ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.



Для детей 4-5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие произвольного запоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать более сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Дети пятого года жизни обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность.

Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры, способствующие развитию личности ребенка. Большинство игр для этого возраста рассчитано на одновременную работу со свей группой. Целесообразно также объединять детей в небольшие подгруппы, это позволяет активно действовать каждому ребенку, оценивать выполнение правил другими детьми, усиливает воспитательный смысл игры. Широко используются настольно-печатные игры, в которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении: «Парные картинки», «Кто что делает», «Не ошибись», «Домино», «Что лишнее?» и др.

Дети средней группы активно вовлекаются в процесс подготовки игры, распределения дидактического материала, определение роли каждого.

Роль воспитателя в организации дидактической игры детей средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней, и сам включается в игру. Организуя и направляя игру, воспитатель выступает вначале в роли исполнителя игрового задания. Правила игры объясняются до ее начала. При последующем проведении игры воспитатель берет на себя роль контролера, часто поручая функции ведущего одному из детей. Необходимо, чтобы все поняли, что и как нужно делать в игре. Для этого можно задать несколько уточняющих вопросов. Убедившись в том, что дети правильно поняли правила игры, воспитатель предлагает поиграть. В процессе игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

При подведении итогов игры акцентируется внимание ребят на их успехах, если даже они были незначительными. Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать усложнение е содержания за счет увеличения игровых действий или новых игровых материалов.

В средней группе активнее начинают использоваться словесные дидактические игры не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: «Что подарили Наташе», «Что бывает широкое?» (длинное, высокое, низкое), «А что потом?» и др.

С расширением опыта и развитием речи детям средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки: «Бывает – не бывает» (Правильный ответ – хлопают в ладоши, неправильный – грозят пальцем).

Таким образом, руководя играми детей, воспитатель в средней группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей детей, знаний о предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия, ощущений, мышления, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.

ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Игры-импровизации имеют огромное значение в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, неподготовленную на репетициях, дети представляют себя в роли того или иного героя и передают его настроение, так как понимают сами. В работе следует использовать достаточное количество игр-импровизаций, для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать проявление творчества. Возможности детей значительно возрастают, развивается воображение, фантазия; возникает интерес к словесному творчеству. В связи с эти усложняются задачи:

1. Углублять знания детей о разных видах искусства; (занятия, экскурсии).

2. Продолжать обучение приемам вождения персонажей в различного вида театрах; (пальчиковый театр, куклы бибабо)

3. Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; (игры-упражнения- «Представь себе, а потом покажи…как у белочки болит зуб, как зайка ловит бабочку и т.д.» ,- «Покажи, как разговаривают лиса, медведь, заяц», - «Угадай, кто тебя позвал», - «Исполни песенку из сказки» и др.

4. Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить с простейшими приемами составления сюжетов; (Придумать небольшие сказки, истории, которые произошли с игрушками; схема - где, когда, что с героями происходит, чем история заканчивается).

5. Начинать ознакомление с приемами организации театрализованных постановок. (Сначала воспитатель сам выполняет все подготовительные операции в присутствии детей: подбирает реквизиты, рисует декорации, элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогах. Постепенно привлекаются дети. Роль ведущего и управление детской постановкой по-прежнему осуществляет взрослый. Можно в роли ведущего использовать куклу, которая спрашивает у детей, что необходимо приготовить. Кого выбрать на определенную роль) и т.д.

Беря в работу какой-либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребенка, дать ему возможность путем свободно следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, стимулировать передачу ребенком свойств характера персонажа, его поведения, интонаций и жестов. При условии систематических занятий театрализованной деятельностью у детей средней группы появляется устойчивый интерес к перевоплощению. Большое место в игре-импровизации  детей среднего возраста занимает музыка. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям.

Педагогов должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребенком, поощрять каждое выступление в роли. Анализировать игру. Следует привлекать детей к игре, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации .Использовать малейшее их желание. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей. Или они очень малы. Это даст ребенку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли, и с другой – не находится в стрессовой ситуации. В творческих имитационных играх мимикой, жестами, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой, и все смеются, хлопают в ладоши, радуются); в жестах и движениях передают физические особенности игрового образа (летят большие птицы и маленькие птички, идет по снегу большой медведь и маленькая обезьянка). Умеют показать жестом: «маленькая бусинка», «куколка — вот такая», «огромный снежный ком», «дом, гора — вот такие»; передать интонацией и силой голоса игровой образ (маленькая мышка и великан, гномик и дракон). В играх на темы литературных произведений дошкольники стремятся выразительно передавать особенности движений, голоса, эмоциональные состояния. Участвуют совместно с воспитателем в театрализациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»). Используют предметы для ряженья, элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей. В играх-драматизациях самостоятельно воспроизводят полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

Речевые умения. Дошкольники осваивают умение отвечать на вопросы по поводу игры типа: «В какую игру ты играешь?», «Что ты делаешь?», «Какие игрушки тебе нужны в этой игре?», «Какие игры ты любишь?», «Какая самая любимая игра, игрушка?», «С кем ты любишь вместе играть?» Умеют словесно обозначить тему игры, свою роль и роли других детей, выполняемые игровые действия.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1021; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!