Лекция 7 Этносы Западной Азии, Южного Кавказа и Средней Азии



Ключевые понятия: пуштуны, курды, армяне, грузины, азербайджанцы, туркмены, таджики, узбеки, казахи.  

План:

1 Историко-культурные регионы в Азии.

2 Этносы Западной Азии.

3 Этносы Южного Кавказа.

4 Этносы Средней Азии.

Конспект лекции:

1 Историко-культурные регионы в Азии. В Азии выделяют ряд историко-культурных регионов: Западная (Передняя) Азия, Южный Кавказ, Средняя Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Северная Азия (Сибирь и Дальний Восток).

2 Этносы Западной Азии. На территории Западной Азии (Передней) проживают арабы, еврем, турки, иранцы (персы), пуштуны и др. Земледелие связано с искуственным орошением, выращивают зерновые, бобовые культуры, хлопчатник, табак. Повсеместно собирают урожаи винограда, плоды в фруктовых садах, культивируют кофе, во многих местностях основная земледельческая культура – финиковая пальма. Распространено кочевое и полукочевое скотоводство. Номадами являются бедуины, часть курдов, юрюков. В Иране кочевые народы – это луры, бахтиары и пр. Транспортные средства – верховой, колесный и водный. Жилища земледельцев – постройки из глины и камня, у кочевых народов используют палатки-шатры.Основу питания составляют лепешки, блюда из растительной пищи, кислое молоко, напитки – кофе, чай. Сесейная жизнь мусульман основывается на религиозном праве – шариат, которое допускает многоженство. У кочевников в большей степени сохранялись архаические явления в общественных отношениях, например, кровная месть. Высокого мастерства достигли в изготовлении ковров, тканых. ювелирных изделий и пр.

3 Этносы Южного Кавказа. На Кавказе с древнейших времен получили получили развитие земледелие и скотоводство. Здесь выращивается множество сортов винограда, разводятся сады. Древнюю историю на Кавказе имеют также пчеловодство и шелководство. Рано получили развитие кавказское ремесленное производство и торговля. Некоторые ремесла насчитывают не одну сотню лет. Наиболее были распространены ковроткачество, ювелирное дело, изготовление оружия, производство гончарной и металлической посуды, бурок, ткачество, вышивка и др. Изделия кавказских мастеров были известны далеко за пределами Кавказа.

В Закавказье особыми районами развития материальной культуры являются Азербайджан, Армения, Восточная и Западная Грузия. В дореволюционный период основную массу населения Кавказа состазляли сельские жители. Крупных городов на Кавказе было немного, из них наибольшее значение имели Тбилиси (Тифлис) и Баку. Существовавшие на Кавказе типы поселений и жилищ были тесно связаны с природными условиями. Для большинства селений в горных местностях была характерна значительная теснота застройки. У всех народов Кавказа долгое время сохранялся обычай, по которому родственники селились вместе, образуя отдельный квартал. С ослаблением родственных связей локальное единство родственных групп стало исчезать. В горных районах Северной Грузии типичным жилищем была четырехугольная каменная постройка, одно- и двухэтажная с плоской крышей. Жилища народов Закавказья имели свои особенности. В некоторых районах Армении, Юго-Восточной Грузии и Западного Азербайджана встречались своеобразные здания, представлявшие собой сооружения из камня, иногда несколько углубленные в землю; крышей служило деревянное ступенчатое перекрытие, которое снаружи засыпалось землей Этот тип жилища — один из древнейших в Закавказье и по своему происхождению тесно связан с подземным жилищем древнего оседлого населения Передней Азии. В других местах Восточной Грузии жилище строилось из камня с плоской или двускатной крышей, одно- или двухэтажное. Во влажных субтропических местах Западной Грузии и в Абхазии дома возводились из дерева, на столбах, с двускатными или четырехскатными крышами. Пол такого дома был высоко приподнят над землей, чтобы предохранить жилище от сырости. В Восточном Азербайджане типичными были саманные, обмазанные глиной, одноэтажные жилища с плоской крышей, выходившие глухими стенами на улицу.

В одежде наблюдались многие параллели с одеждой народов Передней Азии, особенно это касалось одежды армян и азербайджанцев. Для мужского костюма всего Закавказья в целом были характерны рубахи, широкие или узкие штаны, заправленные в сапоги или носки, и короткая распашная верхняя одежда, подпоясываемая поясом. Перед революцией среди грузин и азербайджанцев имел распространение адыгский мужской костюм, особенно черкеска. Одежда грузинок по своему типу напоминала одежду женщин Северного Кавказа. Это была длинная рубаха, на которую надевалось длинное распашное приталенное платье, перетянутое поясом. На голове женщины носили обтянутый материей обруч, к которому прикреплялось тонкое длинное покрывало - лечаки.

Армянки одевались в яркие рубахи (жолтые в западной Армении, красные в восточной) и не менее яркие штаны. На рубаху надевалась распашная на подкладке одежда в талию с более короткими, чем у рубахи рукавами. На голове армянки носили малени кие твердые шапочки, которые повязывались несколькими платками. В обычае было прикрывать платком нижнюю часть лица. Азербайджанки кроме рубах и штанов носили также короткие кофты и широкие юбнм Под влиянием мусульманской религии азербайджанки, особенно в городах, прикрыввали лицо чадрой, когда выходили на улицу. Для женщин всех народов Кавказа было характерно ношение разнообразных ювелирных украшений, изготовлявшихся местными мастерами преимущественно из серебра. Особенно богато украшались пояса.

В общественной жизни и быту в большей или меньшей степени сохранялись следы патриархального уклада, строго поддерживались родственные связи, особенно ярко проявлявшиеся в патронимических отношениях. Повсюду на Кавказе существовали соседские общины, которые были особенно крепки в Грузии. Во многих районах Кавказа в XIX в. продолжали бытовать большие патриархальные семьи. Основным же типом семьи в этот период были малые семьи, уклад которых отличался той же патриархальностью. Господствующей формой брака была моногамия. Многоженство встречалось редко, преимущественно среди привилегированных слоев мусульманского населения, особенно в Азербайджане. У многих народов Кавказа был распространен калым. Патриархальность семейного быта тяжело отражалась на положении женщин, особенно у мусульман. По вероисповеданию все население Кавказа делилось на две группы: христиан и мусульман. Христианство начало проникать на Кавказ в первые века новой эры. Первоначально оно утвердилось среди армян, у которых в 301 г. возникла своя церковь, получившая название «армяно-грегорианской» по имени ее основателя архиепископа Григория Просветителя. В Грузии христианство стало господствующей религией к IV в. (337). Появление ислама на Кавказе связано с завоевательными походами арабов (VII-VIII вв.). Но ислам при арабах не пустил глубоких корней. Утверждаться по-настоящему он стал только после монголо-татарского нашествия. Это в первую очередь относится к народам Азербайджана. Однако ни христианство, ни ислам не вытеснили древних местных верований. Богато и разнообразно устное поэтическое творчество народов Кавказа. В поэтическом творчестве народов Кавказа значительное место занимают эпические сказания. У грузин известны эпос о герое Амрани, боровшемся с древними богами и прикованного за это к скале, романтический эпос «Эстериани», повествующий о трагической любви царевича Абесалома и пастушки Этери. У армян широко распространен средневековый эпос «Сасунские богатыри», или «Давид Сасунский», отражающий героическую борьбу армянского народа с поработителями. Особенно богат на Кавказе музыкальный фольклор. Большого совершенства достигло песенное творчество у грузин; у них распространено многоголосие.

Исполнителями народных песен выступали странствующие народные певцы - гусаны (у армян), мествире (у грузин), ашуги (у азербайджанцев). Их репертуар был очень разнообразен. Свои песни они исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов. Особенно популярным был народный певец Саянг-Нова (XVIII в.), который пел на армянском, грузинском и азербайджанском языках.

4 Этносы Средней Азии. В Средней Азии и Казахстане проживали таджики, узбеки, туркмены, казахи, киргизы, каракалпаки, уйгуры и др.

 Традиционно в Средней Азии для XIX - нач. XX в. выделяют три хозяйственно-культурных типа, границы которых не совпадают с этническими границами. Это оседлые земледельцы - таджики, большинство узбеков и туркмен, уйгуры, группы каракалпаков и киргизов, подвижные скотоводы (кочевники) степей и полупустынь - казахи, киргизы, часть узбеков и туркмен и полуоседлые в недалеком прошлом земледельцы-скотоводы, жившие на окраинах оазисов - каракалпаки, часть узбеков и туркмен, группы казахов и киргизов.

В городах ремесленники каждой профессии селились по своим кварталам. Были кварталы ткачей, кузнецов, портных, сапожников, столяров, медников и других профессий. Среднеазиатское ремесло развивалось в основном в оазисах и отличалось очень дробной специализацией. Например, были ткачи, которые изготавливали только какой-нибудь один вид ткани, или красильщики, каждый из которых окрашивал нитки или ткань в определенный цвет. Такая же узкая специализация существовала и у кузнецов. В соответствии с профессией, ремесленники объединялись в цехи. Во главе цеха стоял староста, руководивший всей хозяйственной жизнью цеха. Последняя регламентировалась цеховым уставом (рисоля). Ремесло передавалось по наследству от отца к сыну.

В Средней Азии уровень общественных отношений был неодинаков. Основной социальной ячейкой среднеазиатского общества была соседская община. Главной ценностью выступали вода и земля. Скотоводческое общество сохраняло организацию по племенному признаку. Распространены жилища двух типов. Для оседлых земледельцев характерны глинобитные постройки, для подвижных скотоводов – войлочные разборные юрты. В одежде проявляются не тольуо национальные, но и региональные черты. Конструктивно, по набору элементов, одажда земледельцев и скотоводов одинакова, как мужская, так и женская, последняя отличается некоторыми деталями кроя, длиной рубахи, цветом. Покрой и расцветка халатов имели имели, в основном, областные, а не этнические различия. Также региональным отличительным признаком служили тюбитейки, папахи. Женская одежда дополнялась ювелирными и иными украшениями. Сохраняются традиционные религиозные верования: поклонение деревьям, священным камням, горам, одним из самых важных был культ могил. Народы исповедовали зораастризм, буддизм, а затем ислам. Известна богатая эпическая традиция.

Вопросы по материалу лекции:

1 Какие народы проживают в Западной Азии?

2 Каковы особенности хозяйства кочевых народов Западной и Средней азии?

3 Какие религии и религиозные верования распространены у народов Южного Кавказа?

4 Опишите традиционный армянский костюм.

5 Дайте характеристику духовных традиций народов Южного Кавказа.

Литература:

1 Очерки общей этнографии / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; под ред. С.П. Толстова [и др.]. Азиатская часть СССР. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. – 366 с.

2 Очерки общей этнографии / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; под ред. С.П. Толстова [и др.]. Зарубежная Азия. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. - 502 с.

3 Страны и народы: Науч.-попул. геогр.- этногр. изд. в 20-ти т. [Зарубеж. Азия. Общ. обзор. Юго-Западная Азия] / Л.И. Куракова, В.Т. Зайчиков [и др.]. – М.: Мысль, 1979. – 381 с.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!