Лекция 9 Этнические сообщества Сибири



Ключевые понятия: Сибирь, монголоид, палеоазиатские народы, охота, рыболовство, оленеводство, шаманизм, культ медведя.

План:

1 Лингвистическая и антропологическая ситуация, религиозные представления.

2 Традиционные хозяйственно-культурные типы.

3 Религиозные представления.

4 Изменения в жизни народов Сибири в связи с ее колонизацией.

Конспект лекции:

1 Лингвистическая и антропологическая ситуация, религиозные представления.

    Сибирь – обширная географическая область, которая простирается от Урала до Тихого Океана, в ее пределах с глубокой древности формировались своеобразные этнолингвистические общности и хозяйственно-культурные типы коренного населения. Коренные народы Сибири поддерживали многовековые этнокультурные контакты друг с другом и с народами соседних историко-культурных областей Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии и Дальнего Востока. С XVII века формировались местные, сибирские очаги пришлого русского населения.

Наиболее крупные по численности коренные народы Сибири: буряты, якуты, тувинцы, средние по численности: западносибирские татары, хакасы, алтайцы. Другие народы (насчитывается до 39) относят к малочисленным и называют «малыми народами Севера, Сибири и Дальнего Востока», среди них выделяются ненцы, эвенки, чукчи, эвены, нанайцы, манси, коряки.

    Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям и группам. По численности говорящих на родственных языках на первом месте стоят народы алтайской языковой семьи, которая делится на три ветви – тюркскую, монгольскую и тунгусскую. К тюркской ветви принадлежат алтае-саянские народы (алтайцы, тувинцы, хакасы, шорцы, карагасы, или тофалары), а также западносибирские татары, на Крайнем Севере – якуты и долганы. К монгольским по языку принадлежат только буряты в западном и восточном Прибайкалье. В тунгусскую ветвь алтайских народов входят эвенки («тунгусы»), обитающие от правых притоков Верхней Оби до Охотского побережья и от Прибайкалья до Ледовитого океана, а также эвены, расселенные в ряде районов северной Якутии, на Охотском побережье и Камчатке. Также к тунгусской ветви относятся нанайцы (гольды), ульчи или ольчи, негидальцы, орочи, удэ (удэгейцы), ороки.

    В Западной Сибири распространены языки уральской языковой семьи, это угроязычные и самоедоязычные племена лесостепной и лесотаежной полосы от Урала до Верхнего Приобья. Угорские народы – ханты и манси, самодийские (самоедоязычные) – селькупы, энцы, нганасаны, ненцы.

    «Палеоазиатские» народы – это предполагаемые потомки древнейших обитателей северной Азии, к ним относятся чукчи, коряки, ительмены, а также кеты, юкагиры, нивхи, эскимосы, алеуты.

Все коренные народы Восточной Сибири и Дальнего Востока монголоидны по особенностям антропологического типа. Монголоидный тип населения Сибири зародился в Центральной азии.Северовосточные «палеоазиаты» - эскимосы, чукчи и коряки – генетически принадлежат к арктической ветви монголоидной расы, древний и специфический амуро-сахалинский физический тип нивхов. Среди значительной алтайцев, тувинцев, якутов, бурят распространен монголоидный центарально-азиатский тип. К западу от Енисея у коренных народов наблюдается заметное ослабление монголоидных признаков, преобладает уральская малая раса. Разные варианты представлены среди хантов, манси, селькупов, ненцев, западносибирских татар, северных алтайцев и шорцев.

2  Традиционные хозяйственно-культурные типы населения Сибири. В Сибири сложились следующие устойчивые хозяйственно-культурные типы:

1) пешие охотники и рыболовы таежной зоны;

2) охотники на дикого зверя в Субарктике;

3) оседлые рыболовы в низовьях больших рек (Оби, Амура, а также на Камчатке);

4) таежные охотники-оленеводы Восточной Сибири;

5) оленеводы тундры от Северного Урала до Чукотки;

6) охотники за морским зверем на Тихоокеанском побережье и островах;

7) скотоводы и охотники Алтая и Саян;

8) скотоводы и земледельцы Южной и Западной Сибири, Прибайкалья.

В Сибири сформировались 5 историко-этнографических областей:

- западносибирская, алтае-саянская, восточносибирская, амурская и северовосточная.

    Ко времени прихода русских в Сибирь у коренных народов преобладали отношения патриархально-общинного строя, долгое время сохранялись живые остатки отношений патриархально-родового строя (родовая экзогамия, традиции, подчеркивавшие святость родового начала, родственная взаимопомощь и солидарность как высшая добродетель). Производственные и бытовые отношения между мужчинами и женщинами в семье и локальной общине строились на основе разделения труда по полу и возрасту. 

    В настоящее время в Сибири около двух с половиной десятков народов еще сохраняют в качестве основы своего существования промысловое хозяйство (таежная и тундровая охота, морской зверобойный промысел, рыболовство) и оленеводство. Тысячелетиями сложившийся опыт жизнеобеспечения и сегодня позволяет создавать условия для жизни человека в арктических и субарктических широтах северной Азии, обживать малопригодные для обитания территории. 

3 Религиозные представления. Религиозная принадлежность значительной части коренных народов Сибири связана с шаманизмом. Отличительной чертой шаманизма является вера в то, что шаман, приводя себя в исступленное состояние, состояние экстаза, способен общаться с духами. Его основными функциями являются излечение болезней, пропажей вещей, обеспечение успешного промысла, налаживание семейных отношений и пр. Шаманизм имел несколько разновидностей, соответствующих различным стадиям общественного развития сибирских народов. Например, у ительменов шаманить могли все, особенно старые женщины, у чукчей шаманили как главы семей, так и профессиональные шаманы. Профессиональное шаманство, расцвет которого приходится на период распада патриархально-племенного строя, наблюдалось у эвенков, ненцев, селькупов, якутов. В этом случае шаманизм стал наследственным занятием, предполагал доходы, шаман выделяется среди непосвященных сородичей. Существовали и другие формы религии, так, у нивхов был распространен родовой культ медведя, известны промысловые культы и др.

    С течением времени распространились христианство (часть хакасов, алтайцев), буддизм (Тува), у западносибирских татар шаманизм был вытеснен исламом. Хотя большинство сибирских народов было формально крещено, однако традиционные верования не исчезли и продолжали оказывать значительное воздействие на поведение и мировоззрение коренного населения.

4 Изменения в жизни народов Сибири в связи с ее колонизацией. В связи с продвижением русского населения в Сибирь хозяйство коренных народов испытало влияние русской культуры в области занятий, домостроительства, кулинарии. В духовной жизни эти процессы ускорялись деятельностью христианских миссионеров. Советская власть поддерживала создание национальных школ, развитие письменности. Расширялся городской сектор культуры. Сложные и порой противоречивые этнокультурные процессы имеют место на рубеже XX – XXI веков.

Вопросы по материалу лекции:

1 Назовите характерные черты антропологического облика населения Сибири.

2 На каких языках разговаривают коренные жители Сибири?

3 Какие традиционные занятия присущи народам Сибири?

4 в чем выражается патриархальность уклада жизни населения Сибири?

5 Что такое шаманизм, и какое место он занимает в духовной культуре населения Сибири?

6 В чем выражается культ медведя?

Литература:

1 Очерки общей этнографии / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; под ред. С.П. Толстова [и др.]. Азиатская часть СССР. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. – 366 с.

2 Страны и народы: Науч.-попул. геогр.- этногр. изд. в 20-ти т. [Сов. Союз. Общий обзор. Рос. федерация] / Г.М. Лаппо, Ю.С. Борисов [и др.]. – М.: Мысль, 1983. – 461 с.

3 Токарев, С. А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. – 4-е изд. - М.: Изд-во политич. литературы, 1986. – 576 с.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 790; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!