Глава 2 В КОТОРОЙ КОЕЧТО О ПРОГРЕССЕ 16 страница



Кому? Как распорядятся этим знанием об индивидуально
сти мальчика люди, которые его окружают, как распорядится
этим знанием он сам, переживающий далеко не лучший мо
мент в своей жизни,  ему кажется, что все против него и его
никто не любит?

Психологическая информация, полученная на основе на
учного знания о природе индивидуальности человека, о ее
структуре, говоря научным языком, создает условия для про
гноза возможного развития человека. Другими словами, как
бы придает человеческой неопределенности  определенность,
а мы с вами уже говорили, что у человека есть свойство оп
равдывать ожидания. Сказать о человеке, что он будет таким
то и такимто, значит в известном смысле определить его

152

судьбу, повлиять на его возможные выборы, на его свободу
быть самим собой... Научная проблема понимания структуры
индивидуальности сливается с этической проблемой влияния
одного человека на другого. Знаменитое «Не навреди!» стано
вится главным критерием работы, достоверность научных
данных подвергается не только проверке на истинность, но и
на целесообразность использования этих данных, полученных
безличным научным методом в индивидуальной судьбе чело
века. Но(!) надо принимать решение, профессиональное реше
ние, и я говорю с учителями о праве каждого человека на
ошибку, заблуждение, поиск своей истины, о необходимости
прощения и понимания, о профессиональном долге и их лич
ных чувствах, обходя конкретное содержание информации о
мальчишке, которого мне искренне жаль, так как ему пред
стоит жизнь с собственной болезнью, ежедневная борьба за
собственное Я. Я говорю с его мамой, вернее, она говорит со
мною, надеясь на чудо, на случайность, хотя, оказывается,
давно предполагает неладное  для того есть все основания.
И мы говорим с ней не только о сыне, но и о ней самой, о ее
ответственности за его и ее жизнь, о ее ответственности за всю
семью, за болезни вообще  говорим много, пытаясь найти
возможные варианты понимания ситуации...

Вот вам и структура индивидуальности  научные терми
ны наполняются живыми звуками голоса обеспокоенной и
виноватой женщины, а индивидуальность сидит, втянув голо
ву в плечи, и боится посмотреть в глаза... Живое течение вре
мени, роста, надежды, цели споткнулось об очертания факта,
характеризующего с беспощадной точностью картину потен
циальной болезни.

Устойчивое и изменчивое, постоянное и меняющееся...
В их переплетении протекает психическая жизнь человека.
Психологи давно занимаются этим вопросом, определяя сте
пень устойчивости разных качеств человека и связь этих ка
честв друг с другом. Исследования обычно проводятся с по
мощью тестов, которые удобны тем, что создают стандартные
условия для исследования какогото качества и легко могут
быть воспроизведены через любое время; тесты обрабатыва
ются количественно, и строгая наука может применять стати
стические приемы доказательства достоверности своих дан
ных. Вы можете проверить некоторые свои качества с помо
щью методик, помещенных в конце книги, а потом, если вам
это будет интересно, проверить результаты через пару лет.
Тогда, наверное, стихи Н.Заболоцкого приобретут математи
ческий смысл:

153


 Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я  Живой.

Что же по этому поводу могут сказать научные данные?
Обобщая известные мне материалы, можно описать следующие
закономерности: к числу устойчивых качеств личности отно
сятся потребность в достижении и творческий стиль мышления.

А вот активность, переменчивость настроения, самокон
троль, уверенность в себе зависят от образования, профессии
гораздо больше, чем от возраста.

У мужчин самыми устойчивыми качествами оказались
такие, как пораженчество, готовность примириться с неуда
чей, высокий уровень притязаний, интеллектуальные инте
ресы, изменчивость настроения, а у женщин  эстетическая
реактивность, жизнерадостность, желание дойти до преде
лов возможного.

Разной степенью устойчивости отличаются не только от
дельные личностные качества, но и типы личности. К этому мы
вернемся несколько позже, более подробно, а пока продолжим
перечислять из данных исследований следующие факты.

Очень постоянными являются такие качества мужчин, как
надежность, продуктивность, честолюбие, хорошие способно
сти, широта интересов, самообладание, прямота, дружелюбие,
философские интересы, удовлетворенность собой. Такие люди
высоко ценят независимость и объективность, у них также
выражены такие качества, как положительное отношение к
себе, чувство благополучия, интеллектуальная эффективность
и психологическая настроенность ума.

Очень устойчивы и черты неуравновешенных мужчин со
слабым самоконтролем, для которых характерна импульсив
ность, непостоянство. Если подростками они отличались бун
тарством, болтливостью, любовью к рискованным поступкам
и отступлением от принятого образа мышления, раздражи
тельностью, негативизмом, агрессивностью и слабой контро
лируемостью, то и во взрослом состоянии у них наблюдается
пониженный самоконтроль, склонность драматизировать свои
жизненные ситуации, непредсказуемость, экспрессивность, не
постоянство.

Существует и другой устойчивый мужской тип. В подрост
ковом возрасте он отличался повышенной эмоциональной
чувствительностью, самоуглубленностью, склонностью к са
моанализу. Эти мальчики плохо себя чувствовали в неопреде
ленных ситуациях, не умели адаптироваться, были зависимы и

154

недоверчивы, не верили в свои успехи; и взрослыми они оста
лись столь же ранимыми, склонными уходить в себя, испыты
вать к себе жалость, напряженными и зависимыми.

Среди женщин высоким постоянством свойств обладают
те, у кого выражена уравновешенность, общительность, теп
лота, привлекательность, зависимость и доброжелательность.
А также такие качества, как ранимость, импульсивность, сла
бый самоконтроль, зависимость, раздражительность, измен
чивость, болтливость, мятежность, склонность к драматиза
ции своей жизни, жалость к себе и т.п.

Сильно меняются другие типы людей. Так, очень меняются
мужчины, у которых бурная юность превращается в спокой
ную, размеренную жизнь. Меняются и женщиныинтеллек
туалки, которые в юности были заняты умственной работой,
интеллектуальными поисками. Со временем они становятся
мягче, теплее, коммуникативнее.

Известный психолог И. С. Кон в своей книге «В поисках
себя» замечает, что стабильность многих личностных черт
можно считать доказанной, хотя нельзя не оговориться, что
речь идет преимущественно о психодинамических свойствах,
так или иначе связанных с особенностями нервной системы.
Какие это свойства? Прежде всего те, в которых проявляются
основные параметры, присущие силе, выносливости и под
вижности нервных процессов. Все они содержат в себе харак
теристики поведения человека, основанные на его возможно
сти поддерживать и вызывать напряжение в своей активности,
в возможности сопротивляться обстоятельствам, разрушаю
щим активность. Так и вспоминается переполненный вагон
утренней электрички Ярославль  Москва, где, несмотря на
утренний час, путешественников заботливо развлекали гром
кой эстрадной музыкой. Тем не менее многие спали, не обра
щая внимания на явно усиливающееся воздействие навязчиво
го музыкального фона. А сколько людей могут уснуть при
любых обстоятельствах! Им не мешает свет, движение вокруг;

другие же пользуются снотворными, чтобы только на время
избавиться от мешающего внешнего раздражения. Это только
внешний рисунок психодинамических свойств человека. В быту
чаще всего эти свойства описывают одним словом  нервный, а
антоним ему есть  спокойный.

Сила и спокойствие идут рядом в понимании и оценке
свойственных человеку особенностей поведения. А вот сла
бость соседствует с беспокойством, зависимостью, необходи
мостью приспосабливаться, отказываться от себя, тогда как
выносливость сродни самосохранению, а невыдержанность

155


 сестра неуравновешенности, вспыльчивости, конформности.
Подвижный человек способен к гибкому приспособлению, к
изменчивости, тогда как инертный реагирует стандартно, скло
нен к шаблону, повторению... Так, кажется, и напрашивается
вопрос о том, что же лучше, какое психодинамическое качест
во или их сочетание? Хорошо, что такого вопроса для науки
психологии нет. Она не занимается оценкой бытовой ценно
сти человеческих качеств, она просто исследует их, констати
руя содержание, выводя закономерности, предлагая методы
для исследования качества или группы качеств. Но вопрос о
том, какое качество лучше, неизбежно возникает в другой
ситуации, где психолог от получения научных закономерно
стей переходит к решению задач практической психологии.
Это особые задачи, остановимся на них немного подробнее.
Практическая психология складывается в нашей стране
буквально на наших глазах: она специфична как наука тем,
что предметом практической психологии является индивиду
альная жизнь человека. Психолог получает возможность
вмешиваться в жизнь другого человека через получение о нем
психологической информации, через сообщение этой инфор
мации другим или самому человеку, через использование этой
информации психологом в общении с обследуемым челове
ком. Вот тогдато и возникает проблема оценки того или ино
го качества личности, так как сообщение человеку (или о нем)
психологической информации может содержать как явную,
так и скрытую оценку, связанную с пониманием содержания
психологической информации. Конкретный пример: психоло
гу надо сообщить родителям ребенка, что в ходе обследова
ния у их единственного сына выявлен очень низкий уровень
интеллекта. Как это сказать, не вызвав у родителей усиления
оценки интеллекта их ребенка? Или другой вариант той же
проблемы  психологическое обследование выявило, что у
взрослого человека крайне выражено такое качество, как
враждебность. Перед психологом вопрос: «Как обсуждать и
обсуждать ли вообще это качество со взрослым человеком?»
Подобные проблемы типичны для практической психологии,
ориентированной на особый кодекс норм в отношении психо
лога и обследуемого  этический кодекс психолога, который
предостерегает его от использования оценок «хорошо  пло
хо» при анализе черт, качеств и других устойчивых характе
ристик исследуемого лица.

Одной из наиболее жестких по требованиям оценок ка
честв человека является ситуация экспертной психологиче
ской оценки человека на соответствие неким требованиям

156

, „uupn требованиям профессии). Это выглядит как ситуа
^Зтбор^. Вспоминаю свою профессиональную ситуа
ц Ила'изпятнадцати претендентов на одно рабочее ме
ц няпоТыло отобрать одного. Оценка качеств происходила

"ТованияМ, предъявляемым работодателем к претенден
"Яоя ^даТа состояла в том, чтобы выявить соответствие
Гх качеств требованиям, которые предъявил заказчик. Сооб
шиГему необходимые данные, право выбора конкретного
Гботника то есть его оценку, психолог не берет на себя. Я это
^н'делала но по моим результатам можно было увидеть,
"зна^и? и оиенить, степень соответствия претендентов на
^пжноЙь Ъоt один из вариантов, когда качества человека
"ог^т оказаться «плохими» (пишу это слово в кавычках, что
fi„ y паз показать относительность его значения).

Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, решение
которых Требует ориентации на свое Я. Это прежде всего
данные ситуации выбора. Мы уже говорили, что пережи
ваниевозможности, неопределенность как начало рождения
человеческиактивности требуют от человека обращенности
к S^Z^ Я. Чтобы действовать целенаправленно, долж
но ппо^^и узнавание своего, должно появиться «Я хочу».
Sтогда из"хаоса возможностей родится поведение  осознан
ное и целенаправленное, характеризующее человека.

БыГс"бЫо^ибкой считать, что каждый выбор является мо
пальньш выбором. Нет, нет и нет... Притягательность вещи,
Хйтельнос^ь запоминания, поиск оптимального способа
решения Оческой задачи было бы неправомерно отождеств
ить^ морально осознанным выбором. Психологов давно при^
влекает^агадочность избирательности  каждому свое. И это
влекает в ка^ом акте человеческой жизни. Поразительно то,
что в такой избирательности есть своя устойчивость, позво
ляют говорить об устойчивости, о направленности выбора.
Во^им^р из экспериментов, проводимых под руководством
НТнепомнядай: перед ребенком (младшим школьником)
лежит мно^о^артинок  больше двадцати. Глаза разбегаются,
^^оай любые Но если повторить ситуацию выбора, то мож
?о увидеть ^о ребенок выбирает предметы на картинках по
^pelSoMy правилу, которое сам не может сформулировать
инач? Столькословами: «Мне это больше нравится».

Ком^ что Правится? Варианты такие: игра, познание ново
го н^вится^ учиться, нравится быть с другими, нравится быть
^'"sm Авторы назвали это личностной ценностностью,
то есть важной сферой жизни, теми отношениями, в которых
он выделяет и осознает свое Я.

157


 Другими словами, в этом выборе важного для себя в окру
жающем мире человек находит не только предметы с их свой
ствами, но он находит через них и свое Я с его собственными
свойствами.

Вот почему предметы, окружающие человека, начинают
говорить о нем. Послушаем, как это бывает.

«Он никогда не носил пестрядевого халата, какой встрети
те вы на многих деревенских дьячках; но заходите к нему и в
будни, он вас всегда примет в балахоне из тонкого сукна,
цвету застуженного синего картофельного киселя, за которое
платил он в Полтаве чуть не по шести рублей за аршин»,  это
Н. В. Гоголь из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

А это А.И.Куприн: «Большую часть избы занимала огром
ная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По
стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиоле
товыми собаками и портретов никому не ведомых генералов,
висели пучки насушенных трав, связки сморщенных корешков
и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но
зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с
удивленным и недоверчивом видом»,  строчки из «Олеси».

Предметы говорят о человеке, его качествах, а сам человек
часто затрудняется сказать о причинах своего предпочтения,
объясняя его тем, что к этому тянуло или тянет  это мое, а
другое не мое; от этого замирает сердце, а то оставляет рав
нодушным, чтото понятно, почему можно любить (например,
котиков), а о чьейто любви (например, к змеям) можно ду
мать только с пониманием возможного сумасшествия такого
человека. Как и любовь, избирательность отношения к пред
мету, к вещи, к делу является одной из великих тайн человека,
да, пожалуй, и всего человечества.

Объяснения находятся самые разные, я могу назвать не
сколько психологических понятий, которые пробуют объяс
нить появление избирательности; кроме понятия ценностно
сти личности это могло бы быть понятие апперцепции, на
правленности личности, понятие проекции, понятие полевого
поведения, а также понятие воли и ситуативности и многих
других. Не останавливаясь на каждом из них подробно, скажу
только, что они принадлежат разным авторам, которые пы
тались объяснить, почему в одной и той же ситуации люди
видят разное, действуют и чувствуют поразному... Не согла
шаясь друг с другом, опровергая и дополняя друг друга, пси
хологи едины в одном  этот факт есть, он обладает удиви
тельно устойчивыми свойствами в жизни человека, его можно
изучать, а изучив, предвидеть поведение человека.

У человека есть это право  право видеть, слышать, чувст
вовать, думать посвоему, проявляя, таким образом, свою
индивидуальность.

У каждого человека есть возможность и потерять свою
индивидуальность, отказавшись, отрекшись от своего права

на нее.

С момента рождения ребенка этим его правом владеют ро
дители, которые уже прошли известный жизненный путь. На
этом пути и у них была возможность пережить наличие этого
права человека  быть самим собой. Как они его пережили?
Ответ на этот вопрос будет содержанием их отношений с ре
бенком, в которых они и будут его конкретизировать через
свое воздействие на его внутренний мир.

Степень такого воздействия может быть разной. При
очень сильном воздействии можно говорить о поглощении
взрослым внутреннего мира ребенка; психологи часто назы
вают подобные отношения симбиозом. Предельным выраже
нием его является не только психическая, но и физическая
зависимость человека от человека. Меня поразили в свое вре
мя факты, говорящие о том, что у ребенка, которого изза его
физических недостатков постоянно носят на руках, не разви
вается даже автономная терморегуляция. Даже эта, казалось
бы, естественная функция организма потенциально содержит
в себе требование независимости, предполагает право на ин
дивидуальность.

Взрослый человек, испытывающий воздействие другого
человека или ситуации, тоже может отказаться от собствен
ной индивидуальности, строя поведение каждый раз в точном
соответствии с требованиями когото или чегото. Тогда его
Я рассыпается на множество не соответствующих друг другу
образований, Я становится полиЯ, теряется его целостность.
В конечном итоге человек перестает узнавать сам себя, его
поведение становится непредсказуемым для окружающих.

Человек может оказывать воздействие и сам на себя, раз
рушая собственную индивидуальность бесконечной критикой
себя, обесцениванием, нарушением собственных перспектив
через отказ от изменения и развития, через постоянное срав
нение себя с другими, через обесценивание собственной жиз
ни, через переоценку роли прошлого в настоящем, через...
Способов разрушения собственного Я очень много, но всех их
объединяет одно весьма существенное свойство  человек
ограничивает способ понимания самого себя, что можно
сравнить с попыткой понять устройство цветка с помощью
какогото одного прибора, неважно какого  ножа или мик

158

159


 роскопа, важно, что сложное тело цветка, зависящее от мно
жества факторов, начинает рассматриваться только под од
ним углом зрения. Бедность знания обеспечена, целостность
становится труднодостижимой, о ней приходится говорить с
большой долей вероятности.

Думается, что аналогичная картина выстраивается и в
ситуациях, где человек прибегает к тому или иному способу
разрушения собственной индивидуальности, в то время как
построение и сохранение индивидуальности (как своей, так
и другого) требуют особого напряжения, особой энергии по
проявлению индивидуальности как для других, так и для
себя самого.

О наличии этой работы говорит, по моему мнению, доста
точно красноречиво факт, отмечаемый многими исследовате
лями мифов. В мифах слова, обозначающие отношения чело
века, появились самыми последними, если ориентироваться на
хронологию лексики мифов. Подробно об этом есть, например,
в работах знаменитого исследователя мифов М.И.Стеблин
Каменского, у А.Ф.Лосева или у ВВ. Виноградова, в работах
по лексикологии и психолингвистике. , ,. .


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!