ПЕД.ДИАГНОСТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО И СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ.



Диагностическая карта

Дата проведения

Фамилия, имя ребенка

Критерии оценки и показатели Степень выраженности в баллах ( 1 2 3 )

Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. Ребенок:

    1. отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых;
    2. отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов;
    3. придумывает фантастические события;
    4. объединяет в одном сюжете бытовые, литературные и фантастические сюжеты;
    5. имеет предпочитаемые игровые темы.

Освоение ролевого поведения:

1. называет свою роль до начала игры;

2. называет роль партнера во время игры; способен к смене роли во время игры для развития сюжета;

3. вступает в ролевой диалог со сверстником;

4. . проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнёром-сверстником;

 5. меняет интонацию голоса в зависимости от роли;

6. имеет предпочитаемые игровые роли.

Способность к использованию действий игрового замещения. Ребенок:1. использует предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями;2. использует изобразительные игровые действия (действие-движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием);3. проговаривает часть игровых событий вместо действия.

Способность к построению игрового сюжета. Ребенок:

1. выдвигает игровые замыслы до начала игры;

2. выдвигает игровые замыслы по ходу игры;

3. разнообразие игровых замыслов; проявляет инициативу в придумывании игровых событий;

4. придумывает игры с продолжением.

Способность создавать обстановку для игры. Ребенок.

1. создает игровую обстановку в зависимости от замысла игры;

2. проявляет творчество в создании игровой обстановки;

3. включает изобразительную и продуктивную деятельность в создание игровой обстановки.

Способность к игровой коммуникации. Ребенок:

1. проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами-сверстниками;

2. проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками;

3. участвует в определении общего замысла игры до ее начала;

4. использует разнообразные способы распределения ролей (считалки, жребий).

 

 

ПУТИ РАЗВИТИЯ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возраст­ных этапах.

Сделать именно со­вместное сюжетосложение центром внимания детей можно в игре особого рода — совместной со взрослым «игре-приду­мывании» игре-фантазировании, протекающей в чисто словесном плане.

А). Совместную игру с детьми следует начинать не с придумы­вания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый перево­дит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Наиболее удобными для такого постепенного «расшатыва­ния» являются сюжеты известных детям волшебных сказок.

Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя об­щую смысловую канву событий, надо лишь изменять конк­ретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника), и получится новая сказка.

Возьмем, к примеру, сказку «Иван-царевич и Серый волк». Какие здесь возможны преобразования? В первом со­бытии сказки Царь хочет получить Жар-птицу и отправляет за ней Ивана-царевича. Заменим Жар-птицу другой, труд­нодостижимой для Царя диковиной — к примеру, новогод­ней елкой. Пусть он отправит за ней не Ивана-царевича, а слугу (или любого другого персонажа, в восприятии детей положительно окрашенного). Во втором событии герой мо­жет встретить вместо Серого волка другого обладателя волшебного средства (Бабу-ягу, Фею, старичка-лесовика и т. п.) и получить волшебный клубочек, ковер-самолет, са­поги-скороходы и т. п. С помощью волшебного средства ге­рой попадает в страну, где растут елки, — это третье собы­тие сказки. В четвертом событии герой должен вступить в борьбу с противником. Заменим царей-противников из сказки о Сером волке на Змея-Горыныча (дракона, злого волшеб­ника, гнома и т. п.), охраняющего самую красивую елку в лесу. Победив противника, герой забирает елку и возвраща­ется домой — это пятое событие сказки (здесь можно при­думать дополнительные препятствия: на пути герой встре­чает морского царя, колдунью и т. п., которых он успешно побеждает). И последнее событие — получение награды (пол­царства можно заменить любой привлекательной вещью — сто пудов мороженого, ранец к школе, велосипед и т. п.).

Б). Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сде­лать, «вспоминая» вместе известную сказку (по сути, пересказывая ее, но в непринужденной форме). Воспитатель обращается к двум детям:

- «Маша, Вася, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого волка? Что-то я ее не­много забыла. Давайте вместе вспомним. Будем по кусочку вспоминать — кусочек расскажет Маша, потом — Вася, по­том — я, а дальше опять Маша».

Пересказ должен происхо­дить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важно, лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.

 После его изложения взрослый предлагает передать «ход» следующему партнеру:

- «Ты уже рассказала кусочек, давай теперь Вася». Если дети забыли часть сказки, можно вклю­читься «вне очереди»: «Я вспомнила, что дальше было так...»

В). Этим же детям через 1—2 дня после пересказа воспи­татель предлагает:

- «Давайте по-новому играть! Будем вместе придумывать одну общую сказку, похожую на сказку про Ивана-царевича и Серого волка, только немного не такую».

Обычно это предложение с готовностью принимается деть­ми, но далее следует их вопрос: «А как мы вместе будем придумывать?» Воспитатель поясняет:

 - «Будем придумывать по кусочку. Сначала я придумаю кусочек, потом — Вася, потом — Маша, а дальше опять я».

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства.

Воспитатель предлагает детям начало сказки:

-«Давайте, царю очень хотелось получить не Жар-птицу, а новогод­нюю елку, украшенную игрушками. Он слышал, что это очень красиво. И он отправил ее искать... Кого же он отпра­вил?»

Поначалу дети подскажут уже известного персонажа: «Ивана-царевича». В этот момент взрослый может внести свое предложение, направленное на дальнейшее изменение сказ­ки:

- «Давайте, у нас будет по-другому. У него был слуга, и он этого слугу отправил. И пообещал ему...» Если у детей сразу появляются собственные инициативные предложения (относительно героя, награды), следует их принять. Затем воспитатель передает «ход» второму участнику игры: - «Даль­ше ты придумывай, Вася!»Г) В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую скаку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно пред­лагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы. Например:- «Ивану-царевичу захо­телось учиться в школе, и он отправился ее искать»; «У Емели была сестра, и родители попросили его отвезти де­вочку на санках в детский сад. Вдруг поднялась вьюга, и они заблудились» и т. п.Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10—15 минут. Расположиться для нее нужно в спокой­ном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей.

Д). По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с роле­вым взаимодействием. С этой целью взрослый включает де­тей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежа­щие разным смысловым сферам — разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милицио­нер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.).Чтобы не «закрывать» предметными дей­ствиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «теле­фонных» разговоров персонажей.Воспитатель приглашает двух детей поиграть вместе с ним и выясняет их намерения. Предположим, один из детей хочет играть в «магазин» и быть «продавцом». Воспитатель же берет себе роль, по смыслу совершенно не связанную с ролью ребенка, например, роль «Бабы-Яги», и предлагает следующую игровую ситуацию: - «Давайте, Коля был в сво­ем магазине, и у него был телефон. А я в избушке на курьих ножках, у меня здесь тоже телефон». Такое сочетание, казалось бы, несовместимых ролей обычно вызывает оживление и интерес у детей. Второму ребенку предлагается такая же роль, как у взрослого: - «Таня, давай, ты — другая Баба-Яга, и у тебя тоже своя избушка».

 Получив согласие детей на такое распределение ролей, воспитатель-«Баба-Яга» зво­нит своей соседке и развертывает с ней разговор, наводя­щий на мысль о необходимости взаимодействия с «продав­цом»: - «Хотела к тебе в гости прилететь, да у меня ступа сломалась. Не знаю, как быть. Как ты думаешь, может быть в магазине их продают? Позвоню в магазин». В зависимости от ответов «продавца» воспитатель так развертывает сюжет, чтобы у второй «Бабы-Яги» тоже возникла необходимость позвонить в магазин и даже посетить его. Е). В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с деть­ми совместную игру-придумывание, предлагая теперь приду­мывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельнос­ти), а «настоящие истории». Придумывание историй можно осу­ществлять уже в численно больших группах (до 4—5 чело­век). Воспитатель, обсудив с детьми начальный эпизод ис­тории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь), или предложив его сам, зани­мает в дальнейшем позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 887; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!