Музыка на физкультурных занятиях и во время утренней гимнастики.



 Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма облегчает выполнение движений. Вместе с тем разнообразное музыкальное сопровождение упражнений обогащает музыкальный опыт ребенка, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.

Физические упражнения под музыку проводятся в детском саду на утренней гимнастике, физкультминутке, физкультурных занятиях.

В отличие от занятий по ритмике, где ведущими являются задачи музыкального развития ребенка, в данном случае на первый план выступают задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, формирование двигательных навыков. Яркие, динамичные художественные музыкальные произведения, соответствующие характеру и содержанию физических упражнений, способствуют физическому совершенствованию ребенка, выработке красивой осанки, правильной координации движений.

Из всех физических упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение, наиболее целесообразны основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие и строевые упражнения, а также подвижные игры типа.

Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений. Например, ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Бег грациозный, мягкий, «стелющийся» требует музыки такого же характера, например вальса, а «острый», «мелкий», с выбрасыванием ног—стремительного, задорного галопа или польки.

Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором— плавная.

Общеразвивающие упражнения разделяют обычно на две основные группы: без предметов и с предметами. По характеру их также можно разбить на несколько основных групп и соответственно выделить виды музыкального сопровождения.

Первая группа объединяет упражнения движениями плавными, с большой амплитудой. К этой группе можно отнести упражнения с обручами, шарфами, лентами. Их основное музыкальное сопровождение — вальс умеренного темпа.

Вторую группу составляют упражнения четкого, динамичного характера. Музыкальным сопровождением может служить умеренного темпа бодрый марш или жизнерадостный гавот.

Третья группа включает упражнения с четкими, энергичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разгибание ног и рук, повороты ладоней, вращение руками, пружинящие приседания, быстрые шаги, поскоки, наклоны. Музыкальное сопровождение отличается быстрым темпом и большой динамичностью, преимущественно звучит полька.

Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. Разучивание сложных элементов упражнения проводится без музыки. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему большую выразительность.

 

Роль музыки на празднике в ДОУ. Подготовка празд. материала в процессе занятий. Роль музыкального руководителя, ведущего при проведении праздника.

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание.

Тематика и содержание сезонных праздников также являются определяющими в подборе музыки. Палитра музыкальных произведений, передающих образы, настроения праздников, отличается большим разнообразием: от веселой, торжественной, ликующей до мягкой, спокойной, задумчивой.

Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной группы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога, но ему нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Структура праздника может быть различной. Например, вначале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются.

Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника.

Красочность, торжественность, разнообразие празднику придает оформление—специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты для детей, использование пластинок, магнитофонных записей для сопровождения танцев, хороводов, театральных инсценировок. Желательно, чтобы дети (особенно это касается старших дошкольников) тоже участвовали в подготовке оформления праздников.

Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведется систематическая работа, в частности по музыкальному воспитанию. Четкое перспективное позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

В подготовке праздника принимает участие весь педагогический коллектив детского сада, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям возрастной группы. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая также стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы.

Подготовка ведущего к празднику включает и психологический настрой на создание радостной и доброжелательной атмосферы среди всех участников. Ведущему помогают подготовиться музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом.

Программа концерта не должна быть знакома ребятам целиком, хотя некоторые песни (игры) обе группы могут исполнить вместе. В сценарий включают и индивидуальные выступления детей.Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми—необходимое условие воспитательного воздействия праздника.

Что касается взрослых, то музыкальный руководитель, ведущий и его помощники должны свободно владеть всей программой праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное исполнение. Роль ведущего центральная на празднике, но его успех во многом зависит от помощников, которые при необходимости незаметно включаются в ход представления, чтобы сохранить его стройность и непринужденность. Во всех непредвиденных ситуациях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.

На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Перспективное, календарное планирование. Характеристика

Особенностей планирования.

Задачи методики музыкального воспитания не могут быть ре­шены без тщательного планирования всей работы. Пла­нирование позволяет установить связи между всеми видами музы­кальной деятельности детей и всеми формами ее организации. Поэтому планирование можно рас­сматривать как один из способов управления сложной воспита­тельной работой. Планирование преследует цель распределения всего материала программы по времени. Музыкальное воспи­тание осуществляется на занятиях, в самостоятельной деятель­ности и быту.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, поэтому при планировании можно наметить систему музыкального раз­вития детей. Развлечения, праздники, использование. музыки в быту проводятся эпизодически, но и это находит отражение в плане.

В плане можно наметить и далекую перспективу и конкретные задачи ближайших дней. Важно учитывать некоторые особенности программы музы­кального воспитания. Так, планирование позволяет ясно пред­ставить себе последовательность разучивания каждой песни, танца, хоровода, т. е. наметить задачи работы над ними в течение нескольких занятий и сроки их повторного испол­нения.

Музыкальное воспитание осуществляется главным образом музыкальным руководителем. Но воспитатель принимает участие во всех воспитательно-образовательных мероприятиях, а в руководстве самостоятельной музы­кальной деятельностью детей он является главным. Перспективный план составляется ими совместно, а календар­ный — преимущественно музыкальным руководителем, но в об­щей тетради воспитателя.

 Музыкальный руководитель работает со многими группами детей различных возрастов. Чтобы хорошо обеспечить постепенное музыкальное развитие всех детей, надо хорошо знать каждого. Наметить же перспективу музы­кального развития ребенка, а также определить формирование «исполнительского» коллектива детей можно только в перспек­тивном плане.

Итак, целесообразно составление двух видов плана:

1) перспективного, рассчитанного на 2—3 месяца;

2) календарного (ежедневного), рассчитанного на 1—2 не­дели.

В первом из этих планов намечается далекая цель, во вто­ром — планируются ближайшие задачи.

В перспективный план входит планирование занятий и всех других форм музыкальной деятельности. Рассмотрим, как в этом плане отражается содержание обучении на занятиях.

В перспективном плане планируются:

1) виды музыкальной деятельности;

2) задачи обучения и воспитания (знания, умения и навыки, развитие способностей);

3) репертуар (по всем видам музыкальной деятельности).

При планировании видов музыкальной деятельности уточня­ются и их составные части.

При заполнении второй графы плана  не сле­дует механически переписывать объем знаний и умений, указан­ный в программе. Многие конкретные упражнения и работа над навыками зависят от разучиваемого репертуара, усложняются по степени трудности, поэтому важно указывать только те из них, которые необходимы. При планировании репертуара указывается сроки, в которые разучивается та или иная песня, игра, упражнения. Таким обра­зом, намечается общее количество произведений» которые дети должны разучить в указанное время.

 

На основе перспективного плана составляется и календарный {повседневный) план работы и учет. В календарном плане ука­зывается воспитательная работа, проводимая в течение всего дня. В нем предусмотрено конкретное музыкальное занятие и игра в утреннее, дневное, вечернее время. Воспитатель (вме­сте с музыкальным руководителем) должен продумать и сплани­ровать включение музыки, песни, танца в различные моменты жизни ребенка. В отдельной графе плана фиксируется выпол­нение намеченного (учет).

В календарном плане музыкальных занятий отражены воспи­тательные задачи, получаемые и формируемые навыки, а также репертуар и некоторые наиболее существенные методические прие­мы. Календарный план составляется на 1—2 недели, т. е. планиру­ются 2 или 4 занятия. На музыкальных занятиях происходит смена материала и видов деятельности, поэтому целесообразно отразить в плане ход занятия.

В календарном плане отражается:

1) последовательность разучиваемого материала;

2) программные требования, над которыми ведётся работа в связи с намеченным репертуаром;

3) некоторые методические приемы.

 Требования программы, в об­щей форме отраженные в перспективном плане, затем конкре­тизируются в календарном.

В результате накопленных наблюдений воспитатель имеет возможность условно отнести ребенка к той или иной под­группе детей, отличающихся сходными знаниями и навыками. Дальнейшее руководство музыкальной деятельностью детей строится с учетом их индивидуальных особенностей, а также особенностей каждой подгруппы.

Обычно дети разбиваются на три подгруппы, различающие­ся по уровню своего музыкального развития: первая из них (I) — слабо подготовленная, вторая (II) — хорошо успевающая, третья (III) — отлично выполняющая все задания. Когда плани­руется календарное занятие, то можно отмечать, какое задание выполняется всеми детьми, фронтально (Ф), какое — небольшой подгруппой, дифференцированно (Д), какое — индивидуально (И).


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 2431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!