ПУТИ РАЗВИТИЯ ИГРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ.
Решение задач возможно в совместной игре воспитателя с детьми,где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе.
В совместной игре воспитатель соблюдает два условия:
Ø использует многоперсонажные сюжеты с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
Ø отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
А).Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре, можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими другими ролями, относящимися к этой же смысловой сфере. Возможный состав ролей принимает вид «куста», например, к теме «Поездка на пароходе»:Такой сюжет развертывается постепенно —
Ø в первом событии в игре взаимодействуют капитан и матрос,
Ø во втором — капитан и пассажир,
Ø в третьем — капитан и водолаз.
Таким образом, одна роль (капитана) включается уже не в единичную, а во множественные ролевые связи. Если ребенок выполняет роль капитана, он вынужден все время изменять свое ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой, в которую он включается. Роль «открывается» для него во множестве возможных связей с другими ролями.Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. Наиболее подходящее время — утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного, и воспитатель может уделить ребенку 7—10минут.На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры.Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: - «Вася, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер? А я — пассажир». Во время «поездки» развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появления нового персонажа:
|
|
- «Давай, мы как будто на красный свет поехали, и милиционер нас остановил. Я теперь буду милиционером». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появления еще одного персонажа: - «Давай, рядом с твоей машиной ехала еще одна — грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог ее починить!»" и т. д.С каждым ребенком игру по такой схеме (со сменой ролей взрослым) желательно развернуть 2—3 раза (каждый раз меняя конкретную тематику).Б) После этого воспитатель может переходить ко второму этапуформирования — учить детей менять первоначально принятую роль в ходе развертывания игры. Для того чтобы ребенок открыл возможность смены роли в процессе игры, необходимо соблюдение второго условия: персонажей (ролей) в сюжете должно быть больше, нежели участников игры. Например, если в приведенном сюжете распределить роли между четырьмя участниками, необходимость их менять в ходе игры не возникает. А если участников будет только двое — одному из них придется по мере появления в сюжете новых персонажей менять роль (побыть сначала «матросом», потом «пассажиром» и т. д.).В качестве примера приведем несколько конкретных «кустов» ролей: мама –дочка шофёр – пассажир продавец -- покупатель
|
|
папа бензозаправщик шофер, кот. привозит прод.
бабушка механик директор магазина
Чтобы включить в игру различные типы отношений, можно строить «куст» ролей следующим образом:,
|
|
врач --- пациент шофер--- пассажир капитан --- пассажир
медсестра милиционер матрос
другой врач водитель капитан
другой машины другого судна
В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей:
- «Давай играть, я — врач, а ты — больная, пришла ко мне на прием... Как будто больная ушла, а ко мне пришла медсестра помочь. Давай, ты теперь медсестра...» и т. д.Педагог проводит с каждым из детей 2—3 игры (используя разные сюжетные темы), стимулируя смену роли в ходе совместной деятельности.В процессе игры инициатива детей может придать сюжету совершенно неожиданный поворот. Воспитателю следует быть готовым к этому, поддерживать детскую творческую инициативу, ни в коем случае не отвергая ее в угоду собственному плану.Вовлечение детей в игру (или подключение к их игре) осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате и переключения на другие игры и занятия.
Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.«Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки», «Транспорт» и другие игры.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 460; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!