Тема 1. 2. Межгрупповые отношения



Аудиторная работа

Лекции

Раздел 1. Психология больших групп

Тема 1.1. Большие группы

План:

1. Понятие больших групп и их признаки

2. Нации, национальный характер

3. Индивидуалистические и коллективистические группы

4. Большие неорганизованные группы

5. Деиндивидуализация

1. Понятие больших групп и их признаки

Большие группы – значительные по количественному составу социальные объединения, образованные на основании какого-либо социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.д. Большие группы подразделяются на неорганизованные и организованные. Неорганизованные большие группы возникают стихийно, случайно и существуют кратковременно (толпа, публика, аудитория). К организованным большим группам относятся классы, социальные слои, религиозные конфессии, партии, нации, профессиональные группы, половозрастные группы. Это устойчивые, долговременные образования, возникшие в ходе исторического развития общества.

Признаки большой группы:

- Большая численность.

- Отсутствие или ограниченность личных контактов между всеми членами группы.

- Специфическая регуляция групповых процессов: в неорганизованных группах – непосредственные мотивы членов группы, в организованных группах – нравы, обычаи, традиции, общественное мнение.

- Образ жизни – особый тип контактов, интересы, культурные ценности, потребности, язык.

- Общий социально-демографический признак (пол, возраст, национальная, профессиональная, классовая принадлежность, место жительства, место нахождения).

Структура психологии большой группы включает (Г.Г. Дилигенский, Ю.В. Бромлей):

1) психический склад как более устойчивое образование (социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)

2) эмоциональная сфера как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения).

2. Нации, национальный характер

Нации относятся к большим организованным группам. В психологии этнических общностей различают две стороны:

1) Психический склад – национальный характер, темперамент, традиции, обычаи. Это наиболее устойчивая часть.

2) Эмоциональная сфера – национальные чувства. Носят кратковременный характер.

Психология большой группы – то общее, что присуще в той или иной степени всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования, но не сумма черт, свойственных каждой отдельной личности, входящей в группу. Типичное и общее не означает одинаковое для всех. Не все черты, присущие группе, присущи каждому члену группы. Только часть психологии личности входит в психологию группы. Психология большой группы порождается общими условиями существования, образом жизни. Доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, но этот опыт не усваивается в одинаковой мере каждой личностью.

Социологи пытаются сконструировать определенный социальный тип личности. Социальный тип личности – тип личности, свойственный определенной эпохе или социальному строю, а также некоторой социальной группе (тип личности определенного социального класса). Понятие социального типа личности может быть отнесено к какой-либо профессии, возрастной группе.

Национальный характер проявляется в способах поведения и особенностях восприятия окружающего мира, свойственных нации. Национальный характер фиксирует какие-то типические черты, проявляющиеся именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. Не каждый член нации обладает типичным национальным характером. Не следует абсолютизировать черты национального характера, поскольку: а) в реальных обществах национальные черты переплетаются с социальными характеристиками; б) любая черта национального характера не может быть жестко привязана к данной нации, каждая из них является общечеловеческой. Поэтому речь должна идти не о наборе черт данного народа, а о степени выраженности той или иной черты в этом наборе. Поэтому говорят об английском юморе, итальянской экспансивности.

Т.о. национальный характер – это совокупность личностных качеств, типичных для всего человечества, но сочетающихся в каждом этносе в зависимости от социально-экономических, исторических и географических условий существования этноса. Черты национального характера преобладают у большинства представителей нации.

Национальный характер является продуктом исторического развития: создается и передается из поколения в поколение. Черты национального характера могут исчезать или изменяться в результате изменившихся условий жизни этноса. Но динамика национального характера проявляется через большие промежутки времени, поэтому он кажется фиксированным, неизменным.

Например, для русских характерна естественная непринужденность, сострадательность и великодушие, склонность рисковать, надежда на удачу, смирение с судьбой, умение быстро работать в экстремальных ситуациях, стойкость и выдержка в трудные минуты, открытость, простота, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма, долготерпение, готовность к самопожертвованию. Русские доброжелательны и терпимы в отношении представителей других этносов.

Американцам присущи деловитость и практичность, энергия и живость, инициатива и предприимчивость во всех видах деятельности, готовность к эксперименту и риску, страсть к изобретательству, самостоятельность, простодушие и легковерие, любовь к спорту, переоценка своих сил и возможностей, недисциплинированность, авантюризм, грубость и хвастовство, самонадеянность, кичливость и чванство в общении с представителями других этносов.

Исследование национального характера осуществляется через изучение обычаев, традиций, народного искусства, языка.

Этнический темперамент – присущий этносу стандартный способ реагирования. Проявляется в темпе речи, количестве и энергичности движений, открытости- закрытости в проявлении чувств. Например, русские считаются открытой нацией, часто проявляющей свою эмоциональность. Этнический темперамент довольно устойчив и проявляется у представителей различных поколений этноса. Определяется условиями проживания в определенной климатической среде, образом жизни и способами деятельности. Например, национальный темперамент отличает скандинавские народы от латиноамериканских.

Выделение понятия «этнический темперамент» весьма спорно, поскольку исследователи утверждают независимость темперамента от свойств нервной системы, что противоречит сложившимся в психологии представлениям о темпераменте.

Этнические традиции и обычаи – представления о нормах и правилах поведения, характерные для данного этноса и передающиеся из поколения в поколение. Они распространены преимущественно в бытовых отношениях. Первоначально обычаи и традиции внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Последующие поколения утрачивают представление о целесообразности данной формы поведения, и в сознании остается только алгоритм действия.

Этнические стереотип – образы других этнических групп, построенные в соответствии с установкой приобретенной в прошлом опыте общения. Образ других групп при этом часто упрощается. Если прошлый опыт общения с другой группой носил враждебный характер, то такая же установка формируется по отношению к любому представителю этой группы. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу.

Их возникновение связано с развитием этнического самосознания (осознания принадлежности к определенной этнической группе). Национальное самосознание выражается в формировании «мы-чувства». «Мы-чувство» фиксирует осознание особенностей собственной группы, ее отличие от других групп. Осознание особенностей своей группы не содержит в себе предубеждения против других групп пока осуществляется констатация различий. Искажения образа другой группы становятся возможными при ее оценке.

При этом возникает явление этноцентризма – склонность воспринимать все жизненные явления с позиции своей этнической группы, рассматриваемой как эталон. Это сочувственная фиксация черт своей группы. Этноцентризм не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам.

3. Индивидуалистические и коллективистические группы

К большим организованным группам также можно отнести выделяемые западными психологами индивидуалистические и коллективистические группы. Условно все большие группы могут быть разделены на группы с индивидуалистической и группы с коллективистической психологией. Первая характерна для стран западного мира, а вторая – для всех остальных.

Индивидуалистическая культура процветает в условиях урбанизма, изобилия, интенсивного воздействия СМИ (западная культура). Коллективистическая культура распространена на востоке и вообще в странах третьего мира. Процветает там, где люди постоянно сталкиваются с всеобщими бедствиями (голодом, войной, стихиями), где велики семьи и жизнь требует взаимовыручки.

В индивидуалистической культуре человек отдает предпочтение личными целями (самостоятельности и личному благополучию) по сравнению с целями группы. Индивидуалист не отождествляет себя с группой; независимость и «Я» более значимы чем «мы». В коллективистической культуре отдается предпочтение целям и благополучию той или иной группы (семьи, рабочей группы) по сравнению с личными целями. Коллективист отождествляет себя с группой, взаимозависимость и «Мы» для него более значимы, чем «я».

В индивидуалистической культуре родители и школа учат детей независимости, самостоятельности мышления и определения своих ценностей. Независимость начинают воспитывать в детях с рождения, (младенцы спят и проводят свои дни отдельно от матери). В молодые годы индивидуалисты мечтают о независимости и стремятся отделиться от своих родителей. В коллективистической культуре детей учат взаимопомощи, проявлению заботы о престарелых родителях, родители предопределяют или направляют выбор своих детей.

В индивидуалистической культуре, даже оторвавшись от семьи, друзей, рабочей группы (разрушив свои социальные связи), человек сохраняет чувство собственного «Я» (свою идентичность). Индивидуалист стремится быть независимым от поддержки, любви, привязанности к партнеру, которого считает неподходящим.

Индивидуалист предпочитает не судить о людях по их положению и занятиям. Предвзятость основана на персональных атрибутах, например, физической привлекательности. Индивидуалист не стесняется демонстрировать свои умения и достижения. В коллективистической культуре ценится, прежде всего, групповая солидарность. Общественные связи обусловливают поведение человека и помогают определить, кто он есть, т.е. о человеке судят по его групповой принадлежности. В отличие от индивидуалистов, коллективисты фамилию специально пишут перед именем, чтобы подчеркнуть социальную идентичность. Коллективист может устанавливать взаимоотношения с меньшим числом людей, но эти взаимоотношения глубже и длятся они дольше. Коллективисты стараются поддерживать гармонию, демонстрирую взаимное уважение, они избегают конфронтации, сдерживают порывы откровенности и самовосхваления. Они стараются обходить острые темы, считаться с другими и проявлять скромность и смирение. Коллективист оказывает другим помощь и помнит, кто помогал ему.

В индивидуалистической культуре человек имеет больше личной свободы и меньше связан ожиданиями окружающих, у него больше личной жизни, он свободнее переезжает и выбирает себе стиль жизни. Поведение индивидуалистов более спонтанно, поощряется изобретательность и творчество. В коллективистической культуре взаимозависимость не означает беспомощности и бессилия. Взаимозависимость – это умение ценить близкие отношения, быть чутким и ответственным по отношению к другому, умение оказывать и получать поддержку.

Для индивидуалистической культуры характерно большое число случаев одиночества, разводов (50%), убийств, депрессий. Депрессия возникает потому, что человек, не привязанный к чему-либо большему, чем он сам, испытывает чувство бессмысленности своего существования. Браки легко разрушаются, т.к. индивидуалисты в большей мере ждут от брака страстей и личного удовлетворения. Девизы, с которыми живет индивидуалистическое общество («Делай все по-своему» - 60-е гг., «Жадность – это хорошо» - 80-е гг.) разрушают культуру и общественные ценности. В индивидуалистическом обществе растет число самоубийств среди подростков (выросло втрое, начиная с 60-х гг.), изнасилований (вчетверо), случаев плохого обращения с детьми (впятеро), случаев рождения детей в неполной семье (вшестеро). Родители, поощряя в детях независимость и самостоятельность, все меньше озабочены их послушанием.

4. Большие неорганизованные группы

Общественное мнение является важнейшим фактором формирования стихийных групп. Общественное мнение является выразителем массового сознания. Массовое сознание общества – сплав идей, убеждений, социальных представлений различных больших организованных групп. Общественное мнение возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни. Может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых обстоятельств, т.е. оно динамично. Общественное мнение эмоционально и непосредственно.

Типы неорганизованных больших групп:

1. Толпа – контактное, изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения. Толпа характеризуется также высокой конформностью, эмоциональными и единодушными действиями, повышенной внушаемостью и неспособностью противостоять внушающему воздействию. Толпе свойственно повышенное эмоциональное восприятие действительности. В толпе подавляется чувство ответственности за поступки, совершаемые индивидами, составляющими толпу. В толпе проявляется чувство силы и осознание своей автономности.

Толпа бывает: а) пассивной – без явных проявлений недовольства, но с признаками, например, любопытства; б) активной – с ярко выраженным эмоциональным зарядом. Активная толпа, в свою очередь, может быть агрессивной – стремящейся насилием решить свои проблемы, выплеснуть гнев порой на совершенно случайные объекты. Активная толпа может быть спасающейся, т.е. управляемой чувством страха. Паническая толпа – это толпа, обезумевшая от панической информации, чаще всего слухов. Стяжательская толпа движима стремлением к грабежу. Демонстрирующая толпа выражает социальный протест. Для толпы характерна непредсказуемость поведения людей, внезапность решений и действий, групповой конформизм, агрессивное подражание, жестокость.

Основные средства воздействия в толпе – внушение, заражение, подражание. Большую роль играет сила шума, выражающегося в виде междометий, частоте звуковых колебаний, реве. Толпу можно создать целенаправленно, прибегая к необычным, зрелищным приемам. В качестве примера можно привести массовые беспорядки перед Госдумой на Манежной площади в июне 2002 года. К факторам, спровоцировавшим беспорядки в этом случае, можно отнести демонстрацию футбольного матча на большом экране, многократный показ рекламного ролика пива, в котором персонаж крушил автомобили, большое количество спиртного, распространяемого в толпе, наличие провокаторов.

Ролевая структура участников толпы:

1) Организаторы массовых эксцессов – лица, которые проводят подготовительную работу по созданию эксцессов (планируют их, выбирают удобное место и повод).

2) Зачинщики – лица, развертывающие активную подстрекательскую деятельность, направляющие действия участников, распространяющие провокационные слухи, распределяющие роли. Зачинщиками могут быть и организаторы.

3) Активные участники – лица, составляющие ядро эксцессов, образуют ударную группу.

4) Конфликтные личности – лица, примыкающие к активным участникам из-за возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход агрессивным импульсам. Среди них немало психопатических личностей, хулиганов, наркоманов.

5) Добросовестно заблуждающиеся – это лица, становящиеся участниками из-за ошибочно воспринятых причин сложившейся обстановки, под влиянием слухов.

6) Эмоционально неустойчивые – лица внушаемые, заражаемые, не сопротивляющиеся групповым влияниям.

7) Любопытствующие – те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников.

8) Примкнувшие – лица, которые становятся участниками эксцессов под влиянием угроз со стороны организаторов.

2. Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может оказаться в значительно большей степени организованной, нежели толпа, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. Поведение и цели масс более продуманны. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней могут сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Масса обладает 4 основными признаками:

1) Статистический характер общности: данная общность совпадает с множеством дискретных единиц; не представляет собой самостоятельного целостного образования, отличного от составляющих его индивидов.

2) Вероятностная природа общности: вхождение в данную общность носит случайный характер. Такая общность отличается открытыми, размытыми границами, количественно и качественно неопределенным составом.

3) Ситуативный характер существования общности: общность образуется и функционирует только в границах конкретной массовой деятельности. Масса невозможна вне этой деятельности, в результате она оказывается всегда неустойчивым образованием.

4) Гетерогенность ее состава. Масса имеет межгрупповую природу, разрушает границы между существующими в обществе социальными, демографическими, политическими, религиозными, образовательными и т. п. кругами.

Для массы и толпы характерны такие феномены как массовые беспорядки и массовые настроения. Массовые беспорядки характеризуются непредсказуемостью и внезапностью поведения людей, их решений и действий. Массовым беспорядкам свойственны конформизм, агрессивность и жестокость. Массовые беспорядки образуются при наличии двух видов условий:

1) Долговременные условия (экономические, социальные, политические). Создают высокий уровень напряженности, эмоционального перевозбуждения, отчаяния, беспомощности в обществе. Накапливаясь, создают базу для социального взрыва. Сюда включается: а) размежевание населения на богатых и бедных, резкое усиление дифференциации, обострение противоречий между ними: б) снижение уровня жизни вследствие спада производства, роста цен, инфляции; в) ослабление авторитета власти; г) сплочение оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения.

Социальная напряженность отражает степень физиологической, психофизиологической и социально-психологической адаптации – дезадаптации населения к хронической фрустрации. Социальная напряженность проявляется также в конфликтности в обществе, тревожности, депрессии (экономической и психической), росте агрессии, ухудшении демографической ситуации. Физиологическая дезадаптация – увеличение смертности, рецидив тяжелых болезней как проявление снижения уровня жизни. Психофизиологическая дезадаптация (неосознаваемые массовые психические состояния) – тревога, агрессия, апатия при приспособлении к трудностям. Социально-психологическая дезадаптация (осознаваемые конфликтные отношения) – недовольство, пессимизм, миграция, рост преступности, забастовок.

2) Ситуативные условия – события, создающие возможность для массовых выступлений. Они усиливают уже существующие противоречия и становятся детонатором групповых эксцессов.

Вероятность массовых беспорядков прямо пропорциональна степени обострения социально-экономических проблем и обратно пропорциональна развитию политической культуры.

Массовые настроения свидетельствуют о степени удовлетворенности больших масс людей социально-экономическими и общественно-политическими условиями жизни. Массовые настроения становятся заметными тогда, когда резко рассогласовываются социальные ожидания, связанные с массовыми потребностями и реальные условия жизни.

Среди прочих эмоциональных состояний в больших неорганизованных группах может возникать паника, характеризующаяся страхом и ужасом, лишающими индивидов возможности действовать осознанно и последовательно. Формы паники:

- Массовое бегство – бегство людей от пугающей их опасности, которая может быть как реальной, так и мнимой. Люди не осознают, куда и зачем они бегут.

- Панические настроения – состояние страха в социальных слоях и классах. Эмоциональное берет верх над рациональным, уменьшаются регулирующие компоненты психической деятельности человека. Переживания и действия плохо предсказуемы и подвержены случайным стимулам.

- Экономическая паника возникает в период инфляции, повышения цен, смены экономического уклада, на банковских биржах.

Динамика паники:

1) Возникновение стимула – например, крика «Пожар». На этом этапе панику может остановить громкое и властное убеждение.

2) Возникновение реакций отдельных индивидов, присутствующих в данном скоплении людей (тревожных и беспокойных). Они начинают кричать и метаться. Их беспорядочные движения активизируют чувство страха, ужаса, отчаяния. На этом этапе панику могут остановить планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей.

3) Паническое состояние под влиянием заражения охватывает все большее число людей. Все приходят в движение. Переломный момент (психическое перенапряжение) сопровождается воплями и криками тех, кто погибает в давке. Толпа начинает редеть и восстанавливается спокойствие. На этом этапе панику может остановить применение сверхсильного раздражителя, например, предупредительного выстрела.

3. Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Элемент стихийности здесь выражен еще слабее. В более замкнутых помещениях, например лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она управляема. Но достаточно какого-либо инцидента, чтобы она перестала быть управляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти болельщиков на стадионах.

Слухи – феномен, требующий для своего возникновения наличия такой разновидности большой неорганизованной группы как аудитория. Слухи – недостоверные или частично достоверные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от отдельного лица или группы, ничем не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица к другому.

Слухи обладают информационной характеристикой – это объективная степень достоверности сообщения. В соответствии с эти слухи подразделяют на: а) абсолютно недостоверные; б) недостоверные с элементами правдоподобия; в) правдоподобные; г) достоверные с элементами неправдоподобия.

Слухи обладают экспрессивной характеристикой. Эта характеристика определяет тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии. В соответствии с этим слухи разделяются на слух-желание, пугающий слух, агрессивный слух. По происхождению слухи могут быть стихийными или умышленно сфабрикованными.

Условия возникновения и распространения слухов:

- Интерес аудитории к некоторой теме. Например, когда были разоблачены махинации Чичикова с мертвыми душами, среди обитателей города распространились слухи о том, что он похитил губернаторскую дочку, является фальшивомонетчиком, Наполеоном и пр.

- Дефицит надежной информации. Интерес к теме не удовлетворен и отсутствует не подлежащая сомнению информация. Речь здесь идет о доверии к источнику информации, а не об объективной достоверности. Точные сведения, полученные из источника, не пользующегося доверием у аудитории, сохраняют дефицит информации. Ложные сведения, исходящие из престижного для аудитории источника, ликвидируют дефицит и препятствуют распространению слухов.

- Неудовлетворенная потребность индивидов в самоутверждении, желание продемонстрировать свой статус, престижную близость к источнику.

- Эмоционально обедненная, длительно лишенная значимых событий обстановка, потребность во впечатлениях.

5. Деиндивидуализация

Деиндивидуализация (обезличивание) – психическое явление, характерное для больших неорганизованных групп. Закономерности поведения человека в толпе были описаны в 1895 г. Г. Лебоном в его книге «Психология толпы». Он утверждал, что человек в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, он оказывается более доверчивым, агрессивным, ожесточенным, аморальным. В последующем наличие в толпе феномена обезличивания было подвержено наблюдениями.

Деиндивидуализация - временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность, утрата самосознания и боязни оценки. В состоянии обезличивания человек плохо отдает или не отдает отчет о своих действиях. Человек утрачивает свою индивидуальность и подражает действиям других людей.

Причины деиндивидуализации:

1. Анонимность. Обезличивание возникает в толпе, т.е. в групповых ситуациях, не концентрирующих внимание на отдельных индивидах.

2. Высокий уровень эмоционального возбуждения в толпе.

3. Сосредоточенность внимания человека на происходящем вокруг него, а не на собственном поведении.

4. Размывание ответственности – личная ответственность уменьшается в ситуации присутствия большого числа людей.  

Следствия деиндивидуализации:

1. Ослабевает подчиненность человека нормативным требованиям и в результате он оказывается способным к совершению импульсивных поступков. Снижается способность управлять собственным поведением, оценивать и планировать его. Снижается самоконтроль, усиливается расторможенность, человек действует, не задумываясь о своих ценностях.

Степени импульсивного поведения: а) легкое нарушение запретов (проклятия в адрес арбитра на стадионе, выкрики во время рок концерта), б) среднее по тяжести импульсивное самовыражение (групповой вандализм, оргии, групповое воровство), в) разрушительные социальные взрывы (жестокость полицейских, уличные беспорядки, групповые убийства и изнасилования).

2. Возрастает чувствительность индивида к внешнему воздействию (например, усиливается действие механизмов заражения и подражания, внушения) и его реактивность. Т.е. поведение человека вызывается не его собственными мотивами, а ситуационными факторами, окружающими предметами, образцами поведения других людей.   

3. Снижается боязнь оценки (пониженный интерес к оценкам окружающих) вследствие анонимности в толпе. Например, линчеватели, участники уличных беспорядков, находясь в толпе, верят, что им удастся избежать наказания, т.к. они воспринимают свои действия как групповые. Свое поведение они объясняют не собственным свободным выбором, а сложившейся ситуацией: «так делали все». Так, для больших городов вандализм характерен в большей мере, чем для маленьких, т.к. в силу анонимности снижается боязнь оценки. Факторы, усиливающие обезличивание:

1. Высокая сплоченность группы, в которой оказался индивид, ее единство.

а) Усиливает сплоченность группы и одновременно анонимность в ней индивида ношение униформы. Например, воины некоторых племен, готовясь к сражению, деперсонализуют себя, раскрашивая лицо и тело или надевая специальные маски. В этих же культурах жестоко расправляются с пленными. Ношение формы полицейскими, спецназом и другими силовыми структурами может способствовать усилению их жестокости.

б) Усиливают единство в группе, и соответственно деиндивидуализацию индивида в ней, возбуждающие и отвлекающие внимание действия, совершаемые людьми совместно и синхронно. Зачастую они предшествуют взрывам агрессии в большой группе. К таким действиям относятся следующие: люди вместе кричат, скандируют, хлопают, танцуют. Эти действия одновременно вызывают возбуждение и снижают самосознание (возникает измененное состояние сознания – транс). Например, в секте Муна обезличиванию способствовало скандирование звукосочетаний «чу-чу-чу», у кришнаитов – «Харе Кришна, харе Рама». Иногда люди сами ищут возможности деиндивидуализироваться в группе, чтобы ощутить свою общность с окружающими и испытать сильные возбуждающие эмоции (на дискотеке, в уличных беспорядках, на войне).

2. Сниженный уровень самосознания и самоконтроля индивида.

а) К нему, например, может привести алкогольное или наркотическое опьянение и

б) Такие индивидуальные особенности как низкий интеллект (например, умственная отсталость), слабо выраженная индивидуальность, усиленная зависимость от других людей, внутренняя конформность.

Факторы, ослабляющие деиндивидуализацию:

- Нахождение человека перед зеркалами и теле-, видео-, фотокамерами.

- Пребывание человека в малонаселенных местах.

- Ношение именных табличек, визиток, нестандартной одежды.

- Сильное ощущение собственной индивидуальности и независимости.

С понятием обезличивания тесно связан эффект очевидца – апатичное поведение свидетеля в критической (экстремальной) ситуации. Критическая ситуация может заключаться в угрозе жизни кого-либо из людей (человек тонет, находится без сознания, его избивают, насилуют или убивают и т.п.). При этом десятки наблюдающих за этим свидетелей (очевидцев) отказываются вмешаться в происходящее, т.е. ведут себя пассивно, не оказывая жертвам никакой помощи. Эффект очевидца имеет различные объяснения:

1. Причиной может быть деиндивидуализация. Присутствие достаточно большого числа людей (свидетелей) размывает ответственность, ослабляет личную инициативу каждого. При этом, чем больше присутствует людей, тем меньше возможность оказания помощи. Например, горожане по сравнению с сельскими жителями менее отзывчивы, меньше склонны оказывать помощь, т.к. редко оказываются в общественных местах в одиночестве. Чем больше город по размерам численности, тем больше у населяющих его индивидов «сенсорная перегрузка» от столкновения с большим числом людей, тем больше «усталость от сочувствия». Более склонны оказывать друг другу помощь люди, проживающие в небольших городках, сельской местности, студенческих общежитиях, работающих в рабочих бригадах, небольших школах и т.п.

2. Причиной эффекта очевидца может быть то, что присутствие большого числа невмешивающихся людей уменьшает остроту ситуации, создает иллюзию нереальности происходящего, иллюзию зрелища.

3. Причиной эффекта очевидца может быть то, что человек в присутствии посторонних боится принимать решение. Нерешительность эта обусловлена встающей перед ним дилеммой – оставить жертву на произвол судьбы или прийти ей на помощь, не зная как это сделать.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2000.

3. Социальная психология. /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. М., 2004.

Тема 1. 2. Межгрупповые отношения

    План:

Внутригрупповой фаворитизм

2. Механизмы регуляции межгрупповых отношений

    3. Феномены восприятия в межгрупповом конфликте

 

Внутригрупповой фаворитизм

Феноменом межгрупповых отношений является внутригрупповой фаворитизм – тенденция благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес или ущерб членам другой группы. Оборотной стороной внутригруппового фаворитизма является межгрупповая дискриминация – внегрупповая враждебность по отношению к чужой группе.

Впервые внутригрупповой фаворитизм был выявлен в эксперименте М. Шерифа, проведенном в американском лагере для подростков. На первой стадии эксперимента подростки выполняли общую деятельность по уборке лагеря. На второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения. При этом группы не относились друг к другу враждебно. На третьей стадии группы выполняли различную деятельность, соревнуясь друг с другом. На этой стадии был зафиксирован рост межгрупповой враждебности. На четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью. В этом случае враждебность между двумя бывшими группами уменьшилась, но полностью не исчезла. Межгрупповая враждебность или сотрудничество возникают в ситуации группового взаимодействия.

Теория межгрупповых отношений Тэджфела. Эксперименты по «минимальной межгрупповой дискриминации». Тэджфел выявил, что для индивида достаточно минимального ощущения себя членом группы, чтобы немедленно идентифицировать себя с нею. Он заключил, что межгрупповая дискриминация (враждебность к чужой группе) возникает не из взаимодействия двух групп, а благодаря осознанию принадлежности к своей группе.

В этих экспериментах студенты случайным образом делились на две группы по незначимому критерию - предпочтению одного из двух художников-абстракционистов. Студентам было предложено посчитать количество точек на картинах художников Кандинского и Клее. Тех студентов, которые насчитали больше точек у Кандинского, отнесли в одну группу, у Клее – в другую. Сразу возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация.

Были исключены факторы, могущие быть объективными причинами межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. Затем испытуемые индивидуально распределяли плату за участие в эксперименте между двумя другими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп те принадлежали: «своей» и «другой». Испытуемые могли осуществить следующие распределения: уравнительное (справедливое), максимальная сумма для обоих участников, выгода для представителя своей группы (ингрупповой фаворитизм). Испытуемые, распределяя суммы, делали предпочтение в пользу представителей своей группы в противовес интересам другой группы. Эта стратегия выбиралась даже тогда, когда абсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей группы, был меньше максимально возможного. Это явление называется внутригрупповой фаворитизм. Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы в пользу первой - межгрупповая дискриминация.

По мнению В.С. Агеева, межгрупповые отношения могут возникать и в отсутствии непосредственного взаимодействия между группами – в условиях обмена культурой, фольклором, художественной литературой, через СМИ.

Эксперимент В.С. Агеева по изучению межгрупповых отношений заключался в том, что две группы студентов должны были одновременно сдавать зачет по одному и тому же предмету одному и тому же преподавателю. Той группе, члены которой продемонстрируют в ходе занятия хорошие знания, полагался зачет «автоматом», другой группе – сдача зачета в индивидуальном порядке. Общая оценка группы складывалась из оценок индивидуальных выступлений, которые оставались неизвестными группам. В эксперименте был выявлен феномен внутригруппового фаворитизма.

В другом эксперименте В.С. Агеева дети в пионерском лагере в первой серии участвовали в спортивном соревновании между двумя отрядами (всячески подчеркивался момент состязательности), а во второй – совместно трудились, оказывая помощь соседнему колхозу (акцент на состязательность был снят). В условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а в условиях совместной деятельности в совхозе он резко уменьшался.

Внутригрупповой фаворитизм действует в условиях:

1) Межгруппового взаимодействия, организованного по принципу «игры с нулевой суммой» (выигрыш одной стороны автоматически означает проигрыш другой).

2) Двойственности, неопределенности критериев, на основании которых выносится решение об успешности деятельности данной группы (по сравнению с другой группой) внешними по отношению к ней инстанциями.

3) Последовательных и стабильных неудач, испытываемых группой при межгрупповом взаимодействии. В таких группах увеличивается число негативных выборов, уменьшается количество отношений симпатии, увеличивается число конфликтов.

4) Оторванности от социально значимой совместной деятельности групп.

5) На ранних стадиях развития группы, когда он положительно влияет на ее сплоченность.

Действие внутригруппового фаворитизма блокируется в условиях:

1) Наличия общих, надгрупповых целей межгруппового взаимодействия и социально значимых ценностей (стоящих над узкогрупповыми).

2) Однозначности толкования, очевидности тех критериев, на основании которых выносится извне решение успехе или неудаче группы.

3) Чередования успеха или неудачи группы в межгрупповом взаимодействии.

2. Механизмы регуляции межгрупповых отношений

Другими механизмами регуляции межгрупповых отношений, помимо внутригруппового фаворитизма, являются: стереотипизация, атрибуция, физиогномическая редукция.

Физиогномическая редукция – специфические способы восприятия внешности другого человека с последующей интерпретацией его как личности. Эти способы более эффективны, когда используются по отношению к представителям своей культуры, но могут оказаться неадекватными при восприятии представителей других культур. Чем более значительны различия между культурами, тем менее эффективны данные способы.

Межгрупповые стереотипы усваиваются достаточно рано, поскольку позволяют личности и группе достичь социальной идентичности. Стереотипы усваиваются в процессе идентификации в группе, осознания себя ее членом. Например, профессиональные стереотипы (естественники – гуманитарии) присутствуют уже у первокурсников соответствующих факультетов.

Атрибуция. В ходе эксперимента В.С. Агеева было обнаружено, что успех своей группы ее члены объясняли, как правило, внутригрупповыми факторами, а неудачи – факторами внешними, случайными. Успех и неудачи чужой группы объясняли противоположным образом.

    3. Феномены восприятия в межгрупповом конфликте

1. Стереотипизация – сильная эмоциональная окрашенность восприятия противника (враждебность, недоверие, страх), стремление к упрощению информации, схематизация (свой-чужой, победа или смерть), избирательность (игнорируется информация, не согласующаяся со стереотипом противника).

    2. Приписывающее искажение. Любые поступки противника объясняются его злым умыслом, что создает образ врага как дьявола. Собственное поведение воспринимается как правильное, а поведение противника – как неправильное. Хорошие поступки противника относятся к его стремлению достичь цели, а собственные хорошие поступки объясняются мирным и добрым характером. Собственные неблаговидные поступки не замечаются или объясняются поведением противника, заставившего так поступить.

    3. Обесчеловечивание противника. Не допускается сочувствия к противнику. Для этого его сравнивают с темными силами, животными, вызывающими отвращение. Отсутствие сочувствия при наиболее острых конфликтах распространяется даже на случаи трагедий, стихийных бедствий.

    4. Гипертрофированность восприятия. Ситуация конфликта воспринимается участками как нечто крайне важное, угрожающее их главным ценностям и интересам. Незначительные события воспринимаются как критические.

    5. Зеркальные образы. Участники конфликта воспринимают и оценивают одни и те же события диаметрально противоположным образом. Участники склонны усиливать имеющиеся различия и игнорировать наличие общих моментов. Если до конфликта между сторонами были положительные отношения, то с его обострением положительные образы резко меняются на отрицательные. По мере обострения конфликта у участников возникает представление, будто противник имеет большую свободу в выборе действий. Поэтому собственные действия воспринимаются как ответные, вынужденные, а действия противника – как провокационные, преднамеренные.

    6. Групповая идентификация и групповая сплоченность. Каждая из конфликтующих сторон становится единой в своих стремлениях, суждениях, эмоциях. Внутри группы устанавливаются тесные психологические контакты, нивелируются внутригрупповые различия. У членов группы формируется чувство безопасности, возрастает самооценка, чувство значимости. Появляется легкость в принятии решений (огруппление мышления) и снятие с себя ответственности за усиление конфликта (ответственность разделяется с группой). Стороны избегают любых форм обсуждения проблем, резко сокращают свои контакты. Если все-таки возникает обсуждение, оно сводится к обвинениям, а не аргументам (диалог глухих).

    Литература:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1038; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!