев. Посевы для собственного потребления резко сократились, но возрастало производство культур на экспорт – какао, хлопок, арахис, пальмовое масло. Земледельцы центральных и восточных степных районов возделывали преимущественно зерновые культуры – сорго, просо, кукурузу, пшеницу (у границы леса), рис (там, где имелось орошение). У всех перечисленных народов животноводство было развито относительно слабо. Недостаток мясной пищи пополняли за счет охоты и рыболовства.

    Скотоводами были частично западные и восточные фульбе, туареги. Они разводили зебу, небольших безгорбых коров – ндама, лошадей, верблюдов, овец и коз. Эти народы вели полуоседлый образ жизни.

Народы Тропической Африки издавна отличались развитием домашнего ремесленного производства. Это изделия из дерева, кожи, ткани. Широко распространено ткачество. У народов хауса выделывают ткани самых разнообразных расцветок: красную с белыми полосами, черную с голубыми и синими, синюю с белыми. Главным центром изготовления и окраски был и остается город Кано. Здесь же ремесленники достигли высокого искусства в обработке кожи; ее дубят, окрашивают, превращают в тонкий и дорогой сафьян. И множества других предметов выделывают из кожи, например, плотные сосуды для масла и меда. Славятся издавна и своими кузнецами (наконечники мотыг и лопат, топоры, серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий, даже браслеты, кольца и серьги). Они были также мастерами медного и бронзового литья. Наибольшее развитие художественное ремесло получило у прибрежных народов (эве, фон, ашанти, йоруба). Они создавали прекрасные образцы скульптуры из терракоты, слоновой кости, бронзы. Бронзовые скульптуры средневекового Бенина обычно отливались посредством техники “потерянного воска”. Из глины лепилась точная модель изображения и покрывалась воскам, по которому мастер наносил тончайшие детали будущей отливки: затем эту модель сверху наглухо обмазывали глиной, оставляя небольшое отверстие, и высушивали на солнце. Далее модель нагревали в воде, чтобы воск вытек, освободившееся пространство заполнялось расплавленной бронзой. Оставалось лишь дать металлу застыть, удалить глиняную оболочку и отделать гравировкой готовую вещь. Таким способом изготовляли как миниатюрные фигурки животных так и крупные скульптурные изображения царей и предков. При колониальном господстве художественное ремесло а Нигерии пришло в упадок, но его традиции живы и по сей день. И сейчас делают различные отливки человеческие и звериные фигурки, браслеты.

    Жилище население Тропической Африки сооружают из дерева и глины и имеют различные формы (круглые в плане глинобитные хижины с конусообразной крышей из соломы, без окон и дымового отверстия- народы хауса, волоф; у народов вольты существуют огромные дома из необожженного кирпича, нередко двухэтажные, плоскими кровлями и внутренними двориками, народы гвинейского побережья живут в домах прямоугольного плана, построенных из дерева и глины, с двускатной соломенной крышей. Нередко стены жилища украшены росписью, а столбы поддерживающие крышу украшены резьбой; у народов акан двор с несколькими хижинами, обнесенными глинобитной стеной, делится на две части в одной живут женщины с малолетними детьми, а во второй взрослые мужчины и юноши).

    Одежда западных африканцев – широкая рубаха (бубу) и шаровары у мужчин, женщины носили сшитую из нескольких полос ткань, которой обертывают туловище от пояса до лодыжек. Скотоводы поверх рубахи и штанов носят шерстяные плащи темно-синего цвета, женщины – нижнюю и верхнюю хлопчатобумажные рубахи без рукавов, которые крепятся лямками на плечах. Все жители Гвинейского побережья носят набедренные повязки. Мужчины кроме того одевают рубахи и короткие штаны, женщины – в кусок пестрой ткани, повязанной выше талии и спадающей до лодыжек в виде юбки. Верхняя часть тела остается обнаженной.

    У народов Западной Африки долго сохранялись порядки материнско-родового строя, женщина обычно принимала участие в семейном совете или даже занимать пост вождя селения или племени.

В религиозных представлениях у народов был развит культ предков, общинные культы духов и богов-покровителей. Эти существа представляются в антропоморфном, нередко чудовищном виде. Здесь же распространена вера в личных фетишей. Существует интересный институт тайных мужских союзов (как в Меланезии, но более многочисленные). В Тропической Африке существуют и женские союзы, где пожилые женщины обучают девушек домашнему хозяйству, врачеванию, сообщают им основные сведения о предстоящей брачной жизни.

    Народы Центральной, Восточной и Южной Африки. Это многочисленное население часто объединяют под общим названием банту. Экономическое развитие банту не достигло уровня развития западноафриканских народов. Они хорошо знали мотыжное земледелие, а некоторые народы даже с искусственным орошением. В саванне и сухих степях процветало скотоводческое хозяйство. Банту занимались плавкой железа и меди, добывали золото. Их изделия из металла, дерева, слоновой кости достигли настоящего совершенства (Зимбабве). Могли делать кладку каменных зданий из блоков без всякого связывающего раствора. Создали ряд самостоятельных государственных образований (Балуба, Буганда).

Земледельцами являлись банту тропической зоны в бассейне Конго. Выращивают ямс, просо, маниока, сорго, масличная пальма. Земледельческая культура здесь очень древняя и своеобразная. С появлением европейцев распространилась плантационная культура: кофе, хлопок, чай, табак. Типична подсечно-огневая система земледелия м мотыжной обработкой почвы. В густонаселенных восточных районах Руанде и Бурунди существует система ирригации, множество оросительных каналов.

    В степных районах Восточной Тропической Африки скотоводство развито в большей степени (в бассейне Конго в непроходимом тропическом лесу их содержать из-за мухи Цеце было трудно). Здесь скотоводство прикреплено к земледелию, разводят овец, коз, крупный рогатый скот. Главное транспортное средство – осел. С типичным скотоводством сталкиваемся только к югу от реки Замбези, где саванны и засушливый полупустынный климат Южной Африки (такие народы банту как коса, зулу). Занимались исключительно скотоводством, разводили крупный рогатый скот, овец и коз. Лошадей не было, а их заменяли быки. Это скотоводство остается пастбищным. С приходом европейцев были вынуждены заняться земледелием.

    Кузнечное ремесло у некоторых народов принимало художественные формы. Славились заирские мастера холодного оружия великолепной отделкой, медной и бронзовой инкрустацией, ажурными рукоятками. Красивы и изящны деревянные изделия народов балуба – легкая мебель, бытовые сосуды, культовые чаши и маски. Превосходны циновки различных сортов и рисунков. Развито плетение, некоторые корзины могли удерживать жидкость.

    Жилище банту в основе имеет плетеный каркас, с боков и сверху покрытый тростником, пальмовыми листьями, соломой и грубыми циновками. В Центральной Африке преобладают хижины прямоугольной формы с двускатной крышей. В Восточной Африке и Южной распространены круглые хижины с конической соломенной крышей. В каждой деревне имеется дом для общественных собраний мужчин и большой барабан для подачи сигналов. У народов Южной Африки основной формой поселения был крааль, в котором обитала большая патриархальная семья. Снаружи весь крааль обносился прочным забором или стеной с воротами. Посреди крааля стоял скотный двор, а вокруг его хижины. Живущие в жарком климате банту обходились минимумом одежды.

    И мужчины и женщины носили набедренные повязки или передники, сплетенные из травы или сшитые из шкуры животного. Ткачество большинству народов не было известно. В непогоду укрывались мягкими циновками или накидками из тщательно обработанного луба фикусовых деревьев. Проникновение европейцев привело к развитию товарно-денежных отношений, вызвало появление крупного плантационного хозяйства, горнодобывающей промышленности и многих крупных городов. В религиозном плане у банту преобладал патриархальный культ предков духов отцов, дедов.

    На крайнем юге живут койсанские народы – готтентоты и бушмены. Главное занятие готтентотов составляло скотоводство. Скотом очень дорожили, предпочитали мясную пищу добывать охотой. Они сами добывали и обрабатывали железо. В общественной жизни господствовал патриархальный родо-племенной строй. Немногочисленные ныне бушмены загнаны в пустыню Калахари. Средство к существованию они добывали охотой и собирательством дикорастущих плодов и кореньев. Мужчины были снаряжены метательными копьями, луком со стрелами и кожаным мешком для убитой дичи. В охоте были искусными и выносливыми, могли преследовать антилопу 2-3 суток. Загонщиками в охоте выступали женщины и дети. Постоянно бродили в поисках пищи и не имели прочных поселений. На временных стоянках сооружали ветровые заслоны, реже - шалаши. Единственной одеждой служила набедренная повязка. Домашней утвари почти не было. Воду хранили в сосудах из страусовых яиц. В период засухи женщины добывали воду, высасывая его из водоносного почвенного слоя с помощью длинной тростинки.

В религиозных верованиях бушменов центральное место занимал промысловый культ. Охотники обращались к солнцу, луне, звездам и сверхъестественным существам с просьбой о даровании успеха на промысле.

    В глубине тропического леса по бассейну рек Конго, Огове, Итури небольшими группами расселены пигмеи. Очень отсталое население не знающее металлов, земледелия и скотоводства. Ведут охотничий образ жизни с помощью лука и стрел. Женщины и дети занимаются собирательством. В поисках постоянного пропитания небольшие группы пигмеев переходили с места на место. Верование религиозно-магические связанные с промыслом. Главным предметом почитания был лесной дух. Развиты тотемические верования.

 3 Народы Северной Африки. Нередко эту территорию называют Арабской Африкой. Это страны Магриба (Ливия, Тунис, Алжир, Марокко), Египет, северная часть Судана. Большинство население занято сельским хозяйством. Земледельческим является население Египта и отчасти Судана в плодородной долине Нила. В южной части Судана мотыжное земледелие сочетается со скотоводством и рыболовством. В странах Магриба господствует земледельческое хозяйство в сочетании с молочным животноводством. Чем дальше от побережья, тем значительнее роль скотоводства. Во внутренних частях Магриба живут преимущественно скотоводы. Здесь известно самое древняя форма земледелия примитивная лиманная (болотная) известна с 5 тыс. до нашей эры в долине Нила. Сейчас во многом используют давний способ обработки земли мотыга и ирригационные системы орошения. Сеют пшеницу, ячмень, хлопок, лен, коноплю, рис, кукурузу, просо. Используют и плуг. Скотоводство в Египте не получило развития из-за отсутствия пастбищ. Разводят рабочий скот, но его не много, т.к. простейшая техника обработки почвы и потребность в рабочем скоте сравнительно небольшая. Арабо-берберское земледельческое хозяйство Магриба имеет свои особенности. Основные районы земледелия – прибрежная полоса и горные долины, которые богаты водными источниками, идут частые дожди, мягкий климат все это благоприятствует земледелию и скотоводству. В засушливых местах все же прибегают к искусственному орошению. Главные культуры – пшеница и ячмень. Население опытные садоводы. На побережье моря они разводят виноград, цитрусовые, инжир, миндаль. В Тунисе широко распространена культура олив. В глубине районов засушливых разводят мелкий рогатый скот овец и коз. Население занимается мелким ремеслом – изготовлением глиняной посуды вручную и на гончарном кругу, тканьем циновок. Скотоводы заняты обработкой шерсти, изготовлением шерстяных тканей и покрышек для шатров, седел и упряжи, кожаной обуви. Также в городах развито кузнечное, ювелирное, кожевенное, гончарное.

    В Египте дома строят из сырцового кирпича, одноэтажные с плоской крышей. Жилище однокамерное без окон. В пищу употребляют каши из проса, кукурузы или бобов, овсяные лепешки, кислое молоко, овощи и финики. Напитки излюбленные черный кофе без сахара, чай, ячменное пиво, кислое молоко. Традиционный костюм состоит из х/б штанов и рубахи с длинными рукавами, в холодную погоду набрасывается плащ из верблюжьей шерсти. Женщины ходят в рубашках и длинных платьях традиционного черного цвета. В большом ходу шали и платки, металлические украшения. Население Магриба живет в гурби – примитивная хижина, стены которой сложены из глины, смешенной с соломой, а крыша тростниковая или соломенная. У берберов в горах дома из камня и лепятся вокруг скал так, что крыша одного дома служит двором другого. Кочевники степей живут в фелидже широко раскинутом на кольях шатре из верблюжьей или козьей шерсти. Одежда традиционная магрибцев хлопчатобумажные штаны и рубахи, поверх которых надевается просторный бурнус – накидка. Пища в основном ячменная или кукурузная похлебка, хлеб, картофель, овощи и фрукты. Кочевники питаются финиками, кислым молоком и сыром. У кочевников наблюдалось достаточно высокое или равноправное положение женщины в семье. У кочевников Восточного Судана женщина не сразу переходит в дом мужа, продолжает жить в доме отца до рождения 2-3 детей, причем один ребенок остается в этой семье.

    Народы Северо-Восточной Африки. Народы Эфиопии (имеют государственную традицию еще с государства 4 века Аксум, христиане) и Сомали. Жители с давних времен занимаются земледелием в сочетании со скотоводством. Разводят зебу, овец и коз. В степях и пустынях развито типичное скотоводство с преобладанием верблюдов, овец и коз. Эфиопия считается одним из древнейших центров земледельческой культуры и родиной различных злаков, а также кофе. Выращивают злаки, бобы, горох, чечевицу, нут и чина – они являются чисто эфиопскими. Распространено выращивания хлопка, а также кофе. На севере пахали плугом, в центральных районах страны по–прежнему обрабатывают мотыгой. Основа питания – пресные лепешки из различных злаков и подливы к ним. Излюбленная подлива приготовляется из бобовых с маслом и со жгучим красным перцем. Пищевой рацион кочевников отличается преобладанием мясных и молочных продуктов. Традиционные напитки - разведенный в воде пчелиный мед и ячменное пиво. На высоком уровне домашние промыслы, на первом месте обработка металлов, затем ювелирное дело, которые отличаются большим изяществом. Производство х/б тканей и выделка кожи, гончары славятся прекрасно обожженной покрытой снаружи красивой глазурью посудой.

    Большинство домов представляют собой прямоугольный плетенный каркас, обмазанный глиной с дверью и остекленными окнами. Также живут в хижинах круглой формы с конусообразной кровлей, покрытой соломой. Такое жилище окружено высоким забором. Обстановка в доме весьма скромная – низкие бамбуковые столики и скамейки из цельного куска дерева. Население северных и восточных районов строят прямоугольного плана со стенами из камня и щебня, смешанных с глиной, землей и коровьим навозом, с плоской дерево-земляной крышей.

    Носят одежду традиционного типа мужчины – хлопчатобумажные длинные и очень узкие штаны, длинная рубаха со стоячим воротником, поверх которой надевается специальная накидка с подкладкой – шамма, а в холодное время дополнительно бурнус из черной шерсти с капюшоном. Обувь отсутствует как и головной убор. Только в пустынях – кожаные сандалии. Женщины одеваются в длинные платья с узкими рукавами и с каймой на подоле, носят шамму и бурнус. Ходят босиком с непокрытой головой. Сомалийцы же сочетают земледелие (просо, кукуруза, бананы, бобы, арахис, хлопок) с отгонным скотоводством, но многие типичные кочевые скотоводы. Для материальной культуры характерны те же черты, что и для эфиопов.

Вопросы по материалу лекции:

1 Охарактеризуйте природные условия африканского континента, повлиявшие на жизненный уклад населения.

2 Дайте характеристику антропологического облика негроидного населения Африки.

3 Разъясните своеобразие образа жизни кочевников Африки.

4 Расскажите о системе земледелия в Египте.

5 Опишите материальную культуру населения Африки по историко-географическим областям.

6 Какие виды декоративно-прикладного искусства известны в Африке?

Литература:

1 Этнография: учебник для студентов историч. спец. вузов / Под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. – М.: Высш. Школа, 1982. – 320 с.

2 Этнология: учеб. пособие / Под ред. Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В. Пименова. – М.: Академич. Прект; Альма Матер, 2006. – 624 с.

3 Страны и народы: Науч.-попул. геогр.- этногр. изд. в 20-ти т. [Африка. Восточная и Южная Африка] / Ан. А. Громыко, Б.В. Андрианов [и др.]. – М.: Мысль, 1981. - 269 с.

4 Страны и народы: Науч.-попул. геогр.- этногр. изд. в 20-ти т. [Африка. Общий обзор Северной Африки] / Ан. А. Громыко, Б.В. Андрианов [и др.]. – М.: Мысль, 1982. - 349 с.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!