Тема: «Модели жизненных ценностей в русской литературе и бизнесе»



(по пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»).

Цель урока:

• рассмотреть модели жизненных ценностей в историческом и литературном процессе,

• поразмышлять о связях ценностей прагматических и вечных, метафизических; систематизировать и повторить значительный литературный материал, объединив его сквозной темой.

Задачи:

• проанализировать образ Лопахина в сопоставлении с другими представителями «галереи деловых людей»;

• на примере разных театральных интерпретаций «Вишнёвого сада» уяснить, чем интересна пьеса для современного человека, уловить нерв сегодняшнего дня;

• помочь старшеклассникам осознать совпадение культурно-исторических проблем с их собственными проблемами, синхронизироваться с героями.

Методология урока: в ходе урока используются индуктивный и дедуктивный методы, аналогия, сравнительный анализ, работа с текстом, анализ эпизода.

Оборудование урока: использование ИКТ (презентация, два видеофрагмента).

Пояснительная записка

Интегрированный урок «Модели жизненных ценностей в русской литературе и бизнесе» (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад») рекомендуется давать во время изучения в 10 (11) классе монографической темы «Творчество А.П. Чехова» при проведении уроков по пьесе «Вишнёвый сад», на занятиях, отведённых анализу образа Лопахина. Предполагаемое время – 90 минут (спаренные уроки).

Структура урока подразумевает переход от повторения и обобщения пройденного материала к объяснению новой темы и выявлению системы экономических смыслов, присутствующих в рассматриваемом материале. Практически целесообразным является соблюдение всех необходимых опций урока («разогрев», «презентация нового материала», «закрепление», «выход»). «Разогрев» активирует уже известные понятия (узнавание по цитатам героев из изученных произведений, классификация персонажей по деловым качествам). Презентация нового материала предполагает аналитическую беседу, связанную с центральным героем Лопахиным. В ходе анализа используются фрагменты из разных постановок пьесы. Закрепление основывается на обобщении значимости и актуальности образа Лопахина и попытке интерпретировать этот образ сквозь современные проблемы, в которых обнаруживается взаимосвязь этических и экономических категорий. Заканчивая урок, отмечаем современность пьес Чехова и актуальность обращения к классике.

Достигнутые результаты

Интегрированный урок по литературе и экономике позволил рассмотреть модели жизненных ценностей в историческом и литературном процессе, поразмышлять о связях ценностей прагматических и вечных, метафизических. Возможности интегрированного урока обеспечили систематизацию и повторение большого литературного материала, объединённого сквозной темой. Использование двух разных театральных интерпретаций пьесы «Вишнёвый сад» помогло уяснить, чем интересна пьеса для современного человека, уловить нерв сегодняшнего дня. Проблемы, обсуждаемые на уроке, оказались близки старшеклассникам и помогли почувствовать совпадение культурно-исторических проблем с их собственными, синхронизироваться с героями.

Сценарий урока

Урок №1

Вступительное слово учителя литературы (У. Л.): В русской литературе есть «свои», «горячие» темы. Например – нравственные проблемы. Герои лучших произведений существуют в попытке понимания. В усилии понять: в чём смысл жизни, как жить так, чтобы быть самодостаточным, реализовавшимся человеком и т.д. В ситуации предельного вопроса.

Учитель экономики (У.Э.): У Г.Гачева, кстати, есть интересные размышления о «главных вопросах»разных культур. Например. «Что это есть такое?», «Τίττο ει?» – важнейший для греков вопрос о бытии. «Почему?», «Warum?» – важнейший вопрос для немцев. Их интерес направлен к происхождению, к причине вещей. А для французов тот же самый вопрос «Почему?» звучит «Pourquoi?» – «Для чего?», значит цель важнее причины. Во Франции цель (pour), в Германии причина – колоссальная разница. А для англичан и американцев главным будет вопрос «How?», «How do you do?». Американец – это именно как вещь работает, как вещь сделана. Принцип know-how пошел по миру от них. Отсюда весь стиль «how to». (См. ПОЛИТ.РУ: Национальные образы мира). Что до «русской почвы», то на ней даже вопрос Надежды Фёдоровны из чеховской «Дуэли»: «Я не понимаю, как это можно серьёзно заниматься букашками и козявками, когда страдает народ?» вполне может вырасти от праздного кокетства до эпитафии.

У. Л.: Предлагаю вам по небольшим цитатам вспомнить «вопрошающих» героев. Цитаты из размышлений Печорина, Пьера Безухова, Раскольникова:

Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.

Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? – спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрёшь – всё кончится». Умрёшь, и всё узнаешь – или перестанешь спрашивать. Но и умереть было страшно.

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все. Или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею?

Работают ученики.

У. Л.: Я выбрала размышления молодых героев неслучайно.

Вопросы самоутверждения волнуют в большей степени в молодом возрасте. Но задают их себе герои и подводя итог своей жизни, накануне смерти. Вот как размышляет Иван Ильич из рассказа Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», испытывая ужасные физические страдания: «Нравственные страдания его состояли в том, что в эту ночь… ему вдруг пришло в голову: а что, как и в самом деле вся моя жизнь, сознательная жизнь была не то».Базаров тоже задаёт себе вопрос перед смертью:«Я нужен России?». Поэтому вопросы о смысле жизни называются вечными. Поскольку вы выпускники и вскоре вам предстоит выбор, я предложила вам поразмышлять над тем, как бы вы хотели себя реализовать в этой жизни. Об этом дома вами были написаны небольшие эссе. Ваши письменные ответы прокомментирует Михаил Юрьевич, ваш учитель экономики, культуролог и философ.

У. Э.: Думаю, можно свести содержание этих эссе к трём узловым проблемам.

Во-первых, из них очевидно, что монетарные, денежные смыслы и цели не являются для отвечавших доминирующими. Во всяком случае, деньги не занимают в ваших эссе откровенно лидирующего положения. Это вполне отвечает современным социологическим исследованиям и постиндустриальным тенденциям. Возможно, приближается время, когда деньги уже не будут неким универсальным мерилом состоятельности.

Второе: отсутствие динамического аспекта. Некоторое недоощущение вами сути времени. Мы находимся в ситуации перехода. В ситуации открытых смыслов. А в ситуации перехода структуры уже не столь эффективны, поэтому необходимо динамическое доверие себе. У вас же заметно избыточное доверие к структурам («поступить», «закончить», «выйти замуж», «найти работу»), но сейчас структуры не работают сами. Сегодняшнее время требует креативного подхода, личной энергии, идей, умения рисковать, а не послужные списки.

Третье: удручающее забвение гражданского чувства, этакие анти-Афины. Ни в одной работе не встретилось желания быть активным участником общественной и политической жизни, занимать деятельную гражданскую позицию, понимания того, что строительство развитого современного общества – общее дело. Между тем, постиндустриальный сдвиг делает общество более сетевым, пластичным, пронизанным сложными петлями обратной связи – но эта обратная связь не может воспроизводиться автоматически, она требует личного участия. Делегирование властных полномочий(когда от моего имени высказывается другой)могло приводить к успеху в индустриальном мире. Сегодня (в нашем, по выражению Бека, «обществе риска») требуется новый уровень личностной реакции на происходящее. В противном случае, возникает не сложный постиндустриальный мир, а своего рода «сыпкая» система. Система, не располагающая механизмом «памяти». Структуры в ней уже не являются источниками точной, действенной воли, а индивидуальные, частные воли «молчат»).

Давайте это ещё раз уточним: жизненные ценности в современном мире смещаются. Под ценностями мы здесь имеем в виду не Нагорные заповеди, а своего рода ситуации выбора, предпочтения одного другому.

У. Л.: Я согласна с учителем экономики, что жизненные ценности – вещь подвижная. Например, для декабристов, сформировавшихся под влиянием романтической литературы, главным было не личное счастье, а счастье народа. Эпиграф в «Капитанской дочке» подчёркивает, что для дворянина XVIII века главной жизненной ценностью была честь.А.С. Пушкин стал «невольником чести», М.Ю. Лермонтов, автор этих строк, тоже защищает свою честь на дуэли. Но в шестидесятых годах XIX векажизненные ценности меняются, и уже в романе «Отцы и дети» мы видим, что дуэль (как форма защиты дворянской чести) изображена сатирически, а не трагически.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 401; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!