Сценарное представление процесса проектирования с анализом неопределенности в каждой сцене



Для описания системных процессов и управляющих воздействий может быть использован аппарат фреймов.

Фрейм – упорядоченная структура данных, которая является минимально необходимой для задания данного класса объектов. Графически фрейм представляет собой сеть, часть вершин которой содержат общие сведения, всегда справедливые для данного класса объектов, а другая часть, называемая слотами, содержит конкретные сведения относительно данного представителя.

Фрейм с незаполненными слотами – фрейм-прототип. А фрейм, у которого все слоты заполнены – фрейм-экземпляр.

Статические фреймы описывают отдельные состояния и объекты.

Динамические фреймы описывают последовательности действий. В основе динамического фрейма – сценарий, т.е. ход событий в типовой ситуации. Сценарий состоит из набора сцен, разбитых на действия. Каждое действие является слотом, для заполнения которого имеется ряд вариантов.

       При составления фрейма-сценария необходимо определить:

-какие факторы, внешние и внутр. для организации, влияют на выбор значения слота.

-какие значения, качеств. или количеств. могут иметь эти факторы

-как связаны определенные сочетания значений факторов с выбором варианта выполнения действия (заполнение слота): функционально, вероятностно или неопределенно.

-какие источники информации и как можно использовать для снижения неопределенности значений факторов

-априорную количественную оценку неопределенности факторов и ее изменения после использования источников информации.


Параметрическая модель процесса проектирования. Проблема выбора многокритериальных вариантов проекта

При принятии решений ЛПР выступает носителем интересов определенной организации. Поэтому решение должно приниматься на логической, а не на психологической основе. Сложность объектов не позволяет проводить их непосредственное сравнение. У сравниваемых объектов стараются выделить определенные стороны или показатели и сравнивать их на основе значений этих показателей, т. е. сравнение объектов происходит с помощью сравнения векторов. Задание информации об объектах в виде вектора еще не определяет предпочтения между объектами. Для этого нужна совокупность решающих правил.

 При сравнении двух альтернатив может быть четыре итога:

- a > b, альтернатива a предпочтительнее альтернативы b;

- b > a, b предпочтительнее а;

- a = b, a равнозначна b;

- a ¹ b, a и b не сравнимы.

 

Вариант Заработная плата, у. е. Отпуск, дни Время, мин
  А 200 48 30
В 175 30 10
С 190 24 50

 

 

Пусть требуется сделать выбор из трех предложенных вариантов работы (альтернативы А, В, С). Введем решающее правило: альтернатива A не хуже альтернативы B в том случае, если заработная плата и отпуск не меньше, а время поездки не больше.

 

 

Если отношение предпочтения на множестве альтернатив линейное (альтернативы должны быть сравнимы) и транзитивное (если a>b и b>c то a>c), тогда можно переходить к построению функции полезности j. Для упрощения поиска оптимальной альтернативы на сложных бинарных отношениях можно в соответствие каждой альтернативе поставить действительное число j, а далее применять стандартные методы оптимизации. Тогда:

1) ;

2) .

Отсюда в теории принятия решений сложилось 2 основных языка:

- язык бинарных отношений (попарное сравнение альтернатив);

- язык критериев качества (каждая альтернатива – это аргумент функции, определяющий ее полезность).

Три основных проблемы принятия решений:

1) неопределенность последствий выбранного решения;

2) многокритериальность оценки альтернатив;

3) проблема группового или коллективного выбора альтернативы.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!