Общие понятия о методах и приемах музыкального воспитания.



Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. К таким источникам относятся: сама музыка, слово педагога, музыкальная деятельность самих детей.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного воз­раста применяют три взаимосвязанных метода работы: 1. Наглядный; 2. Словесный; 3. Метод практической деятельности.

Каждый метод включает в себя систему различных приемов, за­висящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музы­кального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей.

Наглядный методпозволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание му­зыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.

2. Тактильную наглядность - непосредственное ощущение те­лом волновых колебаний музыкального звучания.

3. Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся; показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; показ игрушек, картинок и т. д„ относя­щихся к данному музыкальному произведению.

Словесный метод способст­вует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произве­дения, пробуждает воображение, способствует проявлению твор­ческой активности. Включает в себя следую­щие приемы:

1. Объяснение. 2. Пояснения. 3. Указания. 4 Поэтическое слово. 5. Беседа 6. Замечания.

Метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обуче­ние в виде систематических упражнений.

В пении и в музыкально-ритмических движениях необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились исполнять задание предельно выразительно. Обучая детей, следует постепенно услож­нять задания в соответствии с их возрастным развитием, однако не перескакивать через усвоение навыков, определенных программой воспитания. В затруднительных случаях необходимо вести углубленную индивидуальную работу.

Все методы музыкального воспитания используются педагогом как единая система, неразрывное целое.

Обучение - эффективный путь формирования и развития способностей дошкольников.

Обучение — целостный воспитательно-образовательный про­цесс, направленный на всестороннее развитие и формирование личности ребенка — его чувств, мыслей, сознания, складываю­щихся взглядов и отношения к окружающему.

В процессе обучения музыке — в том числе и в детском саду дети усваивают простейшие знания, связанные с восприя­тием музыкальных произведений, приобретают художественные практические музыкальные навыки и умения по пению, музыкаль­но-ритмическому движению, в игре на детских музыкальных инструментах.

Этот процесс происходит в условиях непосредственных за­нятий с детьми педагога-музыканта и самостоятельной музыкаль­ной деятельности детей под его руководством.

Педагог, находясь в непосредственном контакте с детьми демонстрируя свое исполнительское мастерство и проводя со­держательные эмоциональные беседы, направляет всю их дея­тельность, раскрывает перед ними красоту и смысл музыкаль­ных произведений. Он сообщает детям в доступной форме пер­воначальные сведения о музыке, ее создателях — народе и ком­позиторах, связывая это со слушанием музыкальных произве­дений. В процессе разучивания репертуара он знакомит детей с необходимой музыкальной терминологией, вводит их в мир му­зыкального искусства.

Методы, используемые, при обучении по своей общей направ­ленности взаимосвязаны с методами музыкального воспитания. Разнообразные по силе влияния наглядные, словесные и другие методы способствуют активной художественно - музыкальной

деятельности детей. Одновременно педагог оказывает воспита­тельное влияние на внутренний мир ребенка: формирует его эстетические чувства и нравственные качества.

Практическая деятельность детей является существеннейшей частью обучения — дети приобретают различные навыки в пении, музыкально-ритмическом движении, игре на детских музыкальных инструментах.

Содержание обучения определяется требованиями «Програм­мы воспитания в детском саду».

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности физи­ческого и психического развития, имеющийся опыт и возможности детей, педагог постепенно усложняет перед ними задачи в, соответствии с усложнением программных требований по слу­шанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.

Обучение требует организации благоприятных условий, в которых оно протекает. Эти условия должны быть такими, чтобы обеспечить сосредоточенность слухового внимания и восприятия детей, возможность вслушиваться в музыку, различать, сопоставлять, воспроизводить звуки, мелодию. Следовательно, необходима тишина. Важно, чтобы ничто не отвлекало внимания ребёнка во время обучения, не мешало ему слушать и слышать музыку во всей красоте, сопереживать художественные образы, правильно реагировать на все музыкальные задания. В процессе обучения при благоприятных условиях формируется музыкальный слуха детей, произвольное восприятие, происходит приобщение к искусству, осуществляется эстетическое воспитание.

Важнейшую роль при обучении играют интерес, эмоции и сознательное отношение детей к своей деятельности, создающие эмоциональный подъем при выполнении музыкальных заданий,

Особое значение имеет приобретение детьми правильных навыков слушания музыки, певческих и музыкально-ритмиче­ских. Эти навыки являются основой для дальнейшего их музы­кального развития и совершенствования знаний и умений в школе.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!