Какие черты характера мешают быть предпринимателем?



- обидчивость, неуверенность, разочарованность, излишне болезненная реакция на неудачу. Что ещё? Торопливость? Несговорчивость? Или они как раз нужны?

В чём отличия русской и западной моделей бизнеса?

- русская модель более предполагает стратегию выдумки, плутовства, хитрости, разного рода знакомств и связей, нежели практику рационального планирования. «Русский» бизнес более нацелен на удачу, случай и не столь озабочен перспективой.

Можно вспомнить Германа из «Пиковой дамы». Лектора всемирной истории из «Преступления и наказания», который подделывал лотерейные билеты последнего займа. На вопрос, зачем он билеты подделывал, лектор отвечал: «Все богатеют разными способами, так и мне поскорей захотелось разбогатеть»… на дармовщинку, поскорей, без труда! Сюжет назидательной повести Л.Толстого «Фальшивый купон» строится на мошенничестве гимназиста с процентным купоном госзайма. Кстати, по мотивам этой повести снят фильм Р.Брессона «Деньги».

Приживётся ли за границей Лопахин, какие из его черт будут ему помогать или мешать?Варианты ответов.

Вывод делает учитель: исходя из качеств Лопахина, мы можем предположить, что ему придётся очень непросто. (Возможно, вы думаете иначе: поясните своё мнение. Не напоминает ли он вам характером, манерами, идеями, происхождением какого-нибудь знаменитого западного бизнесмена, дельца?).

У. Л.: Мне кажется, что Лопахин остался бы в России. Ведь он любуется страной (см. цитату).

У. Э.: Хорошо, только как он сможет самореализовываться при большевиках в Советском Союзе? Варианты ответов.

Вывод учителя: во времена НЭПа, возможно, пригодился бы, но в первые десятилетия советской власти судьба сложилась бы трагически. Попутное замечание: в 1927 году вышла книга Ю.Ларина «Частный капитал в СССР», систематизировавшая материалы судебных процессов над нэпманами, из которых следует, что чиновники применяли при работе с фирмами мошеннические схемы, весьма напоминающие практику 1990-х.

У. Л.: А в период «развитого социализма»?Варианты ответов.

Вывод учителя: это время теневой экономики. Ушёл бы Лопахин в теневую экономику (спекуляцию) или нет? Всегда ли плоха теневая экономика? К слову, в советской истории были (и кроме НЭПа) попытки «раскрепостить» предприимчивость и хозяйственную жилку. Например, косыгинские реформы; на излёте советской власти – хозрасчёт и т.д.

У. Л.: К счастью, времена изменились, сейчас предприниматель востребован. На разных уровнях говорят о необходимости развития рыночной экономики и бизнеса.

У. Э.: Да. Предприниматель сегодня нужен, но хорошо ли ему живётся?

- мешают коррупция, неразумное налогообложение (в последнее время всё же облегченное и упрощённое), правовая незакреплённость собственности.

У. Л.: Слушаю я вас и понимаю, почему чеховские пьесы не сходят со сцены.

Вот слова Лопахина: «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей». Петя Трофимов тоже говорит: «У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно». «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет ещё ровно ничего, нет определённого отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьём водку». Остались те же проблемы.

У. Э.: Напоследок одно личное соображение. Вспомним фразу «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Интересно, что Чехов плох как афорист. Разве сравнишь его с Уайльдом или Ларошфуко? Чего стоит одна «прекрасная» одежда (просится строка «На нём был надет прекрасный жилет»). Чеховские афоризмы столь же плохи, как описания Достоевским кушаний и трапез. Чехов – один из редких гениев мировой литературы, которого трудно назвать суперстилистом. Чехов не вытачивает фразу, как трубку. Но его пьесы великолепны. И отчасти именно потому, что они не являются «стилистическими». Им присуща некоторая удивительная «необязательность». А пьесы, чьи авторы взвесили каждую фразу и срезали мельчайший из заусенцев, не живут долго. Вот любопытное замечание Чехова о пьесах Ибсена: «Всем хорош Ибсен. Одного ему не хватает – пошлости».

Мы предприняли на уроке попытку составления «портрета» времени (1904 года), а в презентации упоминали и 1905-й (переломный) год. Портрет возможен, поскольку у времени есть лицо. Когда мы «перемещаем» Лопахина в другие времена, мы должны уметь различить «физиономию времени». Это позволяет прийти к любопытным наблюдениям. Так, столыпинские реформы не просто отдаляют 1904-й год в прошлое. Реформы Столыпина – попытка сделать Россию государством права, а не Провидения. Они доказывают возможность «переворота культурной психологии» (тех самых моделей поведения, о которых мы и рассуждали). Возможность привития буржуазного этоса и «вкуса к гражданскому поступку». 1910-й год – невероятен по густоте событий, связанных с развитием воздухоплавания. Мы просто видим, как (на ровном месте) совершается технологический прорыв. И понимаем, что Россия способна на модернизационные проекты. Вот и в других случаях нужно схватывать нерв времени. А Лопахин будет тем, с кем мы сверяем свои впечатления.

«Вишнëвый сад» Клавихо-Телепнева.

В этих изысканных фотографиях современного мастера есть скрупулëзная выстроенность мизансцен, утонченность, декадентская манерность. Через чеховские образы он апеллирует скорее уже к 20-м годам прошлого столетия. В череде театров и постановок мы видим, насколько пластичным оказывается язык пьесы для выражения языка времени. В одном уже образе Раневской удивляет «невыжатость» (по слову Мамардашвили) его смыслового объëма. Т.Доронина и Р.Литвинова (актрисы с тридцатилетней разницей в возрасте) блестяще играют Раневскую.

 

Эта чëрно-белая цветущая вишня – своего рода пиктограмма, переключающая нас в пространство написания пьесы, пространство, в котором схлестнулось немало рубежей.

 

Здесь-то мы и говорим, что в скором времени Гаев, пожалуй, обзаведëтся в прибавку к своим неизменным леденцам упаковочкой аспирина.

 

 

Локомотив Коэна интересен тем, что в 1904 году он предназначался для рекламы агентства путешествий. Но неожиданно открылся гораздо более мощный потребительский сегмент – дети. На рубеже веков в истории объявляются такие её участники, которых прежде не брали в расчёт.

 

Здесь было бы соблазнительно сказать, что бурный успех безопасной бритвы означает всплеск интереса к safety, к «безопасности». Но это показательный случай «опасности» поспешных заключений, «гладких» выводов. Ведь и опасная бритва никогда не называлась «опасной». И в самом этом переходе можно увидеть различные тенденции (которые все-таки стоит поискать – в крошечной бытовой «революции» может быть уловлен тектонический сдвиг гигантских культурных парадигм). Может быть, это – переход к эпохе контроля над своей ситуацией, к новому экономичному складу мышления. Во всяком случае, сундучок брадобрея кажется здесь уже таким громоздким и архаично-милым.

 

Почему мы вновь возвращаемся к машинам? Потому что они стоят того. Здесь они будут увидены нами уже не как технические новшества, а как знаки больших перемен, как симптомы бури.

 

 

Гаражи – ВЕЩИ ВРЕМЕНИ. Почему мы используем и фотографии, например, уже 30-х годов? (они указываются). Потому что в них то, что пробилось на стыке веков, уже развёрнуто во всю мощь. Но весь этот апофеоз задан еще в начале.

Вот новая перспектива времени (это фотография шуховского гаража 30-х гг.). Время техники, время конструкций.

 

Поезда – ВЕЩИ ВРЕМЕНИ. Кстати, поезд действует и в пьесе. Но как некий футуристический гость (Лопахин упоминает его, обещая вал дачников).

 

 

 

Любимые ВЕЩИ ВРЕМЕНИ – машины, поезда, гаражи, вокзалы, платформы, выставки. Любимые материалы – Железо, Бетон, Сталь, Стекло.

Вокзал и часы. Нечто немыслимое – секунды имеют значение (ещё недавно на ручных часах обозначались лишь четверти – минута не весила ничего). Скопление и хаос оказываются на поверку парадным действом. Расставания и встречи по расписанью. Часы и время – значимые вещи. Из личной практики: курсанты военно-морского института делали самодельные календари, в которых вычёркивали дни, оставшиеся до отпуска. Притом – сугубо самолично, «своею собственной рукой» (другому сделать календарь или зачеркнуть дату не доверяли)!

ВЕЩИ ВРЕМЕНИ – небоскрёбы и высота.

Да, и высота – новая вещь, «пробуемая на вкус», взламываемая на рубеже веков.

 

 

 

«Башни-близнецы» Центра Мировой торговли.

Взмывая, небоскрёбы начинают XX век.

Рушась – XXI-й.

 

 

Что примечательного в этой рекламе? То, что найден идеальный объект атаки, объект призыва, объект искушения. Но это не ребёнок. Это – «ребёнок, таящийся в каждом взрослом».

 

От ВИТРАЖА к ВИТРИНЕ

 

От Требы к Потреблению.

От Всматривания к Разглядыванию.

От Потаённого к Демонстративному.

 

 

В этом, может быть не очень удачном слайде, видна характерная черта образа Раневской. Посмотрите, сколь выразительны у всех актрис руки. Раневская: сведенные, сжатые руки (одиночество, размышление, замкнутость) и прикасающиеся, пожимающие руку другого (порыв раскрыться, вспомнить, простить, собрать то, что расходится на глазах).

 

 

Во «Вкусе вишни» А.Киаростами её вкус сохраняет человека от совершения самоубийства. Вот «Вишнёвая косточка» Ю.Олеши: «Я ушёл с дачи с вишнёвой косточкой во рту». Из его же «Ни дня без строчки»:«У меня имелась метафора о том, что когда ешь вишни, то кажется, что идёт дождь». Но у Чехова вишню не вкушают. Даже осы. Здесь хрустят огурцами, а не сплёвывают вишнёвые косточки. А если из сада «выжат» весь сок? Только представьте себе этот опьяняющий, зыбкий, дрожащий сад. С вечерней зябкостью и сладкой пеленой цветенья. Этот глохнущий сад – пристанище скорее призраков, чем живых. Не пения, а дупел. Раневская «видит» в саду умершую мать, Петя Трофимов твердит о зрачках мёртвых крепостных, глядящих с каждой ветки. Откуда сад виден лучше всего? Из детской. Но детскую комнату однажды предстоит покинуть.

У Гёльдерлина есть такие строчки:

Небесному претит, коль человек

Весь предается памяти печальной.

Может быть, стук топора в конце пьесы – попытка стряхнуть этот морок, это наваждение сада. Не стон совы – стук топора?

 

Вопросы и сюжеты. Когда «проговаривается» язык:


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!