Этапы обучения детей пению, игре на инструментах, музыкально-ритмическим движениям.
Формирование навыков слушания музыки, певческих и музыкально-ритмических навыков и умений проходит по этапам. На каждом этапе ставятся свои практические задачи обучения и отбираются целесообразные приемы, с помощью которых эти задачи решаются.
На первом этапе начального слушания музыки, разучивания (песни, танца, музыкальной игры и т. д.) ставятся задачи ознакомить и заинтересовать детей новым для них музыкальным произведением. Для решения этих задач необходимо создать условия для целостного восприятия произведения, обеспечить ребенку всестороннее восприятие музыкального произведения; активизировать сознание, работу мысли, затронуть воображение, создать представление об исполнении песни, пьесы или музыкально-ритмического движения в целом.
Методика начального слушания музыки и разучивания произведения или движений. Исходя из поставленных задач педагог использует комплекс различных, наиболее целесообразных и эффективных приемов в такой последовательности:
1)подведение детей к слушанию музыки путем краткого эмоционального рассказа с целью сосредоточить их внимание на содержании, художественном образе, разбудить воображение и вызвать нужные представления;
2) квалифицированное исполнение музыкального произведения педагогом (песни, пьесы, танца и т. п.), его выразительная интерпретация, затрагивающая чувства детей и вызывающая эмоциональный отклик;
|
|
3) пояснения, раскрывающие содержание и эмоциональный характер произведения;
4) беседа, состоящая из вопросов и ответов (педагога и детей), связанных с содержанием, художественным образом;
5) повторное слушание музыкального произведения.
Все эти приемы направлены на обеспечение полноценного, всестороннего восприятия произведения.
На втором этапе — углубленного разучивания песни (музыкальной игры, танца, хоровода, упражнения) задача заключается в том, чтобы уточнить правильность воспроизведения детьми мелодии песни или деталей музыкально-ритмических движений и согласованность их с музыкой. Эта задача решается путем постепенных исправлений имеющихся неточностей и ошибок. На данном этапе в течение нескольких занятий идет сознательное разучивание и повторение мелодии или движения, которые постепенно уточняются, упорядочиваются, становятся все более правильными.
Педагог использует следующие приемы:
1) повторное исполнение музыкального произведения, песни или движения в согласованности с музыкой в целях восстановления в памяти, слуховом восприятии и мышечном ощущении чистоты интонации мелодии или последовательности элементов, составляющих движение;
|
|
2) наглядный показ отдельных приемов исполнения мелодии, текста, движения;
3) объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения детьми песен, движений;
4) выделение фрагментов песни, движений для упражнения детей;
5) сопоставление исполнения мелодии песни голосом, на фортепиано, на металлофоне с исполнением песни в целом с аккомпанементом (наиболее эффективный прием). Выделение и сопоставление мелодии содействует лучшему ее различению и запоминанию. Ребенок постепенно начинает ее ясно представлять, слышать во взаимосвязи с сопровождающей ее гармонизацией.
При углубленном разучивании песни в целом пение может осуществляться всей группой или небольшими группами (по куплетам и фразам), с запевалами т. е. используются различные варианты разучивания.
Разнообразная организация разучивания музыкально-ритмических движений (танца, упражнения, музыкальной игры) может заключаться в поочередном движении небольшими группами и индивидуально, движении всей группой в целом, смене ведущих в танцах, упражнениях, смене индивидуальных ролей в музыкальных играх, одновременном индивидуальном исполнении игровых, образов в процессе коллективного движения (все дети — зайчики, медведи и т. д.). В процессе углубленного разучивания педагог может поощрить правильное исполнение детьми мелодии песни, движений, может также указать на ошибки. В ходе обучения возможно использование музыкальной терминологии, связанной с деятельностью детей и объяснениями педагога.
|
|
На третьем этапе ставится задача довести приобретенные детьми умения и навыки в пении и музыкально-ритмическом движении до степени самостоятельного творческого исполнения и использования песен, танцев, игр в повседневной жизни.
На этом этапе дети сознательно воспринимают задание и эмоционально-выразительно исполняют песню, упражнение, ганец, музыкальную игру. Испытывая удовольствие от общей слаженности и положительной оценки педагога, они с настроением поют, танцуют, играют, не сосредоточивая уже своего внимания на способах действий. Певческий и музыкально-ритмический навык детей уже достаточно автоматизирован, что дает свободу эмоционально-выразительному творческому исполнению, сопереживанию художественного образа песни, музыкальной игры, танца и т. д.
Итак, формирование правильных певческих и музыкально-ритмических навыков в процессе обучения происходит поэтапно при условии использования различных взаимосвязанных методов и приемов обучения.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1989; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!