Схема горизонтального декаляжа 7 страница



Думается, что эти факты  известные как факты поведения
в состоянии гипноза  могут быть проанализированы с точки
зрения наличия или отсутствия в психологическом простран
стве человека характеристик, связанных с его энергетически
ми проявлениями. Когда мы говорим, что некто силен или
слаб духом, то наличие энергетических возможностей челове
ка связывается не с силой его мускулов, а с другими парамет
рами, которые не всегда можно дифференцировать. Опишем
их в обобщенном виде как свойства моделей быть устойчи
выми или изменчивыми, как организацию психологического
пространства с ориентацией на меру устойчивости и изменчи
вости. Вопрос о происхождении меры  один из самых инте
ресных и практически не исследованных в психологии. Он
предполагает понимание и переживание ценности индивиду
альности человека как воплощения в этой индивидуальности
универсальной человеческой сущности  той сущности, кото
рая открывает человеку в сознании универсальность его мира
через устанавливание метафорического подобия всего со всем.
В этом состоит свойство каждого из нас быть подобным всему
живому и в то же время не повторять никого и ничто. Трудно
об этом говорить прозой, обратимся к поэзии, ибо именно в
ней человеку открывается его универсальность и его неповто
римость. Наверное, поэтому поэзия не может быть буднич
ной, она требует для рождения и восприятия ее особого на
пряжения, связующего универсальное и единичное в единое
целое  поэтический текст:

308

О, небо, небо, ты мне будешь сниться!
Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,
И день сгорел, как белая страница:

Немного дыма и немного пепла!

О. Мандельштам, 1911

Человеку достаточно сложно согласиться с мыслью о том,
что он сам ответствен за свое развитие, за свое осуществление
как универсального, неповторимого существа. Трудно, навер
ное, потому, что века жесткого управления человеком  кроме
периодов демократии  ограничивали в нем эту возможность.
Великий Инквизитор, управляющий и критикующий, обесце
нивающий силой своей власти все проявления универсальности
в человеке, жив и поныне. Он только меняет свой облик, оста
ваясь по сути дела тем же страхом перед собственно человече
ской сущностью, которая может осуществляться только в усло
виях свобод, но одновременно и бежит от свободы как ответст
венности, как необходимости осуществления, как затрат энер
гии по преодолению хаоса и неопределенности. Вот и прибегает
человек ко множеству приемов, облегчающих ему самоотказ от
собственных возможностей, обесценивая собственную сущ
ность как универсальность, заменяя ее какимито частичными
свойствами и смиряясь с ними как с неизбежностью.

«Я не шибко счастлив», «Я  невезучий», «Я бездарный»,
«Я не всегда внимательный, стесняюсь незнакомых людей»,
«Не хватает силы воли, настойчивости, терпения» и тому по
добное. Это не только констатация фактов, но программа
возможного изменения себя, но это только потенциальная
программа, которая может и не осуществиться. Когда она
становится программой для воздействия на самого себя? Ко
гда человек обретает возможность обязательного изменения?
Думаю, что ответы на эти вопросы сегодня ищут все и осо
бенно активно  практические психологи.

В какой плоскости лежит ответ? Думаю, что вариантов от
вета столько, сколько используется в практике работы с чело
веком теоретических представлений о его сущности. Мне хо
телось бы остановиться на одном из них, естественно, не от
рицая и другие варианты. Наиболее привлекательным мне
кажется представление о том, что с собственной индивидуали
зированной сущностью человек встречается в особых соци
альных условиях, которые востребуют именно его индивиду
альность. Очевидно, что одной из наиболее типичных ситуа
ций является ситуация обучения, когда учат всех, но каждый
обучается так, как может, хочет и умеет. Именно эта социаль

309


 ная ситуация может поставить вопрос об индивидуальности
человека, а может и видеть его, ориентируясь на усредненное
представление о его сущности, предполагающее как обяза
тельный момент развития похожесть на других. Кроме того,
есть еще ситуация юридической ответственности перед зако
ном, который, уравнивая всех, предполагает и индивидуаль
ные отклонения от обязательного, то есть это та ситуация,
которая ориентирует человека как в его сущностных характе
ристиках, так и в индивидуальных проявлениях этой сущно
сти. Так, ребенок, не соответствующий в своем развитии воз
расту, отвечает иначе перед законом, чем его полноценно
развитый сверстник.

Индивидуальность человека буквально требуется в ситуа
циях принятия решения, которое можно было бы охарактери
зовать как ответственное, оригинальное решение  это ситуа
ции рождения лидера в любой продуктивной, социально зна
чимой деятельности. Лидерами становятся поразному в раз
ных сферах деятельности, но всех их отличает одно сущест
венное качество  они обладают высокой продуктивностью,
говоря проще, они могут придумывать, могут делать это так,
что в своих замыслах воплощают сущностно человеческое,
индивидуализируя его в своих действиях. Это продуктивные
деятельности типа мастерских, когда Мастер  лидер  проду
цирует идею, образ, способ действия, а его ученики, его школа
развивают эти идеи, конкретизируя их в собственной индиви
дуальности. Глубина идей может быть различна, то есть они
могут отражать как обобщенные в той или иной степени осо
бенности человека, так и его сущность. Наверное, это один из
критериев, позволяющий узнать, почему одни Мастера живут
тысячелетия, а другие  десятилетия. Воплощающие сущность
человека практически бессмертны, как бессмертны Пушкин,
Чайковский, Эйнштейн, а воплощающие, те, кто содержат
обобщенные свойства человека своего времени, забываются
вместе с уходом времени. Не хотелось бы называть фамилии,
но думаю, что каждый на протяжении своей жизни может
вспомнить смену кумиров как своего поколения, так и стар
шего, а тем более младшего.

Есть еще одна сфера деятельности человека, где встреча
его с собственной индивидуальностью неминуема. Это сфера
духовных исканий человека, сфера поиска смысла жизни как
для себя, так и для всего человечества. Много об этом сказано
и написано, я бы хотела процитировать несколько строчек из
Л.Н.Толстого: «Истинная любовь всегда имеет в своей основе
отречение от блага личности и возникающее от этого благо

310

рдение к людям. Только такая любовь дает истинное благо
жизни и разрешает кажущееся противоречие животного и
разумного существования»'.

В своих духовных исканиях человек приходит к вопросу о
необходимости совершенствования своей природы, находит
цель этого совершенствования, которая выражается в краткой
формулеальтернативе: «Быть или иметь».

Что иметь? Каким быть? Ответы на эти вопросы при всей
их конкретности требуют понимания своей сущности, своих
потенциальных возможностей, раскрывающихся через нее или
в ней же исчезающих, когда они не востребуются ни самим
человеком, ни другими.

Часто, чтобы заметить в себе эти возможности, человеку
достаточно даже случайной встречи с соответствующим зна
нием, информацией, которые подтолкнут процессы индиви
дуализации своей человеческой сущности. Это может быть, в
частности, встреча с узнаваемым психологическим знанием,
тем знанием, о котором можно сказать, что оно по мне. Хоте
лось бы показать несколько видов психологической обоб
щенной информации, которая окажется узнаваема и поможет
в работе над индивидуальностью.

Когда мы не можем сосредоточиться на выполнении рабо
ты, легко отвлекаемся, быстро утомляемся, допускаем неле
пые ошибки, мы говорим об отсутствии внимания. Соответ
ственно, наличие внимания  это наличие направленности и
сосредоточенности на предмете деятельности. Как стать более
внимательным? Сосредоточенность как проявление внимания
возникает в нескольких, принципиально разных ситуациях:

первая из них характеризуется тем, что внимание возникает
как бы само собой под влиянием резко изменившейся ситуа
ции: резкая боль, внезапный громкий звук, яркая вспышка
света и так далее. Когда человек оценит изменившуюся ситуа
цию, направленность его активности меняется. Можно ска
зать, что в этом случае человек действовал по плану, диктуе
мому ситуацией, следовал за изменениями, которые в ней
происходят. Чем менее человек знает ситуацию своего дейст
вия, тем больше у него вероятность зависеть от ее внезапно
меняющихся свойств. Такое внимание непроизвольно; чело
век, в известном смысле, его раб.

Другая ситуация, в которой можно наблюдать организо
ванную активность,  это созидание планов и осуществление
их. Задумывая нечто и выполняя задуманное, человек контро

' Толстой Л.Н. Избранные философские произведения.  М., 1992.С.48.
311


 лирует направленность своей активности, организует ее, осоз
нает последовательность и необходимость своих действий.
Такие ситуации называются ситуациями произвольного вни
мания. Их основное качество состоит в том, что человек мо
жет контролировать свою активность. Для того чтобы быть
внимательным, надо четко знать, какого результата мы доби
ваемся, по какому плану будем действовать, какими средст
вами этот план осуществляется. Такое знание составляет ос
нову контроля за собственной деятельностью, основу сопос
тавления реальных результатов с предполагаемым образцом.

Сколько действий у человека, столько и планов  про
стых, коротких и более сложных, длительных во времени.
Это и есть проявление внимания  произвольного внимания.
Произвольное внимание всегда связано с определенным
напряжением  человеку надо удерживать цель, к которой он
стремится, соотносить с целью свои действия, осуществляя
преобразования по плану.

Есть еще один вид внимания. Его называют послепроиз
вольным вниманием. Уже само название говорит о том, что оно
возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него.
Особенность его в том, что напряжение, которое бывает при
произвольном внимании, исчезает. Каждый из нас переживал
такие ситуации, они описываются общей формулой: «Было
неинтересно  стало интересно». Когда это бывает? Чаще всего
в тех ситуациях, когда человек с усилием начинает какоето
дело, а потом само дело захватывает его так, что он не замечает
требующихся усилий. Например, не хотели читать обязатель
ную книгу, а потом оторваться не могли; не хотели делать за
рядку, а втянулись и без труда делаете ее каждое утро... Враба
тываемость, снятие напряжения, появление интереса  все это
факты, говорящие о появлении нового вида контроля за собст
венной активностью. Чем лучше человек умеет чтото делать,
тем больше вероятность того, что у него в этом виде деятельно
сти появится послепроизвольное внимание.

Получается, что быть внимательным  это значит знать
содержание своих действий, уметь планировать и контроли
ровать их. Это важнейшие человеческие способности, общие
для всех людей. Их развитие позволяет управлять собственной
активностью.

Эффективно управлять своей активностью мы можем лишь
в том случае, если ориентируемся не только на свои свойства,
но и на свойства окружающего мира, учитываем эти свойства,
их закономерности в своей целенаправленной деятельности.
Умение преодолеть эгоцентризм  субъективное, односторон

312

нее понимание мира вещей, явлений, мира других людей и
себя  это основа развития мышления человека.

Мышление невозможно без способности человека вставать
на точку зрения другого человека, на точку зрения, отличную
от его собственного видения ситуации. Мышление предпола
гает умение видеть ситуацию даже с противоположной точки
зрения. Это своего рода привычка спрашивать себя: «Что
будет, если предположить обратное?»

Самостоятельность, самокритичность мышления пред
ставляет собой возможность встать на позицию оценки своих
собственных действий. Умение грамотно спорить с самим
собой рождается из умения полемизировать с другим челове
ком, которого ты считаешь равным себе. Искусство спора,
диалога, а не пустого пререкания, открывает безграничные
возможности совершенствования мышления. Полемика с са
мим собой, без реальной внешней критики другого человека
это признак высокой культуры ума.

Верным помощником на пути самостоятельного формиро
вания культуры мышления является изучение истории фило
софии, истории развития классической и современной мысли.

Давно отмечено, что на недостатки собственного ума люди
жалуются редко. Чаще всего это скрывается за словами непо
нимания, недоумения, разочарования и другими проявления
ми неблагополучных взаимоотношений с миром людей, ве
щей, да и с самим собой. На память же жалуются легко и даже
охотно. Видимо, не так уж она «существенна» для установле
ния нормальных человеческих отношений. Забывчивость
прощается в очень широких пределах, даже в тех случаях,
когда она граничит с безответственностью и бесчувственно
стью. Зато как мы радуемся, когда о событиях, важных для
нас самих, помнит еще ктото, если помнят о вашем дне рож
дения, о первой встрече с вами, помнят, что и как вы говори
ли, во что были одеты... И совсем подругому воспринимаем
мы человека, который помнит о нас только плохое. Да и что
тут говорить! У каждого из нас есть такие воспоминания, от
которых хотелось бы отделаться поскорее, а не получается...

У памяти свои законы, и не все они подвластны человеку.
Но есть и такие закономерности, которыми человек может
управлять сам, если знает о них. Может быть, в том, о чем
пойдет речь, вы узнаете и собственные свойства памяти, и это
поможет вам усовершенствовать ее.

Каждый, кто хоть отчасти способен наблюдать собственный
внутренний мир, знает, что не все виды запоминаемого материа
ла даются ему с одинаковым усилием. Одному легче запомнить

313


 словесно представленный материал, другому надо обязательно
его записать, а третьему легче запомнить, если он представит
материал в виде образа или, как говорят, картинки. В легкости
запоминания дает о себе знать зависимость памяти от индиви
дуальных особенностей восприятия человека, от преобладания в
процессе восприятия того или иного анализатора  зрительного
слухового, моторного, тактильного, вкусового, а то и нескольких
анализаторов сразу. Выделив свойства своей памяти, их можно
использовать для запоминания материала, который требует
больших усилий. Для этого, например, можно словесно предъяв
ляемый материал специальным волевым усилием представить в
виде образов, сопровождая их моторными действиями. Основная
идея состоит в том, чтобы найти свои пути сопоставления легко
запоминаемого материала с тем, что запоминается труднее. Для
это существует множество специальных мнемотехнических прие
мов, многократно описанных в литературе. Надо сказать, что о
памяти написано, наверное, больше всего психологических тек
стов, но, как и все великие тайны, она остается неразгаданной.

Забывание наиболее интенсивно протекает сразу после за
учивания, а затем замедляется. Отсюда необходимость в по
вторении материала. Само забывание носит избирательный
характер: не забывается тот материал, который определяет
жизнь личности, ее отношения с другими людьми и с самим
собой. Не забывается материал, выражающий основные зако
номерности и наиболее важные положения. Обычно непроиз
вольно запоминается то содержание, которое важно, значимо,
интересно для человека. Остальное человек запоминает про
извольно, ставя перед собой цель  запомнить. То, что требует
не только запоминания, но и понимания, сохраняется лучше.

Работая с любым материалом, человек основывается на
данных органов чувств, то есть на данных ощущения и вос
приятия. В ощущении он выделяет отдельные свойства пред
метов, а с помощью восприятия  весь предмет в целом. Вос
приятие как бы продолжает понимание за пределы непосред
ственно данного органа чувств. Все органы чувств человека
совершенствуются в обучении. Такое совершенствование про
является в том, что человек научается выделять все более
сложные и дифференцированные свойства предметов окру
жающего мира, например, учится различать оттенки цвета,
разную тональность звука и так далее.

В восприятии человека отражается его знание о предмете, о
его отдельных свойствах, назначении, о его положении среди
других предметов и тому подобное. Данные восприятия позво
ляют представить результаты наших действий еще до их осуще

314

ствления, то есть позволяют увидеть перспективу. Эта перспек
тива возникает как при практических действиях с предметами,
так и через освоение понятий, раскрывающих закономерные
свойства мира. Тогда можно сказать, что чем больше мы знаем
о мире, тем больше мы в нем видим. Так сливается воедино в
жизни человека мир эстетических и этических отношений, мир
разума и чувства, мир восприятия и мышления.

Особенно остро это свойство восприятия проявляется в
восприятии человека человеком, когда мы попадаем в плен
нашего знания о людях вообще и знания о конкретно воспри
нимаемом человеке. Знание о людях вообще может заслонить
собой понимание отдельного человека, когда мы начинаем
приписывать ему возможные качества и не замечаем реально
го поведения. Но таково свойство восприятия, в нем всегда
есть опора на знание, а не только на видимое, на непосредст
венно присутствующее в ситуации. Чтобы избежать, по воз
можности, ошибок в восприятии, надо знать о существовании
в нем шаблонов и стереотипов прошлого знания, прошлого
опыта и уметь их оценивать, не впадая в иллюзии и не подме
няя данное уже известным.

Развитие восприятия у взрослого человека являет собой
путь к его индивидуальности. Это путь к самому себе, к своим
чувствам и мыслям по поводу увиденного и узнанного. И такой
путь невозможно пройти без воображения. Почему? Воображе
ние  специфически человеческое явление, его нет у других жи
вых существ. В том виде, как это свойственно человеку, в вооб
ражении последний строит свой собственный мир, используя
для такого строительства знание об окружающем мире. Вооб
ражение предполагает выделение желаний, их конкретизацию в
виде образа. Так желаемое обретает черты реальности  реаль
ности того человека, который создал этот образ. Воображение
позволяет связывать единой нитью прошлое, настоящее и бу
дущее, оно как бы цементирует судьбу человека и его индивиду
альный жизненный путь. Можно ли развить воображение? Нуж
но ли его развивать? Думаю, вы сами ответите на эти вопросы.

Воображение непосредственно опирается на устойчивые
чувства человека или, как говорят психологи, на репертуар
характерных, устойчиво преобладающих эмоций. Такие эмо
ции возникают легко, а значит, наиболее часто; они ярче всего
выражены в поведении. Как же узнать свой репертуар эмоций?

Для этого можно воспользоваться простейшими дневнико
выми записями, которые следует вести ежедневно. В дневнике
нужно кратко отмечать свое эмоциональное состояние в виде
четырех основных эмоций (радость, гнев, страх, печаль) и


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!