Лекция 5 Этнические сообщества Америки



Ключевые понятия: цивилизации индейцев Америки, хозяйственно- культурные типы индейцев Америки, майя, ацтеки, инки, муиски.

План:

1 Заселение Америки. Языковая и антропологическая ситуация.

2 Хозяйственно-культурные типы Северной Америки.

3 Хозяйственно-культурные типы Южной Америки.

4 Цивилизации Центральной и Южной Америки.

Конспект лекции:

1 Заселение Америки началось более 30 тыс. Лет назад из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив, который в то время был сушей. Небюольшие группы охотников на бизонов и карибу стали первооткрывателями Нового Света. Древнейшие обитатели североамериканских прерий и предгорий совмещали охоту на крупных млекопитающих с собирательством, образ жизни отличался большой подвижностью.

 По антропологическому облику американские индейцы сходны с населением Северной и Восточной азии и входят в большую моноголоидную расу. Вместе с тем они имеют несколько расовых разновидностей: эскимосскую, атлантическую, тихоокеанскую.

К основным языковым группам северной Америки относятся следующие: эскимосо-алеутская, на-дене, северо-америндская, центрально-америндская. В Латинской Америке насчитывается около 2 тысяч языков и диалектов, а также ряд «изолированных» языков. 

2 Хозяйственно-культурные типы Северной Америки. К ним принадлежат: арктические охотники и рыболовы, индейцы северо-западного побережья, племена лесных охотников, собиратели и охотники Калифорнии, охотничьи племена степей, земледельцы востока и юго-востока Северной Америки. Земледельцы юго-запада Северной Америки.

3 Хозяйственно-культурные типы Южной Америки. Хозяйственные занятия отличаются региональным своеобразием. Здесь сохраняется значительное число архаических форм экономики. Огнеземельцы – она, алакалуфы, яганы – создали своебразные традиции на самой южной оконечности Америки, разработав специализированную охотничье-собирательскую культуру.

4 Цивилизации Центральной и Южной Америки. К данным сообществам относят государственные образования ацтеков и чибча-муисков, цивилизацию майя, империю инков.

Высокоразвитые культуры и государства располагались на территории от Центральной Мексики до Гватемалы и Никарагуа, это одна из областей Америки, где в древности культурное и общественное развитие индейских народов достигло особенно высокого уровня. На землях, прилегающих к Мексиканскому заливу, открыты многочисленные памятники археологических культур, в частности, культуры древних ольмеков (II - I тыс. до н. э.). Хозяйственной основой всех высокоразвитых обществ древней Америки было ручное и мотыжное земледелие.

Майя. История древних майя охватывает большую часть I тыс. и пять веков II тыс. н. э. и подразделяется на ряд эпох. Они были создателями довольно большого числа городов-государств (самые известные - Паленке и Чичен-Ица на территории современной Мексики, Тикаль в Гватемале и Копан -  в Гондурасе), которые возникали, развивали хозяйство и культуру, воевали друг с другом, а в IX - X вв. н. э. сами подверглись завоеванию и отчасти разрушению вторгшимися с запада племенами тольтеков. На территории полуострова Юкатан возникло майя-тольтекское государство, которое в середине XV в. распалось, что облегчило испанским конкистадорам завоевание края. Археологи продолжают открывать остатки городов древних майя с развалинами монументальных зданий: дворцов, храмов и других. Во главе городов стояли правители и жрецы, подчинившие себе купцов, ремесленников и многочисленных рабов. Одним из важнейших достижений культуры майя стал весьма точный календарь. Майя создали также оригинальную иероглифическую письменность, памятники которой в XVI в. подверглись запрещению и уничтожению католической церковью. Не считая надписей на архитектурных сооружениях, скульптуре и керамике, уцелело лишь четыре памятника письменности майя, над расшифровкой которых бьются ученые. Большой вклад в изучение письменности индейцев майя внес российский этнолог Ю.В. Кнорозов.

Ацтеки. Государственное образование, известное как царство ацтеков, существовало в XIV - начале XVI в. в Центральной Мексике. Его столица, г. Теночтитлан, находилась на острове озера Тескоко (на месте современного г. Мехико), соединенного с берегом мостами и дамбами. В 20-е гг. XV в. правитель ацтеков Ицкоатль, став во главе союза трех городов, добился освобождения ацтеков от власти правителей соседних городов. При его преемниках, в особенности, при Моктесуме II, царство ацтеков достигло наивысшего развития. Верховный правитель ацтеков носил титул тлакатекутли («вождь мужчин») и был прежде всего военным вождем собственно племени ацтеков и подвластной им группы племен. Ацтеки подчинили своей власти всю срединную Мексику с населявшими ее племенами. Культура ацтеков вобрала в себя богатые традиции других народов, живших на территории Мексики, - тольтеков, миштеков. Хозяйство было основано на ручном земледелии и ремесле. Использовался труд рабов. Выращивали несколько сортов маиса (кукуруза), бобы, кабачки, красный и зеленый перец, тыкву, томаты, хлопчатник, табак, масличные и другие культуры. Особенно интересен магей (разновидность агавы), из очищенных волокон которого выделывали ткани и бумагу, а из сока - сладости и алкогольный напиток пульке, который, как и табак, использовали только при проведении ритуалов. Больших успехов достигли ацтеки в производстве разнообразных изделий из керамики, камня (кремня, нефрита, обсидиана), украшений из серебра, золота и меди. В храмовом и гражданском строительстве они пользовались адобе - сырцовым кирпичом. Города имели правильную планировку. Большинство семей свободных ацтеков объединялось в двадцать своеобразных общин (кальпульи), имевших свои храмы, резервы обрабатываемой земли и общинное руководство. Глава кальпульи (кальпуллек) распределял земли, управлял общественными хранилищами, возглавлял совет старейшин. Жизнь ацтеков в очень большой мере была связана с войной. Победоносные войны поставили ацтеков во главе сильного объединения племен, но не принесли им друзей, что, несомненно, облегчило конкистадору Эрнану (Фердинандо) Кортесу взятие их столицы, г. Теночтитлана и завоевание Мексики. Календарь ацтеков сходен с календарем майя. Единая система письма у них не успела сложиться. Ацтеки пользовались рисунчатым письмом, отчасти - иероглифами и некоторыми фонетическими знаками.

Инки. На горном Западе Южной Америки в доколумбову эпоху сложилось крупнейшее государство древней Америки - Империя инков или Тауантинсуйю (на языке кечуа - Четыре соединенные стороны света). Оно занимало обширные земли в северной и центральной части Анд, а также на прилегающих равнинных территориях. Похожее по типу на рабовладельческие деспотии Древнего Востока, государство инков было централизованной монархией. Во главе его стоял Верховный инка (на языке кечуа - Сапа инка). Государственным языком был кечуа - язык этнических инков, несмотря на то, что в империю входили и области, населенные другими племенами. Инки проводили сознательную политику ассимиляции завоеванных племен. Столица империи - г. Куско - возникла около 1100 г. как центр кечуанских племен в районе, где развитие высокой культуры опиралось на еще более древние городские традиции. Хозяйственной основой инкского общества было земледелие, в частности террасное и орошаемое. Одна из его особенностей - культура картофеля. Инки - единственные во всей Америке - создали свое собственное животноводство: разведение лам и альпака на высокогорных пастбищах. На высоком уровне находились у инков текстильное производство, обработка металлов (золота, серебра, меди, олова), изготовление украшений, бронзовых орудий и оружия. В строительстве использовалась, в частности, техника циклопической (из очень крупных блоков) каменной кладки без применения связующего раствора. Торговля государством не поддерживалась: пищевые продукты и иные предметы по мере необходимости распределялись государством по многочисленным дорогам, содержавшимся в отличном состоянии. Местные общины (исключая знать, чиновников и воинов постоянного войска) платили государству натуральные налоги и несли трудовую повинность: строили и чинили дома, дороги, мосты и т. п. Самыми бесправными и обязанными трудиться считались янакуна, положение которых не многим отличалось от положения рабов. Инки не создали настоящей письменности. Они пользовались так называемым «узелковым письмом» (кипу). С помощью особых шнурков - их цвета, положения и формы завязанных на них узелков - фиксировались и передавались сведения о виде, количестве и времени (дате) собираемой подати. Для обучения «узелковому письму», а также языку кечуа, солнечному и лунному календарю и другим знаниям создавались школы, в которых обучались дети знати.

Муиски. Цивилизация муисков не сложилась как единое государство, а представляла собой разобщенные города-государства, которым подчинялись отдельные группы племен, населявших долины Восточных Анд на территории современной Колумбии. Среди этих государств выделялась Богота, объединявшая до двадцати союзных и покоренных племен. Главным противником ее было государство Тунха. В государствах муисков власть принадлежала родовой аристократии, военной знати и жрецам. Во главе каждого из них стоял верховный правитель. Вражда между государствами муисков облегчила испанским завоевателям захват и колониальное покорение края.

Вопросы по материалу лекции:

1 Охарактеризуйте лингвистическую ситуацию в доколумбовой Америке.

2 Каковы пути проникновения населения на территорию Северной Америки?

3 К какой расе принадлежит индейское население Америки?

4 Каковы достижения цивилизаций Центральной и Южной Америки в области архитектуры и строительства?

5 Каковы достижения цивилизаций Центральной и Южной Америки в области духовной культуры?

Литература:

1 Садохин, А.П. Этнология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. –- М.: Академия; Высшая школа, 2000. – 304 с.

2 Страны и народы: Науч.-попул. геогр.- этногр. изд. в 20-ти т. [Америка. Общий обзор Латинской Америки. Средняя Америка] / В.М. Андреева, А.Г. Банников [и др.]. – М.: Мысль, 1984. - 335 с.

3 Народы мира. Историко-этнографический справочник. – М., 1988.

4 Морган Л.Г. Лига ходеносауни или ирокезов. – М., 1983.

5 Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. – М., 1974.

6 Галич М. История доколумбовых цивилизаций.- М., 1990.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!