Схема горизонтального декаляжа 8 страница



315


 оттенки в их выражении, например в виде баллов (5 баллов ~
эмоция наиболее выражена, 0 баллов  выражена минималь
но). Анализируя дневник в целом, можно проследить типич
ное для вас состояние и затем сопоставить его с мнением хо
рошо знающих вас людей.

Высокоэмоциональный тип людей  это те, кто пережива
ют все основные эмоции. У малоэмоциональных людей эмо
ции вообще редки. Есть люди, у которых одна эмоция
(например, радость) преобладает над другими; также встре
чаются типы сочетания первичных эмоций: радостьгнев,
радостьстрах, страхгнев.

Люди, предрасположенные к положительным эмоциям, и
люди, предрасположенные к переживанию отрицательных эмо
ций, существенно отличаются по возможности саморегуляции,
что создает предпосылки для формирования качеств личности.

Практически при любом индивидуальном наборе эмоцио
нальных черт  как при внешней выразительности, так и при
невыразительности поведения  содержание эмоций может
быть сходным. Сходен и нравственный потенциал эмоциональ
ных откликов, то есть отношение к событиям с точки зрения
моральных общественных норм. Речь идет о том, что радует,
что вызывает страх, что тревожит, на что направлен гнев. Как
известно, гнев может быть благородным, а радость  подлень
кой. Содержание наших эмоций отражает наши потребности и
мотивы, основные установки человека. Именно они и опреде
ляют возможность владеть собой в разных жизненных обстоя
тельствах, когда речь идет о выражении эмоций.

Эмоции  это один из видов отношения человека к миру, ко
торым он может управлять сам. У эмоций всегда есть источ
ник  предмет, который вызвал данное эмоциональное состоя
ние. Человек, выделяя такой предмет, может одновременно
осознать и содержание своего отношения к нему и через такое
осознание изменить само отношение. Как это происходит? На
пример, вы занимались какимто делом и не заметили, что в
комнату ктото еще вошел. Когда же вы увидели вошедшего, то
испугались, а узнав его, успокоились. Что тут случилось?
Предмет, вызвавший эмоцию, стал узнаваем, через узнавание
возникло и новое отношение к предмету (другому человеку), да
и к самому себе. Чтобы не испугаться, надо знать, что ктото
может войти, а еще лучше: знать точно, кто войдет...

Знание  лучший помощник в изменении отношения, в
профилактике отрицательных эмоций. Полная информация о
ситуации предстоящего или осуществляемого дела помогает
каждому из нас организовать свое отношение.

316

Умение воздействовать на себя не с помощью наркотиков,
потного или транквилизаторов, а с помощью слова и дейст

это путь к управлению своими эмоциями, путь, который
пфыт каждому.

Надо постоянно помнить, что наши эмоции как эхо отзы
ваются в других людях. Чем больше у нас возможностей ис
пользовать разум для оценки эмоций, тем больше мы нужны
другим людям, тем обаятельнее и привлекательнее для них.
Добрая шутка, юмор, смех  лучшее средство для снятия эмо
ционального напряжения. Ирония и самоирония помогут нам
понять, как мы выглядим в глазах других, понять относитель
ность ценности переживания и его истинное значение.

Многие из нас знают расхожую истину о том, что люди
относятся к нам так, как мы относимся сами к себе. В этом
состоит и развитие отношений с другими людьми. Радость,
оптимизм, чувствительность к прекрасному надо не губить, а
выращивать в себе, как терпеливый садовник выращивает сад
даже на каменистой почве. Настоящая радость, а не радость
по обязательству, всегда открывает в мире скрытые неожи
данные стороны, не заслоняемые более обыденными шабло
нами. Смех, юмор, восторг, радость  это преодоление шаб
лона, это устанавливание новых, еще неведомых отношений с
миром, с жизнью.

Грустно, порой, наблюдать за теми, кто, как кажется, соз
нательно избегает радости, заслоняясь шаблонами «не приня
то», «не прилично», «а что подумают»... Насильно радость не
возникнет, но возникшее, еще робкое чувство человек может
погубить сам. Как хочется иногда остановить человека, за
махнувшегося на свою или чужую радость: «Не губите...».

Понимать себя, понимать другого  это работа, требую
щая умения и желания, это работа, результат которой  про
стота сложности, гармония, внутренняя целостность человека,
мудрость... О таком трудном пути говорится и в стихотворе
нии И.Анненского «Не я»:

Не я, и не он, и не ты,
И то же, что я, и не то же;

Так были мы гдето похожи,
Что наши смешались черты.
В сомненье кипит еще спор,
Но, слиты незримой чертою,
Одной мы живем и мечтою,
Мечтою разлуки с тех пор.
Горячечный сон волновал
Обманом вторых очертаний,

Но чем я глядел неустанней,
Тем ярче себя ж узнавал.
Лишь полога ночи немой
Порой отразит колыханье
Мое и другое дыханье,
Бой сердца и мой, и не мой...
И в мутном круженье годин
Все чаще вопрос меня мучит:

Когда, наконец, нас разлучат,
Каким же я буду один?

317


 Целостность внутреннего мира человека  цель, движение
к которой предполагает понимание смысла бытия, понимание
своей жизни как ценности. Целостность внутреннего мира
человека  это состояние гармонии микрокосмоса и макро
космоса, человека и мира. Путь к такой гармонии или от нее в
руках самого человека  его единственный, неповторимый
путь, путь к себе и миру через интерес к последнему.

Именно интерес позволяет нам понять, чего мы хотим. Тем
самым неопределенное «хотелось бы» становится четким «я
хочу». Интерес отражает наши чувства, окрашивая мир всеми
цветами радуги. Интерес влияет на выбор, направляет его, спо
собствует осуществлению волевых усилий, принятию решения.

Психологические исследования связывают интерес с потреб
ностями человека. Обычно потребности называют «горючим»,
без которого невозможна активность человека. Это «горючее»
говорит о состоянии человека, о степени его зависимости от
обстоятельств жизни. Потребности столь многочисленны, что
простое перечисление их займет много места. Но задачу харак
теристики потребностей можно значительно упростить, если
попробовать ответить на вопрос: «Что человеку надо для жиз
ни?» В свое время на этот вопрос пытался ответить Генри Торо,
написавший удивительную книгу «Уолден, или Жизнь в лесу».
Он не только теоретически анализировал этот вопрос, а пробо
вал жить, исходя из своего представления о необходимом. По
лучилось. Множество людей на нашей планете живут, обходясь
минимумом необходимого для выживания. Великий Царь
царь голод  стоит за их спиной постоянно. Очень трудно отве
тить на этот вопрос, можно только попробовать...

Каждый предмет  не важно, материальный он или идеаль
ный  содержит в себе потребность. Достаточно указать неко
торые, казалось бы, совсем не связанные, предметы, чтобы уви
деть наличие нашей потребности в них. Например, потребность
в одобрении окружающих или потребность в тепле, потреб
ность в физическом комфорте или потребность в самореализа
ции, потребность в учении или потребность в сезонной обуви...

Даже при назывании предмет и потребность в нем едины.
В этом смысле идеальный предмет (одобрение окружающих,
самореализация) и материальный (удобная обувь) похожи тем,
что вызывают у нас потребностное состояние, а значит, интерес.

Пристрастность нашего интереса  это и есть та избира
тельность по отношению к предметам культуры, которая хо
рошо характеризует уровень развития человека.

Интерес как интерес к вещам, созданным другими людьми,
к вещам, создаваемым нами самими...

318

V вещей есть удивительные свойства, которые позволяют
вдиять на жизнь человека и даже всего человечества. Одно
„.^ свойств состоит в том, что со дня своего появления на
вет вещь как бы впитывает в себя знания и опыт людей  их
чувства, их разум. В этом состоит ее социальный характер и
способность пробуждать в других людях, а не только в ее
создателе, потребность в себе и удовлетворять ее. Вещи живут
дольше своих создателей...

Вещи рождают потребностное состояние, а интерес придает
ему направленность, конкретизирует его. Противоречивость
этого процесса состоит в том, что в ходе реализации интереса,
как бы в ходе его осуществления, человек создает новые вещи
новые потребности. Так происходит в сфере общественного
производства, такой же процесс идет и в индивидуальной жиз
ни человека, когда говорят о развитии интереса, о росте его в
глубину. Например, у человека появился интерес к живописи, и
вот в сферу его внимания, в сферу деятельности включаются все
новые и новые предметы, воплощающие этот интерес: книги по
искусству, репродукции, посещение выставок, стремление к
общению на интересующую тему.

Растет интерес, растут потребности, наполняющие этот
интерес содержанием, которое касается нового, более сложно
го отношения с вещным миром  миром материальных и иде
альных предметов. Рост интереса в глубину практически бес
конечен, так как он предполагает бесконечную возможность
устанавливания человеком все новых и новых отношений с
окружающим миром. Смысл их в том, что за всем многообра
зием свойств вещи (материальной или духовной) каждый от
крывает для себя все богатство мира человеческих отноше
ний, а также своего собственного отношения к нему. Это бо
гатство позволяет человеку преодолеть сопротивление внеш
них, вещных свойств вещи и обратиться к ее сути. Суть же эта
связана с ценностью человеческих отношений, в том числе и
отношения к самому себе, которое раскрывает ценность жиз
ни. Способность дорожить счастьем бытия  это тот интерес к
жизни, который позволяет человеку обнаружить человеческое
в самом себе. Это та потребность в самом себе, которая обна
руживает себя в одиночестве. Тот, кому не бывает скучно с
самим собой, кому не нужен допинг средств массовой инфор
мации, кто открыт своим чувствам, кто может не бояться сво
ей природы и нашей общей матери Природы, кто... Да есть ли
такой человек? Разве, убегая от людей, мы не бежим к ним?
Разве, убегая от себя, мы не бежим к себе?.. Все так! Но бывает
иногда, что убегатьто не от чего  нет того Я, от которого

319


 хотелось бы бежать, оно  вымысел, создание того окружения
тех вещей, среди которых жил человек. Вот тогда встреча г
собственной пустотой будет пугающей, вот тогда честный
вопрос о собственной сущности будет страданием от одиноче
ства, а не стремлением к нему  к одиночеству, о котором
пишет Г.Торо: «Я нахожу полезным проводить большую
часть времени в одиночестве. Общество, даже самое лучшее
скоро утомляет и отвлекает от серьезных дум. Я люблю оста^
ваться один. Ни с кем так не приятно общаться, как с одино
чеством... Одиночество не измеряется милями, которые отде
ляют человека от его ближних...»'

Направленность интересов, потребностей, которая позво
ляет нам ориентироваться в мире вещей, явлений, собствен
ных состояний, образует устойчивые системы координат
ценности, являющиеся исходной точкой для определения зна
чимости того, что окружает человека.

Ценностное™ являются основанием для наших оценок ок
ружающего мира и нас самих. Именно благодаря им человек
может сделать свое поведение направленным, воплотить по
требность в действие. Потребность, «Я хочу», смыкается с
другим свойством внутреннего мира человека, с тем свойст
вом, которое можно назвать переживанием своих возможно
стей, «Я могу». Что человек может? Чаще всего то, что умеет,
но есть и такие его возможности, о которых он даже не дога
дывается. Эти возможности могут проявиться тогда, когда на
основе механизма ценностности произойдет иерархизация
потребностей на новом основании, то есть привычная система
координат перестроится. Это может произойти под влиянием
разных факторов, но смысл описываемого преобразования в
том, что ранее не выявленный интерес, не проявленная по
требность приобретают новое значение в жизни человека,
вызывая изменения в его энергетических возможностях. «Я
могу» наполняется новым содержанием, приобретает новое
качество. Появляются новые причины для действия, или, как
говорят психологи, новые мотивы. Так, если для вас ценно
стью является спокойствие ваших близких, то вы, даже в си
туации сильного волнения, будете сдерживаться в проявлении
ваших чувств. Для влюбленного человека ценностью является
мнение возлюбленного, иногда он даже начинает на мир
смотреть глазами того, кого любит. Экзамены могут для че
ловека перестроить весь режим дня, отношения с близкими,
даже отношение к самому себе.

'Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу.  M., 1979.C. 160161.
320

Такая перестройка ценностей происходит с помощью специ
ьных действий, которые человек осуществляет в своем внут
еннем мире. Каждый из нас переживает содержание этого дей
ствия когда принимает решение или обдумывает свое поведе
ние При принятии решения человеку прежде всего нужно его
обосновать, то есть определить его ценность для себя. Обосно
вание переживается как аргументация для самого себя. Это могут
быть, например, такие рефлексивные формулировки: «Это надо
мне»,' «Это надо комуто», «Это интересно мне», «Я сделал это
пади когото» и тому подобное. Самое важное в подобной ар
гументации для самого себя состоит в том, что человек обраща
ется к содержанию своих ценностей, трактует их, определяет в
них место сущностного, главного для него в какойто отрезок
времени или, может быть, в течение всей жизни.

При обосновании своих действий человек ориентируется
на себя как человека, что предполагает использование содер
жания нравственных категорий, которые отображают всеоб
щие, общечеловеческие качества сущности. Долг, ответствен
ность, совесть, стыд, смысл жизни, нравственная мера пере
стают быть отвлеченными категориями. В моменты принятия
решения они определяют меру воздействия и на самого себя, и
на другого человека. Принятое решение, опирающееся на
нравственные категории, обладает огромной энергетической
силой, объяснить которую очень трудно. Может быть, пред
положение о том, что через нравственные категории человек
переживает свою сущность как бесконечность, дает маленький
шанс на построение других гипотез. Право на такие гипотезы
имеет каждый из нас, ибо каждый человек хотя бы раз в жиз
ни переживал ситуации принятия решения, где мера воздейст
вия на себя и на другого являлась главным содержанием.

Особенность нравственных содержаний как средств, кото
рые позволяют осознать содержание жизненного интереса,
состоит в том, что они индивидуализируют наши же пред
ставления о сущности человека. В этом смысле они являются
регуляторами целостности нашей жизни, так как позволяют
увидеть ее целиком, не разделенной на части и частности. Они
предохраняют человека от бесконечной неопределенности
интересов, позволяют сфокусировать их, сделать целесооб
разными в высшем смысле слова. Естественно, что это воз
можно только при достаточной степени овладения нравствен
ными категориями при анализе собственной жизни, вернее,
при переживании ее содержания.

К сожалению, в современных исследованиях все чаще с
тревогой звучит проблема стандартизации личности, которая

С. Абрамова

321


 проявляется в том, что исследуемые интересы молодых людей
(да и не только молодых) столь убоги и неустойчивы, что
проблема массовой личности становится проблемой XX века
Инфантилизм  звучное название явления, когда у человека
отсутствуют выраженные ценностные ориентации, когда его
интересы ситуативно обусловлены, а сам он внушаем и зави
сим от других людей. Инфантильный человек  человек тол
пы, жаждущий лидера. Это человек впечатления, а не мысли
общего мнения, а не собственного решения.

Иногда в качестве своеобразного оправдания этим людям
говорят, что они еще не нашли себя, что оставляет некоторую
надежду  раз не нашли, то могут найти.

Как бы индивидуалистически ни звучали слова о том, что че
ловеку надо открыть себя, найти себя, самоопределиться, их со
держание всегда направлено на другого, на себя, на свою обоб
щенную, но персонифицированную сущность. Потерять эту сущ
ность просто, отказаться от нее просто  достаточно потерять
интерес к своему Я, к его сущности и целесообразности.

А произойти это может при самых внешне обычных обстоя
тельствах, например, при выборе профессии и ее осуществле
нии. Профессия предъявляет к человеку требования, связанные
с ограничением его активности. В этом проявляется деформи
рующее влияние профессии. Вот человек и попадает в ситуацию
выбора: осуществлять профессиональную деятельность как
принятое ограничение или осуществлять ее индивидуализиро
ванно. Естественно, что степень индивидуализации профессио
нализма разная. Сравним, к примеру, учителя, из года в год ра
ботающего в одних и тех же классах, и художникаанималиста...

Иной возможный вариант отказа от своей сущности:

жизнь ради когото или чегото... Не дай Бог, исчезнет объект
этого «ради...». Жизнь теряет смысл, целесообразность, про
сто берега.

Или же жизнь с ненавистью к себе («в кого я такой невезу
чий, некрасивый, бездарный уродился»). Мазохизм  это само
разрушение, здесь собственная сущность рассматривается толь
ко деструктивно, мучение становится главным развлечением.

В интересе к жизни заключено все многообразие личных
представлений о счастье и совершенстве. Потеря интереса,
неудовлетворенность особенно обостряют вопрос о смысле
жизни. Каким бы сугубо личным ни был вопрос об интересе к
жизни, его решение предполагает обращение человека не
столько внутрь, сколько вовне. Таким путем осознаются соб
ственные интересы и ценности в свете нравственных катего
рий, среди которых появляются долг и ответственность.

322

Долг и ответственность  своего рода ограничения интере
человека. Такие ограничения одновременно предполагают
0 углубление интереса, так как дают возможность каждому из
нас осознать содержание потребности, стоящей за интересом.

Интерес и долг... Интерес и ответственность... Долженст
вование входит в нашу жизнь постепенно, по мере развития
нравственных качеств, определяя развитие последних. В чем
же смысл долженствования? Один из ответов дал В.А.Сухо
млинский: «Человек должен. Весь смысл нашей жизни в том,
что все мы должны. Иначе жить было бы невозможно. Живя в
обществе, ты на каждом шагу соприкасаешься с другими людь
ми, каждое твое удовольствие, каждая твоя радость чегото
стоят другим людям  напряжения их духовных и физических
сил, забот, беспокойства, тревог, раздумий. Жизнь преврати
лась бы в хаос, среди бела дня невозможно было бы выйти на
улицу, если бы не было долженствования... Чем человечнее,
осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем боль
ше черпаешь из неисчерпаемого источника подлинно человече
ского счастья  свободы... Опасайся духовного порабощения
своими желаниями,  если не держать их в узде и не подчинять
ся долженствованию, ты превратишься в безвольное существо.

В долженствовании человек всегда уступает в чемто дру
гому человеку...»


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!