Вывод: практическое отношение к деньгам есть только у Лопахина, он не жаден, но прагматичен.



(Ремарка. К.Гинкас: Обычно моторами пьес являются либо деньги, либо ревность, либо страсть, либо жажда власти, либо предательство. В «Вишнёвом саде» ни один из этих мотивов не двигает пьесу. Деньги? Вообще их можно достать, но ими почти никто не занимается. Страсть? Она существует в водевильном ключе. См. Настоящий Чехов).

Да, и ещё. Сдвинутость морали (точнее, выверенных, гарантированных правил поведения) и смутность значения поступка (даже и для самого человека – он и в своем доме, как в гостях) – одна из причин, на мой взгляд, почему «Вишнёвый сад» отнесён самим Чеховым к комедиям.Когда смыслы действий размыты, и герой, и зритель далеки от катарсического резонанса, от пронизывающего «узнавания» себя и своей судьбы. Если хотите, трагедия героев пьесы в том, что они действуют в пространстве комедии – то есть не могут рассчитывать на прозрение, на искупление своих действий в объемлющем всех (и через это уравнивающем всех) финальном смысле. В пьесе вообще нет финала (забвение («забыли Фирса») не может быть финалом). Все отправляются за кулисы жить как-то дальше. Да, по сути, по ходу пьесы у большинства из них свои отдельные пьесы. Античная же трагедия – это могучая синхронизация всех смыслов, прекращение разделённости (притом любой – и людей, и смыслов: нет больше смыслов частных и случайных). Если уж упомянули античную драму, то еще одно. Там всё зло и весь смысл исходят из поступка (пусть и до времени «тёмного» для самого героя). Вне поступка нет ни добра, ни зла. А в саде «поступок» атрофирован (кто, кроме Лопахина, «поступает»?). Всё совершается не ко времени, невпопад. Там Шарлотта жалуется самой себе; Гаев «исповедуется» то шкафу, то лакею; то сгоряча швыряют ключи; то неловко рассыпают деньги; то рассеянно повторяются; то что-то бормочут, что-то не договаривают и т.д. Трагедии нет там, где нет поступков. Исповеди – там, где нет «места» месту и не хватает «времени» на время. Исповедь впопыхах, «на скорую руку» – антиисповедь.

У. Л.: Давайте немного приземлимся. Может быть, стоит поговорить ещё и о том, какой человек не станет предпринимателем, то есть взглянуть на проблему шире?

- Какие черты характера мешают быть предпринимателем?

Обидчивость, неуверенность, разочарованность, излишняя реакция на неудачу.

У. Л.: А теперь давайте посмотрим уже знакомый нам фрагмент пьесы, но в исполнении артистов театра «Современник» (режиссёр Г.Волчек). (Сравнение двух одинаковых фрагментов позволяет увидеть жизнь пьесы «Вишнёвый сад» в движении эпох, а различные интерпретации высвечивают нам время, в котором мы существуем, обнаруживают непосредственные проблемы нашей сегодняшней жизни).

У. Э.: Оказывается, для того чтобы попасть в наше собственное настоящее, мы должны вернуться назад, к классической литературе, чтобы быть «выброшенными» этой катапультой в наше сегодня. Поэтому и не сходит со сцены пьесы Чехова.

 

Возможная сюжетная ветвь.Здесь возможное разворачивание одной из тех тем, что остались за кадром (или были только намечены парой фраз). Подобные сюжеты делают обсуждение пластичнее и втягивают в его орбиту новые смыслы.

Давайте поговорим о том, как бы реализовал себя Лопахин в других обстоятельствах?Вспомним последующие исторические события в нашей стране:

война с Японией, две революции, НЭП, раскулачивание, Гражданская война.

Подумаем, как сложилась бы судьба Лопахина в это трагическое время:

- уехал за границу - …

- остался в России - …

Представим Лопахина за границей. Появился повод сравнить модели западного бизнеса и русского и отношение к нему «у них и у нас». (Кстати, сама тема «У них и у нас» может быть развёрнута в масштабное исследование, шутливое сопоставление, командную игру, визуальный проект, дебаты и т.д.).

Но сначала подумаем: можно ли определить мотивы и черты предпринимателя?

Каковы они?

Мотивы:

- стремление разбогатеть

- стремление к власти, желание победы, чувство самореализованности

- любовь к новизне и риску

Черты характера:

- интуиция; сильная воля, помогающая преодолевать сопротивление среды; способность к риску; умение доводить дело до конца (финализировать).


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!