Схема горизонтального декаляжа 9 страница



Долженствование показывает две важнейшие особенности
человека: применение к самому себе мер воздействия и пере
живание свободы  той свободы, которая делает поведение
осмысленным и целеустремленным. Обе эти особенности су
ществуют только потому, что у человека есть средства воздей
ствия на потребности и мотивы. Это  нравственные катего
рии, личностные формы нравственного сознания.

Сложность и неоднозначность понимания содержания
нравственных категорий  совести, стыда, долга, ответствен
ности, гордости, достоинства  определяются тем, что человек
должен пройти достаточно длинный и сложный путь лично
стного развития, чтобы прийти к возможности анализа их
содержания. Такое содержание представляет собой персони
фицированный, индивидуализированный опыт жизни, отра
жающий освоение и переживание своей сущности.

В личностных переживаниях раскрывается особенность
нравственности в целом: общественные нормы принимаются
и осознаются как личностная ценность. Но чтобы это про
изошло, нужно признать норму, признать ее как нравственное
правило для самого себя. Тем самым мы берем на себя как бы
обязанность конкретизации общего правила в собственных

323


 действиях. «Я должен»  не правило само по сеое, а обязатель
ство к действию, осознание необходимости самому себе
предъявить такое требование.

В категории долга с необходимостью содержится требова
ние выбора, осуществляемого при обязательном осознании
своих действиймотивов. При этом требование долга обяза
тельно индивидуализировано, оно определяется конкретными
обстоятельствами и условиями жизни. Это очень трудный и
неоднозначный вопрос  вопрос о долге мотива или деяния
дела человека... о том, что задумывалось и что получилось. Как
известно, благими намерениями дорога часто вымощена в ад.

Это отчасти связано с тем, что нравственный мотив долга
не всегда осознанно выступает перед человеком и порой не
узнается им. Мотив может существовать в разной форме, по
разному присутствующей в психической реальности человека.
Это может быть осознанное самопринуждение, внутренняя
склонность, образ, непосредственные эмоции, чувство долга
осознанное и устойчивое... В таких формах поразному про
является осознанное содержание данного явления  явления
долга. Но степень осознания не всегда говорит о качестве
действия долженствования. На основе этических чувств мож
но осуществлять нравственный выбор не менее точно, чем на
основе осознанного мотива долга. Главное в том, что мотив
долга существует, и он определяет возможность подчинения
других мотивов конкретной ситуации.

Первоначально мотив долга раскрывается перед ребен
ком только в ситуации нарушения им нравственных норм,
что связано с содержанием эмоций, возникших в данный
момент. Позднее мотив долженствования осознается, а сами
нормы выделяются как особая сфера деятельности, регули
рующая отношения между людьми и отношение человека с
самим собой.

Можно сказать, что через категории нравственности в
жизнь человека входит другой, входит необходимость строить
свое поведение с учетом другого человека  не только кон
кретного человека, но и представления о сущности его, выра
женного в обобщенном представлении.

Одной из форм конкретизации нравственных требований
является категория ответственности. Ее содержание очерчивает
границы долга, позволяет определить пределы ответственности
за содеянное и несовершенное, происходящее по причине моего
действия и без него. Такая мера определяется реальными воз
можностями человека в осуществлении конкретного действия и
его требованиями к себе по осуществлению чеголибо.

324

Значит, за интересами человека стоит вся глубина и сила его
личности  его положение среди других, его возможность воз
действовать на собственное поведение, возможность осуществ
лять нравственный выбор. Если поведение ребенка долгое вре
мя определяется ситуацией, то для взрослого оно опосредовано
ценностными ориентациями, возможностями воздействия на
свое поведение, возможностями самоорганизации поведения на
основе общественных норм, в первую очередь  нравственных.

В истории общества развитие морального сознания наряду
с другими формами сознания  научным, художественным,
религиозным  привело к формированию морального качест
ва как особого понятия, характеризующего человека, его ин
дивидуальность. Моральное качество  понятие, содержащее
в себе моменты долженствования и ценности, которые оцени
ваются как добродетель, как потенциал человека.

Этот потенциал как бы указывает путь от настоящего к
будущему, движение от несовершенства к совершенству. Ко
гда люди пытаются оценивать свои или чужие качества, то
часто создается впечатление, что какието качества они будто
не замечают, не помнят о них. Подобное имеет место и в от
ношении нравственных качеств. Отчасти это связано с тем,
что объективно существуют условия, неблагоприятные для
осознания человеком своих нравственных качеств,  условия
индивидуализации личности, мешающие человеку осознать
собственную индивидуальность, мешающие наблюдению за
своим поведением: анонимность жизни (особенно в больших
городах), перенос ответственности на когото другого, эмо
циональное возбуждение, утрата чувства времени, громкая
музыка, шум, яркие, сменяющие друг друга, зрительные впе
чатления, снижение уровня сознательности под влиянием ал
коголя и наркотиков... Такие условия ослабляют самокон
троль, основанный на нравственных нормах вины, стыда,
страха осуждения, и делают практически недоступным выде
ление содержания многих своих и чужих качеств. Поведение
становится импульсивным, зависимым от ситуации и действия
группы, к которой принадлежит человек. Последний не может
контролировать воздействие ситуации и становится зависи
мым от нее, что ведет к увеличению степени доверия к лиде
рам и попаданию под их власть, к растворению в группе.

Способность противостоять таким деиндивидуализирую
Щим влияниям определяется нравственной устойчивостью
личности, тем содержанием ценностных ориентации, которое
обеспечивает достаточный уровень самоконтроля и самокри
тичности в любых условиях.

325


 Самоконтроль и самокритичность как способы обращения
человека к самому себе дают ему возможность в полной мере
выявить наличие или отсутствие какоголибо качества при
условии, что он владеет содержанием последнего.

Тесная связь самоконтроля и самокритичности с должен
ствованием и возможностью его осуществления, так же как и
необходимость долженствования, еще раз показывают, что
индивидуальность, автономность человека весьма относи
тельна, ибо она может реализоваться только благодаря вклю
ченности в жизнь.

В свое время Ян Коменский говорил о том, что тот, кто
будет расти без дисциплины, состарится без добродетели.
Старомодное слово «добродетель» характеризует полнейшую
зависимость содержания нравственной жизни от дисциплини
рованности человека. Данное положение абсолютно приме
нимо к соблюдению норм социального общежития, так как в
умении подчиняться юридическим нормам и нравственным
законам будет проявляться человеческая свобода.

Добродетельный человек сам подчиняется этим нормам,
для чего у него есть все средства и способы воздействия на
свою активность.

В психологической литературе проблема интереса челове
ка к разным сторонам жизни рассматривается как проблема
интеллектуальной активности. Попытки определить ее спе
цифику привели к пониманию ее как творческого потенциала
личности, в котором соединяются интеллектуальные и лично
стные способности, мотивационные факторы умственной
деятельности. Творчество  как производное от интеллекта
преломляется через мотивы человека, которые либо тормозят,
либо стимулируют его появление.

Известно, что мыслит не мозг, а личность, действуют не
мышцы, не кожа, не ухо, не язык, а человек  личность с опре
деленными интересами, устремлениями, ценностными ориен
тациями, потребностями.

Это очень сложная и неоднозначная проблема  проблема
творческого потенциала человека и его личностных качеств.
Хотелось бы думать, что гений и злодейство  две вещи несо
вместные, но в жизни столько «гениев злодейства», что по
вторять как заклинание приведенные пушкинские строки
приходится снова и снова, лишь бы отвести беду.

Психологи давно установили, что ориентация на ту или
иную систему оценок своей деятельности существенно влияет
на познавательные способности. Если преобладает ориента
ция на оценку и успех как высшую и единственную ценность,

326

„ это ведет к тому, что познание как стремление к высшей
юли  истине  становится лишь средством достижения иных
1елей отнюдь не познавательных. В результате содержание
такой деятельности существенно обедняется. Наиболее остро
эта проблема выступает в жизни научных школ и в судьбе
ученых. Отношение к познавательной деятельности как к
самостоятельной ценности, значимой для самого человека,
обеспечивает высокий уровень творчества. Здесь цель позна
ния  истина  становится самоцелью.

Можно сказать, что главное препятствие на пути к творче
ству  изменения в направленности интересов человека, та де
формация личности, которая искажает потребности и мотивы,
нравственную оценку непреходящих человеческих ценностей.

На пути познания много препятствий. Одно из них  лень.
Лень всегда считалась одним из главных пороков человека.
Нежелание действовать порождает неумение действовать.
Трудность активности ведет к необходимости организации
активности, к преодолению сопротивления... Этот ряд ассо
циаций связывается с понятием лени. Но во внутреннем мире
практически нет однозначных явлений. Перечисляя малосим
патичные качества ленивого человека, можно привести нема
ло достоинств лени. Каких? Неторопливость, несуетность
(весьма замечательные состояния в наш стрессовый век),
склонность к релаксации, удовлетворенность малым, посто
янный анализ своего внутреннего мира (надо мне это или
нет), соизмерение своих сил и возможностей... Можно найти и
еще достоинства у этого весьма не похвального качества.
Достаточно только изменить точку зрения: перейти от этиче
ской позиции к психологической. «Леньматушка». В этих
словах не только осуждение, но и признание более сложных
чувств, среди которых тоненькой ноткой звучит зависть к
несостоявшейся мечте. Рабство в непосильном труде породи
ло ее, обесценило любое усилие, в том числе и усилие над са
мим собой  то усилие, которое дает человеку новое качество,
приводит к появлению новой цели, новой перспективы как
для самого человека, так и для окружающих. Благодушие
лени на время усыпляет надеждами на возможность, отодви
гаемую на неопределенный срок. Возможно, лень останавли
вает время, делая его неопределенным, неструктурированным
конкретными усилиями и реальными делами. Неопределен
ность может стать такой большой, что с течением времени
просто становится бессмысленной.

При всей возможности безоценочного отношения к лени
многие ее проявления имеют скорее невротический характер,

327


 защищают от возможных неудач, рационализируют невоз
можное, снижают уровень притязаний, а значит, обесценива
ют те возможности, которые не находят проявления, остава
ясь потенциалом  грезой, мечтой, невозможным...

Житейское понятие нормального человека или человека
как все люди, встречает каждого из нас еще до рождения, до
появления на свет. Отношение женщины к своему будущему
ребенку уже содержит в себе это понятие, как ее мышление и
ее чувства по поводу изменившегося собственного состояния.
Таким образом, мы сразу вступаем в особую сферу человече
ской жизни  в сферу любви матери и ребенка, отца и матери,
отца и ребенка, в ту область, где нормальное и естественное,
кажется, сближаются. Нормально, естественно, что мать лю
бит ребенка и тому подобное. Об этой нормальной естествен
ной родительской любви написано столько, что мне остается
только выбрать из известного то, что наиболее близко самой,
и предложить вам для обсуждения.

Большинство философских, психологических и поэтических
книг о материнской любви написано мужчинами, словно хор,
они говорят о безусловности материнской любви к ребенку,
даже еще не рожденному. Думаю, что, рассуждая об этой люб
ви, анализируя ее и воспевая, словно забывается тот труд души,
та работа чувств и работа мышления, которая связана с осуще
ствимостью этой любви. Подвиг проявления нормального ма
теринского чувства состоит не только в жертвовании собой ради
когото, он еще и в том, чтобы охранить и свою собственную
жизнь от разрушения и поглощения другим человеком. Нор
мальные материнские чувства к ребенку не являются естествен
ными, природными, они развиваются у женщины, как развива
ется ее мышление, воля, воображение, и, не хотелось бы, но при
ходится говорить и об этом,  у них есть свой предел развития.

Да, предел, то появление омертвевших форм психической
жизни, о которой писал Л.С.Выготский, а вы могли об этом
прочитать в предыдущей главе. Думаю, что он, этот предел,
связан с той концепцией жизни, которую воплощает в своем
отношении к ребенку женщина. Этнографический материал
позволяет говорить о том, что даже представление о кровно
родственных связях не является биологически обусловленным
матерью, например, может считаться женщина, которая вы
кормила ребенка, а не родила его. Голос крови в данном слу
чае не является основой для чувств. В современном мире есть
множество легальных, государствами на уровне законов регу
лируемых отношений, где вопрос о материнстве тоже теряет
свой прямой биологический смысл.

328

Я не ставлю под сомнение безусловность нормальной мате
пинской любви, но, имея на практике дело с большим числом
(Ьактов, причинноследственных отношений ребенка и матери,
хотелось бы говорить о причинах исчезновения этой безуслов
ности у многих моих современниц. «Я не могу его любить, по
тому что...» Об этом можно написать книгу, и думаю, не одну.
Но вдумаемся, речь пойдет не об отношениях взрослого муж
чины и взрослой женщины, а об отношениях матери и ребенка.
Взрослого, сильного человека и человека маленького.

Не претендуя на глубину анализа, ориентируясь только
на те конкретные факты, которые подарила профессиональ
ная деятельность, попробую попытаться объяснить для себя
и для читателя (быть может) причины исчезновения безус
ловности в материнской любви. Для этого представлю их в
виде такой таблицы.

Причина обусловленности
чувства материнской любви

1. Механическая модель жизни
(если А, то Б обязательно)

2. Избыточный педагогический
оптимизм (поиск инструкций
по воспитанию)

Содержание

Переживаний женщины

«Если он сейчас себя так ведет,
каким же он будет через год»,

«он копия своего отца»

«Надо к нему найти подход,
а то он совсем неуправляемый,
как мне с ним лучше

3. Социальная ущербность мате
ринской роли (фиксированная
система ценностей)

4. Эгоцентризм Я

(жизнь  это потребление)

обращаться  не знаю»

«Я изза него ничего не могу
делать», «Она мне руки связала»

«Почему я должна столько вни
мания ему уделять, еще сама

5. Рационализм

(упрощение картины мира)

6. Отчужденность
(человек = вещи)

жить хочу»

«Главное, чтобы он себе место
в жизни нашел, чувствовал

себя уверенно»

«Все равно ребенка для
когото растишь. И дочь уйдет
из дома, и сын»

Для меня психологическая работа по изменению отноше
ния женщины к ребенку практически всегда связана_во^ста

новлением формулы безусловной ^Р""™^^^^^^^^^
мать никто кроме Вас не может любить Вашего ребенка та

ким, какой он есть», «Любить за то, что он есть».

329


 Как часто бывало в отает упорное сопротивление: «В нем
нет ничего хорошего», «Как это любить за то, что он есть, он
же вон какое вытворяет» и тому подобное.

Если попробовать описать одним словом содержание нор
мального материнского чувства моей современницы, то это
было бы слово «усталость», думаю, что оно было таким же
актуальным и во времена Э.Фромма, который писал о том, что
в материнской любви два важных аспекта: безусловное утвер
ждение в жизни женщины ребенка и его потребностей, и разви
тие в ребенке любви к жизни. Материнская любовь к жизни
любовь к жизни самой женщины  приносит человеку самое
прекрасное в жизни  ее ценность, цельность, осмысленность,
глубину. Если же у женщины нет любви к жизни, к людям во
обще, если она ощущает жизнь как бремя, а людей воспринима
ет как вещи, она не только обделяет своего ребенка любовью,
но и лишает его важнейшей потребности  трансцендентальной,
той, которая рождает в человеке творца его собственной жизни.

Слабый, беспомощный ребенок легко пробуждает в жен
щине чувство собственной силы, власти над ним как над сво
им творением. Это чувство собственной силы перекрывает по
интенсивности многие другие, и если его проявления (за не
имением других чувств) встречают у ребенка сопротивление,
то происходит удивительное превращение этого женского
чувства в его противоположность  сила сменяется бессилием,
любовь  ненавистью. В действие вступает закон амбивалент
ности (двойственности) чувств, и женщина переживает это как
усталость, как невозможность осуществления собственной
жизни, как предел собственных чувств. Как сказала одна из
мам о своих трех сыновьях: «Я их очень всех люблю, но ино
гда мне хочется прийти домой с автоматом и...»

Я думаю, что хроническая усталость, которая сегодня яв
ляется почти единственным словом, выражающим материн
скую любовь, тревожный симптом того общего изменения
отношения к жизни, который наблюдается у многих моих
современниц. «Люди не любят жизнь»  возможно, это сказа
но слишком сильно, но очень часто именно эта фраза случай
ной прохожей, с которой мы обменялись взглядами, став не
вольными свидетелями безобразной семейной сцены, все чаще
приходит на ум в качестве причины, объясняющей, но не про
ясняющей факты, которые приходится наблюдать ежедневно.

Хотелось бы сказать, что в житейском понимании нор
мальный человек  это тот, кто умеет любить жизнь. Жаль,
что так не получается. Факты говорят о том, что даже естест
венные, кровные отношения не гарантируют человеку (ребен

330

\ любви. К нему, маленькому, уже относятся так, как он
того заслуживает. Ему уже надо чтото делать, предпринять,
чтобы его любили, надо иметь какието качества, а не просто
5ыть сыном или дочкой.

Это ожидание от ребенка заслуживающих любви качеств
делает отношения матери и ребенка, а тем более отца и ребенка,
опосредованными. Чем? Какой знак их будет определять? Я бы
сказала, что это концепция жизни, которой пользуются взрос
лые. Содержательно она может отличаться в деталях у отца и у
матери одного и того же ребенка, тогда он (ребенок) не только
попадет в сложно опосредованную систему отношений, он не
вольно становится манипулятором, переживающим отсутствие
целостности в жизни. Ситуация порождает необходимость по
строения искусственной модели жизни вместо осуществления
жизни, сознание ребенка уже потенциально «заражено» виру
сом собственной ограниченности и заданности.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!