СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Предметная обстановка для сюжетной игры детей данного возраста должна быть более гибкой, чем ранее, и организовываться воспитателем вместе с детьми (а в дальнейшем и самими детьми) непосредственно перед игрой.
Для обозначения условного игрового пространства целесообразно иметь пару складных деревянных рам, которые легко превратить в контуры «автобуса», «парохода», «самолета» (в зависимости от желаний детей), 2—3 ширмы высотой 50—100 см (которыми можно отгородить «больницу», «теремок» и т. п.).
С 3-х лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальный предмет. Образные игрушки становятся более реалистичными. Образная игрушка для детей младшего дошкольного возраста должна быть мягкой, тёплой, приятной на ощупь.
В играх детей этого возраста преобладают семейные отношения, поэтому им нужны куклы. Как и в раннем возрасте, это куклы, имитирующие ребёнка-грудничка (пупсы), и куклы-«ровесницы» ребёнка.
Интересны ребёнку и игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских передач. Вместе с тем ребенку важны и условные игрушки.
Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными. Важно, чтобы автомобиль имел кузов, колёса, кабину, чтобы его можно было катать.
|
|
В этой группе уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (машину скорой помощи, грузовую, легковую машину, куклу-доктора).
Кроме разнообразных сюжетных игрушек (кукол, зверюшек, посуды, штурвалов и рулей на подставках, тематических наборов для игры в «больницу», «магазин», «парикмахерскую» и т. п.), очень лаконичных ролевых атрибутов (ими не стоит злоупотреблять, превращая свободную сюжетную игру в костюмированное действие), необходимы различные предметы-заместители, которыми восполняются недостающие сюжетные игрушки (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов и размеров, брусочки, веревочки, палочки).
Очень важно также, чтобы дети располагали мелкими игрушками для индивидуальной и совместной сюжетной режиссерской игры (там, где они не берут непосредственно на себя игровые роли, а разыгрывают сюжет с игрушечными персонажами, действуя и разговаривая за них); это должны быть не застывшие на столиках сюжетные композиции, а мобильные тематические наборы (сказочные и «семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобильчики), которые ребенок может взять в любое удобное место.
Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Их бесконечно привлекают разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные), лёгкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеёнкой блоки разных форм, цвета, размера),разнообразные большие коробки.
|
|
В групповом помещении эти материалы располагаются в виде игровых тематических комплексов.
РЕЖИССЁРСКАЯ ИГРА ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Современные исследования показывают, что далеко не все игры выполняют свои развивающие функции в качестве ведущего вида деятельности.Игра выполняет в полной мере свои развивающие функции тогда, когда она является нерегламентированной со стороны взрослого деятельностью, возникающей по инициативе самого ребенка. Особое влияние на развитие ребенка оказывают сюжетные, творческие, самодеятельные игры: театрализованные и режиссерские. Исследований режиссерской игры и ее вклада в развитие ребенка явно недостаточно. Может быть, поэтому она остается не всегда понятой и оцененной не только родителями, но и педагогами.
Режиссерская игра является одной из разновидностей сюжетной. Ее особенность состоит в ярко выраженной индивидуальности и творческой направленности. В отличие от других сюжетных игр, в режиссерской игре ребенок не берет на себя одну определенную роль, а управляет объектами своего воображения, действует через них. Чаще всего в роли объектов режиссуры ребенка выступают игрушки или предметы–заместители, а иногда и воображаемые образы, которые наделяются какой-либо ролью.Режиссерская играначинает доминировать на третьем-четвертом году жизни.
|
|
Первые режиссерские игры рождаются из индивидуальных сюжетно-отобразительных игр, когда возникновение коллективной сюжетно-ролевой игры еще невозможно из-за несформированности в этом возрасте навыков общения, а потребность в действиях, отражающих накопленный социальный опыт ребенка очень велика. Игрушка в этом смысле – идеальный партнер, отражающий индивидуальные представления ребенка-режиссера о мире и не нарушающий мотивированную гармонию игры.
Персонажей первых режиссерских игр немного, а сюжет несложен и однообразен, но недооценивать роль режиссерской игры нельзя. Этой игре, несмотря на внешнюю примитивность, присущи все признаки ведущей деятельности: она имеет свой сюжет, в ней определяются роли, проявляется игровая логика действий ребенка с игрушками и предметами.
|
|
Начальные режиссерские игры отличаются ситуативностью возникновения. Их сюжет и роли определяются игрушками, которые попали в поле зрения ребенка. Поэтому, необходимо, чтобы в игровом пространстве были небольшие, устойчивые предметы и природно-тематические игрушки. Важным моментом, характеризующим появление игры, является использование предметов-заместителей. Еще один вид игрушек очень важен – это «персонифицированные игрушки». (фигурки, обладающие внешним сходством с людьми или ребенком.) Они помогают ребенку в формировании образа «Я».
Первые режиссерские игры являются основой для развития коллективных сюжетно-ролевых игр. Именно в начальных режиссерских играх ребенок использует ролевые диалоги. Эта практика ролевой коммуникации пригодится в последующих сюжетных играх.
Следует отметить, что на всех этапах своего развития режиссерская игра активно сопровождается речью, стимулирует ее развитие. Выразительность речи достигается без всякой тренировки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли ее, почувствовали.
Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности и режиссерской игре, дети должны приобрести определенные актерские навыки и умения.
Для снятия мышечного напряжения можно использовать следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».
Для развития дикции используются скороговорки, игры «Подскажи словечко».
Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».
Для развития умений детей передавать характер и эмоциональное состояние героев, используя выразительные возможности речи, были разработаны игровые интонационные упражнения: «Скажи звук (а, у» о,), изображая зубную боль, неожиданный испуг, тихую радость и т.п.»; « Скажи фразу так, чтобы все узнали, что это говорит дедушка, мальчик, мужчина и т.п.»; «Скажи шепотом, чтобы тебя услышали в конце зала»; «Найди звук изображающий шум дождя»; «Будь дождем, ветром и т.д.».
Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой. Для развития пластической выразительности можно использовать ряд творческих заданий:
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, необходимо следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики: Солёный чай, ем лимон, сердитый дедушка, лампочка потухла, зажглась, грязная бумажка, тепло – холодно, рассердились на драчуна и др.
Своеобразным переходным мостиком к развертыванию самостоятельной театрализованной деятельности детьми выступают такие методы как импровизационные этюды, эпизоды, реплики, репризы.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 888; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!