Лекция 12 Этнические сообщества Восточной Европы



Ключевые понятия: литовцы, эстонцы, латыши, украинцы, молдаване.

План:

1 Народы Прибалтики.

2 Этнические сообщества Украины и Молдовы.

3 Этнические сообщества Севера Восточной Европы.

Конспект лекции:

 

1 Народы Прибалтики. Природные особенности региона Эстонии, Латвии и Литвы, расположенных в акватории восточной части Балтийского моря, сказалось в сложении сходных черт хозяйствования, во многом связанных с морскими занятиями и промыслами, придало ярко выраженный региональный облик всей культуре. Многие объекты природы приобрели символический статус в культуре: это и вечнозеленые заросли можжевельника у эстонцев или редкостные ныне дубы-великаны латышского и литовского народов. В хозяйственном году жителей морского побережья чередовались земледельческие и рыболовецкие сезоны. Но жители островов и прибрежной зоны занимались ловом рыбы круглогодично. С давних пор и до настоящего времени на Балтийском море добывают салаку, корюшку, камбалу, угря, кильку, треску, сига, лосося. Тюлений промысел также был давним занятием. Между II и V веками н. э. благодаря оживленной торговле янтарем с народами Центральной и Южной Европы весьма окрепла материальная основа балтийской культуры.

    Особенности землепользования заключались в том, что у всех народов региона пахотные земли находились в подворном пользовании. Хуторская система землепользования Эстляндии и Лифляндии известна уже в XIV веке, а на западе Литвы - с XVI века. При этом долгое время сохранялось коллективное владение лесными, пастбищными и рыболовными угодьями. Для XIX века преобладающей системой земледелия оставалось трехполье, однако в лесных районах Эстонии сохранялась древняя подсечная система. Наряду с озимой рожью - главной зерновой культурой, сеяли яровые ячмень и овес, коноплю, горох, гречиху; из технических - в основном лен, а также сажали картофель. Заметное место в крестьянском хозяйстве занимало и животноводство. Разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней и домашнюю птицу. Уже с середины XIX века наметилась тенденция к специализации хозяйств на молочном животноводстве и свиноводстве, которые постепенно превращались в ведущие отрасли эстонской и латвийской экономики. Свежее молоко, сметана, масло и мясо в основном шли на продажу, а в рацион крестьянского питания вошли лишь в первой трети XX века. Традиционные ремесла и промыслы – этолатгальские гончары, обработка дерева (эстонские пивные кружки) и др. Ювелирное дело: широко известны латышские нагрудные и шейно-нагрудные украшения из серебра, латуни и янтаря, а также девичьи венки, пояса с подвесками и пряжки для поясов. В числе традиционных фибул - так называемые малые сакты в виде кольца и сердечка для застегивания ворота мужских и женских рубах, а также самая большая группа - крупные сакты для скрепления женских наплечных покрывал типа бурбульсакты ("пузырчатые сакты"). Выского уровня достигла культура обработки текстиля у народов Прибалтики. Известны самые различные способы тканья поясов на дощечках, бердечке и ткацком станке, а также кручение, витье и плетение. Вязание характерно для эстонцев и латышей. Типы сельских поселений: хутора, деревни, местечки. Традиционная усадьба: хозяйственные постройки и жилая рига. В старину риги были одновременно помещениями для сушки зерна и жилья, позже к риге стали пристраивать отдельную жилую камору, которая отапливалась по-черному печью из риги. Число камор постепенно увеличивалось, тем самым увеличивались и размеры риги. Костюм: сходство прослеживается в выборе материалов (лен, шерсть, кожа, металл), в составе комплексов и покрое основных компонентов: туникообразная рубаха, женская несшитая поясная и плечевая одежды, полотенчатые головные уборы, пояса, рукавицы, носки и кожаная обувь. Система питания: основными пищевыми продуктами у земледельцев были хлеб и другая выпечка из кислого и пресного ржаного теста, а также ячменной, овсяной, пшеничной и гречневой муки. В голодные годы издавна использовали добавки из толченой сосновой коры, мха, мякины, гороховой ботвы и др. Повседневная пища состояла из мучных или крупяных каш, в основном ячменных, а также овощных похлебок из брюквы, репы, серого гороха. Из молочных продуктов употребляли простоквашу, творог и творожный сыр. Свежее масло, сметану, молоко в повседневном рационе ели только по праздникам. Праздничный стол: к Рождеству выпекали хлеба, варили пиво, забивали скот, готовили специальные блюда.

    Старинные верования и приметы: известно поклонении священным деревьям эстонцами, латышами и литовцам и в начале XX века. Суеверия долго бытовали и у жителей морского побережья. Традиционные конфессии: лютеранская, католическая, православная и др. Отмечали календарные праздники, например, Иванов день. 

2 Этнические сообщества Украины и Молдовы. Украинцы (самоназвание украинець, украинка). Украинская народность исторически начала складываться на той же территории, которая и до сих пор считается для украинцев центральной - по течению Днепра. Сегодня украинцы составляют основное население Украины. Кроме того, украинцы расселены в России, Казахстане, Молдавии, Беларуси, а также в Польше, Канаде, США, Аргентине.

В антропологическом смысле украинцы относятся к европеоидной расе. Они входят в днепро-карпатскую группу популяций, для которой характерна более темная по сравнению с другими славянскими группами пигментация и относительно широкое лицо. Среди украинцев преобладают люди выше среднего роста. Светлоглазые встречаются чаще, чем темноглазые, а черноволосые - приблизительно в половине случаев.

    Говорят украинцы на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. В этом языке различают три наречия: северное, включающее в себя левобережные, правобережные и волынско-полесские говоры, юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские и поднестровские говоры), юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Именно говоры юго-восточного наречия в XVI в. стали базой староукраинского книжного языка, а на рубеже XVIII - XIX вв. - современного украинского (новоукраинского) литературного языка.

Украина традиционно была аграрным краем. Население занималось хлебопашеством, животноводством и садоводством. Основной системой земледелия было паровое трехполье, перелог. Пахотные земли засевались озимой и яровой рожью и пшеницей. Последняя занимала основное место среди зерновых в черноземных южных степных районах, в Закарпатье и в лесостепной зоне. Сеяли также ячмень, гречиху, просо, горох, лен, коноплю, хмель.В Украине издавна было три вида тягловых пахотных орудий: плуг, рало и соха. Из овощных культур наиболее распространенными были свекла, морковь, капуста, огурцы, лук, чеснок, бахчевые. Необходимо упомянуть также о садах, обилие которых стало одной из характерных черт украинского села. Важную роль играло животноводство. Здесь разводили коров, выращивали породистых лошадей, овец, издавна разводили свиней, коз, домашнюю птицу, занимались пчеловодством. Во многих районах Украины было развито рыболовство, преимущественно речное. Развивались ремесла: обработка льна, конопли и шерсти для производства тканей, ковроткачество, кожевенное дело, обработка дерева.

    Традиционными сельскими поселениями украинцев были села, слободы, хутора с уличной, радиальной, разбросанной и др. видами планировки. Они отличались благоустроенностью, чистотой, обилием зелени, фруктовых деревьев, ягодных кустов, цветов. Крестьянское жилище было глинобитным или срубным, побеленным изнутри и снаружи, 1 - 2 -3-камерным с глинобитным полом и четырехскатной крышей, крытой соломой, камышом или дранкой. Многокомнатные дома с усложненной планировкой были характерны для поселений городского типа, для слобод с развитой промысловой деятельностью и для казачьих станиц. Стены дома расписывали разноцветной глиной, синькой, красками, передний угол украшали рушниками, искусственными и живыми цветами, колосьями ржи и пшеницы. Преобладал открытый тип двора, на котором располагались хозяйственные постройки - амбар или камора, сарай для сельскохозяйственного инвентаря, летняя кухня, погреб, кладовые, сараи для животных и сад-огород с лугом. От улицы и от соседней усадьбы отгораживались забором из плетня, частокола, жердей или досок.

Основу питания украинцев составляли растительная и мучная пища. Значительное место занимала рыба, так как мясная пища крестьянству и городскому населению была доступна лишь по праздникам. Говядине предпочитали свинину. Мясо и сало использовали для заправки разных блюд, к праздникам готовили колбасы, сальцисон, голубцы, холодец. Для длительного хранения мясо солили, замораживали. Особой любовью пользовались блюда из теста: галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней, лапша. Популярным был типично украинский борщ из свеклы, капусты, с добавлением других овощей и круп, заправленный салом или растительным маслом. В повседневном рационе употребляли свежее, топленое, замороженное и кислое молоко (варенец), заготовленный в бочках подсоленный творог (сир). Хлеб пекли ржаной и пшеничный из кислого заквашенного теста, круглый или продолговатый по форме. Он назывался паляница, хлибина, бохан. Из дрожжевого и пресного теста выпекали пироги с начинкой, лепешки - пампушки, коржи, налисники, блины и оладьи. Любимым напитком украинцев был квас из ржаных сухарей, солода, ягод, свеклы, а также компот из сушеных фруктов и ягод - узвар. Многие делали домашние настойки и наливки, хмельную брагу, медовуху. Из алкогольных напитков распространены были также водка и популярная горилка с перцем.

    Красочен и колоритен был традиционный украинский костюм. Разноо бразна календарная и семейная обрядность.

    Молдаване. В антропологическом отношении молдаване - люди среднего роста, круглоголовые, с черными волосами и глазами. Сами себя они называют молдовень. Наиболее компактно молдаване расселены в Кодрах. Молдавский язык относится к восточной ветви романских языков, сложившихся на основе народной латыни. В XVII в. начал формироваться литературный молдавский язык. Язык молдаван имеет много славянских заимствований; это слова, относящиеся к земледелию, домоводству, военному делу, религии, государственному управлению. О давнем молдавско-славянском культурном взаимодействии говорят и совпадения в дохристианских религиозных представлениях: подобно славянам, молдаване до принятия христианства верили в Перуна, Волоса (святой Власий), Сварога.

Хозяйственные занятия молдаван. Из зерновых культур в Молдавии большую роль играет кукуруза. Введение культуры этого злака в придунайских княжествах приписывают валашскому господарю Шербану Кантакузину (конец XVII в.). Кукуруза настолько прижилась у молдаван, что мамалыгу - густую кашу, которую режут на ломтики, как хлеб, называют молдавским национальным блюдом. Ее едят обычно с брынзой (мягким овечьим сыром). С античных времен в крае занимаются виноградарством. Жилище. Некогда молдаване жили в хатах из так называемого чамура - кирпича, изготовленного из смеси глины с кизяком (навозом) и соломой; крыша покрывалась соломой или камышом. Другим традиционным материалом для возведения жилищ служило дерево. Передняя часть дома называется каса маре (большой дом). Снаружи и внутри хаты белились. Внутри жилище украшалось коврами (на стенах и на полу). Строительство домов в молдавских селах часто велось силами всех жителей, выходивших на эту работу, как на праздник. Подобные же формы коллективного труда - клака - применялись и в других видах деятельности, например при очистке кукурузы.

Фольклор и культура. Национальный танец молдаван - хора, или жок (от латинского йокус - игра). Он напоминает хоровод: его танцуют под звуки пастушьей флейты (флуэра) мужчины и женщины, образовав круг и взявшись за руки. Любят в Молдавии и лирические народные песни (дойны).

3 Этнические сообщества Севера Восточной Европы. Особенности антропологического облика - легкий налет монголоидности при общем европеоидном облике. Древнейшие племена, заселившие наш Европейский Север, вероятнее всего, говорили на языках самодийской группы (родственных языку современных ненцев). Позднее сюда проникли другие этнические группы - носители языков финно-угорской группы. Предки современных саамов (лопарей), живущих на Кольском полуострове (около 2 тыс. чел.), изначально говорили на самодийском языке, а потом восприняли язык финно-угров. Современные ненцы - в Ненецком автономном округе (в северо-западном Приуралье) - около 7 тыс. чел. - говорят на языке самодийской группы. В конце I - начале II тыс. н. э. в юго-западном Приуралье сложилось крупное племенное объединение древних пермян, создателей своеобразной художественной культуры, получившей в науке название пермского звериного стиля. Потомками древних пермян являются современные коми-зыряне (более 300 тыс. чел., Республика Коми) и коми-пермяки (около 150 тыс., Коми-пермяцкий национальный округ); их языки - вместе с удмуртским - относятся к пермской ветви финно-угорской семьи.

С VI в. н. э. в письменных источниках среди обитателей Российского Европейского Севера упоминается народность, потомков которой теперь называют вепсами. В наше время вепсы живут в местностях к югу от р. Свири, а также в южной Карелии. Их язык относится к прибалтийской ветви финно-угорской семьи.

Уже в IX в. н. э. на Карельском перешейке обитала народность корела - предки современных карелов (около 80 тыс. чел., Республика Карелия). Древние корелы поддерживали тесные торговые и культурные связи с Новгородом Великим; в частности, корелы приняли христианство в форме православия из Новгорода. В XVI в. область расселения корелов вошла в Русское государство, но в 1617 г. Россия была вынуждена уступить Корельский уезд Швеции. Однако корелы в большинстве своем переселились на русские земли территорию современной Карелии, в Ярославское и Тверское Поволжье. С тех пор в числе прочих сохранилась карельская община в Максатихинском районе Тверской области (около 20 тыс. чел.). Карельский язык также принадлежит к числу прибалтийско-финских.

В VIII XI вв. на Европейском Севере России появилось и славянское население: сначала новгородские словене, затем - выходцы из Владимиро-Суздальской земли, а позднее - и из Московских великокняжеских и царских владений. В наше время русские (северные великороссы) составляют здесь большинство населения.

Направления хозяйственной деятельности. Самые северные обитатели края - саамы и ненцы - издавна занимались оленеводством. Но оленеводство у них было разное, как и породы оленей. Саамы запрягали своих оленей в однополозную, похожую на лодку, керёжку, а ненцы в двухполозные нарты. Саамы весной выпускали своих оленей на вольный выпас в тундру (сами откочевывая на летний период к местам рыбной ловли), а осенью снова собирали их в стада. Ненцы же пасли своих оленей круглый год, используя для этого пастушью собаку. В XIX - начале XX в. саамы заимствовали более совершенную, ненецкую форму оленеводства.

Крестьянское хозяйство русских, карелов, вепсов и обеих народностей коми стало основой формирования в таежной зоне хозяйственно-культурного типа северных земледельцев. Сеяли ячмень, рожь, репу, лен. Животноводство на Севере не получило особенного развития. Урожаи и продуктивность скота были низкими. Поэтому большим подспорьем служило рыболовство. Рыбу ловили и ловят плетеными ловушками (мордами, вершами) и сетями. В озерах крупную рыбу добывали острогой в ночное время, привлекая ее огнем факелов. Рыбу солили, сушили, квасили. Промысловое значение имела охота на пушных зверей, боровую и иную дичь. Так, охотники-коми имели в лесах участки (путики), на которых устанавливали ловушки (силки и капканы). Немалое значение имела заготовка грибов (рыжиков, груздей, волнушек), лесных ягод (брусники, клюквы и др.) и трав.

Одежда северных европейских народов издавна была приспособлена к местным климатическим условиям. Саамы носили глухую одежду из оленьих шкур (печок), а также минную рубаху из холста (юпа). Позднее, в XX в., они стали использовать ненецкий тип одежды. У коми-зырян до нашего времени кое-где сохранилась охотничья промысловая одежда (лаз, лузан) в виде обшитой кожей безрукавки с несшитыми боками, подпоясываемой ремнем. Она удобна при обходе путиков и при ружейной охоте. Мужская одежда включала в свой комплекс рубаху с прямым или косым воротом, штаны, заправленные в сапоги. Лапти (из бересты) обычно носили лишь на работу. Верхней одеждой служили более или менее типичные для населения Европейской России суженный в талии зипун, армяк, шуба и т. п. Женская одежда более красочна и нарядна. Основа ее - все та же льняная рубаха прямого покроя с рукавами. По подолу, вороту и концам рукавов рубаха бывает вышита. Поверх рубахи женщины носили сарафаны разных покроев, а также передники. Вепсские женщины вместо сарафанов нередко носили полосатые юбки. Среди вышивок (не только одежды, но и полотенец, а также других предметов) нередко встречается загадочная трехчастная композиция: фигура женщины, по бокам которой изображены всадники или олени.

Основу питания местных народов (кроме саамов и ненцев) все-таки составлял хлеб, который пекли из ячменной, а чаще всего - из ржаной муки. Однако хлеба обычно на весь год не хватало, и в муку подмешивали сушеную и растолченную сосновую заболонь (подкоровой слой). В урожайные годы жители Севера ели подовый хлеб, испеченный в «русской» печи. Северные карелы пекли своеобразный кольцеобразный хлеб, который еще в горячем виде насаживали на палки и выносили на мороз: такой хлеб держали на холоде. Стоило его согреть, и хлеб получал вкус и вид только что испеченного. Варили похлебку, уху. Мясо ели нечасто, главным образом по праздникам. Пекли пирога-рыбники (закрытые и открытые), калитки (небольшие открытые пирожки с кашей, горохом или мясом). Главным овощным продуктом служила репа; лишь на рубеже XVIII и XIX вв. стали появляться другие овощи: капуста, лук, морковь, а также картофель. Народы, живущие в условиях холодного климата, создавали и кушанья, отвечающие условиям быта. Таковы известные всем пельмени, несущие в самом названии указание на источник своего происхождения: пель на коми и удмуртском - ухо, нянь - хлеб. Замороженные пельмени первоначально служили зимней промысловой пищей, которую можно быстро приготовить. Большим добавком в питании были грибы и ягоды. Ягоды (бруснику, клюкву, морошку и др.) местные жители замачивали в бочках под гнетом. Грибы - солили (в слегка проваренном или сыром виде; проваренные грибы требовали для консервации меньше соли, что имело значение, так как соль была покупным продуктом). Из напитков у северян были распространены хлебный и репный квас; карелы, вепсы и народы коми также варили пиво.

Наряду с православием сохранялись языческие верования, средисказок саамов выделяется сказка олень-человек, Помимо обычного фольклора - сказок, песен, пословиц и т. п. жители Европейского Севера сохранили много преданий, например, предание о Девичьем острове на Онежском озере. Среди фольклорных произведений коми известно предание о колдуне-разбойнике Шипиче, который своей волшебной силой останавливал плывшие по реке суда и лишал способности защищаться их команды. Большой популярностью среди коми пользовались сказания о Пере-богатыре. Пера-богатырь был крестьянином и охотником (он ловил соболей шелковыми сетями), обладал очень большой силой. Ответив на вызов боярского сына, Пера борется с ним и побеждает. К наиболее ярким проявлениям художественного гения карелов (а также и финнов) относится эпос «Калевала».

Вопросы по материалу лекции:

1 Назовите основные хозяйственные занятия народов Прибалтики.

2 Укажите особенности материальной культуры литовцев, латышей и эстонцев.

3 Опишите антропологический облик укранцев.

4 Дайте характеристику хозяйственных занятий молдаван.

5 Какие народы проживают на Севере Восточной Европы?

Литература:

1  Народы и культуры: Прибалтийско-финские народы России / Российская Академия наук; редкол. Е.И. Клементьев [и др.]. – М.: Наука, 2003. – 671 с.

2 Народы и культуры: Украинцы / Российская Академия наук; редкол. Н.С. Полищук [и др.]. – М.: Наука, 2000. – 535 с.

3  Очерки общей этнографии / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; под ред. С.П. Толстова [и др.]. Европейская часть СССР. - М.: Наука, 1968. – 480 с.

4 Страны и народы: Науч.-попул. геогр.- этногр. изд. в 20-ти т. [Сов. Союз. Общий обзор. Республики Прибалтики. Белоруссия. Украина. Молдавия.] / Г.М. Лаппо, В.Ю. Тармисто [и др.]. – М.: Мысль, 1984. – 351 с.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!