Глава 2 В КОТОРОЙ КОЕЧТО О ПРОГРЕССЕ 17 страница



Для психолога важно, что эти слова позволяют обозначить
психологическое пространство индивидуальности человека,
их и называют средствами субъективной модальности. «Может
быть, кажется, вероятно, приблизительно, видимо и тому по
добное»  это слова, которые говорят о наличии особой ре
альности  психической. Они не связаны с содержанием объ
ективного предмета, они, можно сказать, напрямую связаны с
содержанием чувств, мыслей человека, характеризуют его
цели и возможности, позволяют выделить переживание цело
стности своего Я.

Если метафора выражает субъективное через свойства
предметов внешнего мира, то средства субъективной мо
дальности открывают и самому человеку, и воспринимаю
щим его людям возможность увидеть динамику внутреннего
мира, движение в собственном психологическом простран
стве  путь от «может быть» к «да», путь от «вероятно» к
«точно», от «кажется» до «очевидно». Причем это движение
может быть в любом направлении  и от «очевидно» к
«кажется», и от «да» к «может быть». Такое движение в соб
ственном отношении  один из самых общих способов воз
действия на собственную индивидуальность, ее проявление
как для себя, так и для других.

Но если этого движения нет, если все предопределено или
предопределяется кемто, например, сильным, имеющим власть

160

над вами или над другим, то необходимость в субъективной
модальности исчезает, она создает неопределенность, она ме
шает. Определенностью легче управлять! Так, индивидуаль
ность становится безликостью  однообразность уничтожает
разнонаправленность, и постепенно пропадает возможность
обладать динамичной индивидуальностью.

Вы скажете, что это теоретические домыслы. Увы, множест
во конкретных психологических исследований показывает, что
к концу подросткового возраста практически все психические
процессы человека становятся деиндивидуализированными, а
это значит, что возможности создания собственной картины
мира, собственной индивидуальности значительно умень
шаются, встает особая задача  формирования индивидуально
сти у старших подростков, у взрослых.

Надо сказать, что ее решение предполагает психотера
певтическую работу по возвращению человеку, которого
обучают, вариабельности действия, отношению к этим ва
риациям, короче говоря, показывают, что шаблон, ограни
чение своих действий самим же человеком делают его не
продуктивным, а вариативность и отношение к его ценности
рождают продуктивность. Я бы сказала шире  рождают инди
видуальность, позволяют ей существовать как динамичности
внутреннего мира человека.

Индивидуальность человека, его единичность, его относи
тельная независимость от всех и вся и в то же время предель
ная зависимость от всего и всех осознаются нами далеко не
всегда. Есть особые жизненные ситуации, когда такое осозна
ние как признание своей индивидуальной целостности стано
вится неизбежным  это ситуации морального выбора.

Основное отличие их в том, что моральный выбор откры
то ставит перед человеком проблему осознания им смысла
жизни, своей в первую очередь. Это осознание требует от че
ловека конкретного решения, действия, диктует содержание
переживания, но все конкретное опирается на идеальное
обобщенное представление о человеке, смысле жизни.

Нравственный выбор  это конкретизация обобщенного
знания, переживания, действия... Это особое движение от
абстрактного к конкретному, от общего к частному. У чело
века нет полной свободы в данном движении, но нет и пол
ной независимости от других... Человек сам принимает или
не принимает нравственные требования, сам осуществляет
их или не следует им, повинуясь своему нравственному чув
ству, нравственному долженствованию, своему идеалу  идеа
лу культуры...

6 Г. С Абрамова

161


 Человеческое в человеке создается и задается его сущно
стными отношениями с другими, теми отношениями, выра
зить которые очень трудно, чтобы не сказать банальное
общеизвестное, и очень трудно  отношениями человеколю
бия. О них говорили многие философы, психологи, поэты,
скажу о них словами БахаУллы: «Будьте как пальцы одной
руки, как части одного тела! Свет единства так могуществен,
что он способен озарить всю землю. Святыня единства соз
дана: не считайте друг друга чужими. Вы плоды одного де
рева и листья одной ветки» (цитирую по книге «Философия
любви»  прекрасный двухтомник, выпущенный в Москве в
1990 году).

Поэтическим языком в приведенной цитате выражено, ка
жется, главное  все вместе и каждый на своем месте. Но свое
место  оно только для тебя, ты в жизни не лишний, ты не
занимаешь чьето место. Твое остается твоим, но ты часть
целого, остаешься в себе и для себя этим целым. Полагаю, что
это похоже, хотя бы весьма приблизительно, на переживания,
которые возникают в ситуации морального выбора, того вы
бора, когда человек встречается одновременно и со своей
человеческой сущностью, и со своей индивидуальностью.

Не думаю, чтобы в жизни таких ситуаций было много, да
они и не нужны как ежедневное напряжение, так как требуют
от человека огромных энергетических затрат по осуществле
нию выбора, принося в то же время расширение психологиче
ского пространства собственной индивидуальности, где воз
можна встреча с собственной сущностью.

Мы знаем такие ситуации, знаем людей, которые в них бы
ли, мы даже называем их поособому  герои.

Герой  не только отличие от других, это характеристика
особого усилия, совершенного человеком, усилия, которое
позволило ему вырваться на новый уровень жизни. Вот и
становится героиней пожилая женщина в свои семьдесят с
небольшим лет, освоившая игру на гармони; вот и становит
ся героиней другая . молодая  женщина, которая взяла в
свою семью чужих детей и заботится о них, она им, чужим,
мама; вот и становится героем мальчишка, бросившийся
защищать слабого котенка... Герои только говорят людям:

вы можете быть лучше, вы  можете... В их действиях новый
смысл и новый потенциал для всех, они придают человеку
новое, более высокое, значение; недаром о них говорят, что
они, герои, несут свет...

Герои своими действиями, поступками увеличивают пред
ставление человека о его возможностях, создают, как гово

162

пят в кибернетике, новые степени человеческой свободы.
Это о них сказал Василий Белов в рассказе «Бобришин
vrop»: «Герои, герои, герои... Как часто думается о том, что
мужество живет только под толстой, ни к чему не чувстви
тельной кожей; а сила рождает одну жестокость и не способ
на родить добро, как ядерная бомба, которая не способна ни
на что, кроме как однажды взорваться. А может быть, есть
сила добрая и есть могущество, не прибегающее к жестоко
сти? Может быть мужество без насилия? Нельзя жить, не
веря в такую возможность. Но как трудно быть человеком,
не огрубеть, если не стоять на одном месте, а двигаться к
какойто цели.

Ведь стоит самым нежным ногам одно лето походить по
тайге, и ноги огрубеют, покроются толстой кожей  кожей,
не способной ощутить раздавленного птенца. Не потому ли
мы так изумительно научились оправдываться невозможно
стью рубить лес без щепы и ограничивать борьбу за новое
всего лишь разрушением старого? Чтобы разрушить, всегда
требовалось меньше усилий. Ах, как любят многие из нас
разрушать, как самозабвенно, как наивно уверены в том,
что войдут в историю. Но ни один хозяин не будет ломать
старую избу, не построив сперва новую, если, конечно, он не
круглый дурак; ведь даже муравьи строят сперва новый му
равейник, оставляя в покое прежний, иначе им негде ук
рыться от дождя».

Шанс стать героем есть у каждого из нас, взявших на себя
труд быть человеком, то есть осуществить в себе свое инди
видуальное как всеобщее. Не каждый из нас берет на себя
этот труд, прибегая к разным формам ухода от него, заменяя
жизнь псевдожизнью, содержание которой можно было бы
связать со значением слова «соответствовать». Это слово
предполагает наличие когото или чегото, что определяет
активность человека, придает ей извне направление, вектор
движения.

Можно сказать, что внутреннее напряжение организуется
внешними воздействиями. Псевдожизнь  это и есть актив
ность, направленная на достижение внешнего соответствия,
человек организован внешним ритмом, внешним предметом,
внешним воздействием, он деградирует, если это внешнее
пропадает. Выбор становится невыносимым.

Наверное, вы знаете людей, которые не любят выходные
и праздники  им некуда деть себя. С собой надо чтото де
лать, неопределенность лишает возможности реагирования,
надо жить. А это трудно, приходится заниматься самоорга

163


 низацией. Но на фоне псевдожизни такого не освоишь. При
ходится искать псевдозаместителей. Они всегда под рукой,
только протяни ее навстречу алкоголю, наркотику, долго
временному сидению перед экраном телевизора; только от
правься на поиски своего кумира  даже в уме (для этого не
обязательно ехать за моря)  и он появится, чтобы опреде
лять твою жизнь.

Псевдожизнь обладает особой притягательной силой, так
как она не требует от человека усилий по построению внут
реннего мира. Она заменяет внутренний мир, искренние мыс
ли и чувства ложными, фантомными. Замена происходит под
час незаметно, когда, отказываясь от напряжения, связанного
с построением собственного Я, он отдает свою жизнь во вла
дение другим человеком или подчиняется власти обстоя
тельств, считая их источником всей своей жизни.

Э.Фромм писал о псевдосчастье и псевдоудовольствии,
характеризуя их как состояния человека, который живет в
мире иллюзий, мешающих ему даже ощущать свою субъек
тивность. С этой мыслью хотелось бы не только согласить
ся, но конкретизировать ее множеством примеров из прак
тики психологического консультирования, когда человек в
той или иной форме отказывался от своего Я, от своей субъ
ективности.

Вот только некоторые наиболее распространенные вари
анты этого: девушка выходит замуж, не испытывая никаких
чувств, только потому, что она боится вообще не выйти
замуж; мужчина считает, что, говоря постоянно своей дочке
о ее полноте, воспитывает ее, так как делает это любя; роди
тели на каждом шагу делают ребенку критические замечания
в полной уверенности в их пользе; ребенка отправляют в три
школы сразу (общеобразовательную, спортивную, музы
кальную) в полной уверенности в том, что способному ре
бенку это жизненно необходимо именно в детстве; четырех
летнего ребенка хотят отдать в школу, так как он уже умеет
читать и считать, а родители «боятся потерять время для его
развития»...

Так и хочется сказать: «Люди, остановитесь, хотя бы на се
кунду остановитесь, чтобы вернуться к началу  к смыслу
собственной, да и чужой, жизни...» Трудно остановиться, труд
но остановить... Сила инерции, сила собственной правоты,
обесценивающей жизнь  свою и чужую,  очень велика.

Она поддерживается и многими социальными фантомами,
социальными нормами и правилами, требующими от челове
ка обесценивания своего Я. Вот только несколько таких «пра

164

вил»: коллектив всегда прав; ты что  умнее всех? ты кто та
кой? тебе что  больше всех надо? все не как у людей...

Вот и получается, что индивидуальность человека не дает
ся ему вместе с собственным телом, а приобретается им через
развитие самоощущения, через приобретение возможности
самому для себя обосновывать свои же действия, свои же чув
ства, свои же мысли, самому оценивать свои возможности,
развивать их или уничтожать. Существование этой реально
сти давно выражено В. Шекспиром в его знаменитом: «Быть
или не быть?». Обращенный к себе, этот вопрос дает нам
каждому из нас  право ответить: «Быть».

А вот каким быть, как быть? Эти вопросы требуют ответа
ежедневно, так как через них организуется пространство и
время жизни каждого человека.

Состоявшуюся человеческую индивидуальность можно на
звать личностью, как писал Э.В.Ильенков: «Подлинная инди
видуальность  личность  потому и проявляется не в манерни
честве, а в умении делать то, что умеют делать и другие, но
лучше всех, задавая всем новый эталон работы. Она рождается
всегда на переднем крае развития всеобщей культуры, в созда
нии такого продукта, который становится достоянием всех, а
потому и не умирает вместе со своим "органическим телом"»'.

Состояться как индивидуальность человеку можно только
тогда, когда его непохожесть на других является ценностью не
только для него самого. Ценность индивидуальности как об
щественного, социального феномена далеко не очевидна, по
этому многие из нас требуют подтверждения ее ценности са
мыми разными способами. Один из них, как мы уже говорили,
это отказ от своей индивидуальности, появление того массо
вого человека, о котором с болью, тревогой и скрытой надеж
дой писал ОртегаиГассет: «Демагоги сгоняют (людей.  А. Г.)
в толпы, чтобы не дать личности возможности заняться само
устроением, которое возможно только наедине с собой. Очер
няя служение истине, они предлагают нам взамен мифы. Раз
жигая страсти, они добиваются того, что люди, сталкиваясь с
ужасами жизни, приходят в исступление. Совершенно ясно,
что поскольку человек  это животное, которому удалось
уйти в себя, то человек в исступленном состоянии, постепенно
опускаясь, нисходит до животного уровня... Человеческая
жизнь теряет смысл и ценность...»г.

I Ильенков Э.В. Что такое личность? // С чего начинается личность.
М., 1979.С.234.

ОртегаиГассет X. Дегуманизация искусства.  М., 1991.С.250.

765


 Только тогда, когда индивидуальность человека имеет
значение в его взаимодействии с другими людьми, только
тогда он может раскрыть свой талант, стать радостью для
других и для себя.

Ценность индивидуальности складывается из бытовых от
ношений, в которых воплощаются ценности другого, цен
ность самого человека. Как это происходит? Например так:

малыш прыгает на руках у мамы и вдруг шлепнул ее по лицу,
мама не отводит маленькой руки, не останавливает шалуна,
да еще сидящий рядом отец подзадоривает: «Так ей, так ей!»
Вот и шлепает рука сына по маминой щеке.

Точно в такой же ситуации другие взрослые ведут себя по
другому. Шалун строго остановлен: «Нельзя! Маме больно!»

Такие понятные, житейские, распространенные сцены, а за
ними стоит целая система оценок, отношений, моральных и
нравственных норм. За простым действием ребенка кроется
отношение других людей к нему, несмышленому малышу, и, в
конечном счете, к самим себе.

Так происходит в любом действии. Если ребенок сломал
игрушку, то могут начаться упреки, вплоть до упрека в небла
годарности. А он хотел посмотреть, как устроено, он «больше
не будет». Но не пропадет ли чтото важное после таких упре
ков? «Нельзя»  это магическое слово. Нельзя резать ножом,
стучать молотком, высказывать свое мнение, читать «взрос
лые» книги, дружить с девочкой... а потом разочарование во
взрослой жизни  ничего не хочет и не умеет делать, не умеет
вести себя с людьми  чересчур застенчив или развязан, не
умеет... Не научился, не развились способности.

Те способности, которые дают человеку силы быть самим со
бой. Какие это способности, можно ли их выделить и назвать?

Ориентируясь на данные, которые доступны мне из пси
хологической литературы, хотелось бы сказать, что такие
способности есть. Среди них, наверное, самое большое зна
чение имеет способность вставать на точку зрения другого
человека, можно сказать даже шире  на точку зрения друго
го, имея в виду и человека, и весь мир природы и предметов,
окружающих человека.

Через развитие этой способности у последнего появляется
его второе Я, диалог с самим собой. Через развитие этой спо
собности появляется возможность видеть мир более много
гранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за пре
делы шаблонов и стереотипов, известных самому человеку.

Благодаря этой способности человек получает возмож
ность перевоплощения в других, он как бы получает воз

766

мощность быть универсальным, то есть он может быть всем,
я значит, у него появляется реальный шанс найти себя, стать

самим собой.

Можно предполагать, что развитие этой способности оп
ределяет построение модели мира, в котором живет человек. В
детстве эта модель мира формируется через общение и взаи
модействие со взрослыми, которые позволяют ребенку наме
тить основные контуры такой модели, контуры добра и зла,
показывая их в виде чувств по поводу его действий, проявляя
собственные чувства к нему.

Через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать
неоднозначность своего действия: замахиваться на маму нель
зя, а отмахиваться от мухи можно и тому подобное.

Общаясь со взрослыми по поводу действий с предметами,
ребенок усваивает важнейшее свойство вещей  их неоднознач
ность: большая коробка, например, становится маленькой ря
дом с большущей, а палочкой можно есть как ложкой пона
рошку, а вот линия на бумаге превратилась в дорогу. С мамой
тоже могут быть превращения  она стала лисой, а сам ребенок
превратился в зайчика, и так далее и тому подобное.

Такая неоднозначность вещей проявляется при взаимодей
ствии с ними в тех случаях, когда есть отношение к их отдель
ным свойствам или ко всей вещи в целом. Это следующий шаг
в развитии способности встать на точку зрения другого, зна
комство с неоднозначностью свойств вещи открывает беско
нечность данных свойств, а значит, бесконечную возможность
взаимодействия с ними.

В возрасте от одного до трех лет у детей развивается чув
ство юмора как проявление отношения к многозначному ис
пользованию вещи, к возможному существованию другой
точки зрения на эту вещь. Вот малыш надел носок на руку и
смеется. Нарисовал узор на руке и со смехом протягивает
маме. Научившись говорить, пробует шутить, специально
путая хорошо известное: «Мама Володя и сын Володя». При
этом ребенок доволен своей шуткой, понимает ее назначение,
относительность материала, на котором построена шутка.
Трехлетний шутит уже с полным знанием дела: «Я корова, я
тебя забодаю. Как смешно! Почему ты не смеешься?», «Ой,
бабушка надела дедушкину рубаху, как смешно!» Неловко
поскользнулся, засмеялся над собой: «Как я поскользнулся!»
При этом пробует поскользнуться еще раз и еще раз. Излюб
ленным вопросом становится вопрос: «А что было бы, если...»
Что было бы, если бы все люди стали табуретками? Что было
бы, если бы других людей не было, а были только мы?

167


 Дальнейшее развитие способности вставать на точку зре
ния другого происходит в сюжетноролевой игре, где все
содержание подчинено развитию этой способности и вооб
ражения. В воображении отчетливо проявляется ориенти
ровка на неоднозначность свойств вещи, преодоление фик
сированное™, шаблонности свойств; действие с предметами
становится полифункционально, и ребенок, выполняя его,
способен уже отделить свойства предмета от отношения к
нему. Он уже может сказать о себе: «Я  врач, я  мама» и
тому подобное. Называя себя так, он уже задает для себя
определенные отношения с предметами, определенные от
ношения между собой и людьми. В более позднем возрасте
младшем школьном  появляется рефлексия, которая обога
щает способность вставать на точку зрения другого новыми
возможностями, связанными с выделением своего внутрен
него мира и воздействием на него. Во внутреннем плане дей
ствий появляется планирование, основанное на предвидении
своего будущего и будущего другого. Это очень важное
приобретение, так как появляется не только понимание дру
гого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего
взаимодействия с ним. Это, в свою очередь, способствует
освоению в подростковом возрасте норм морали и нравст
венности, так как рост самосознания способствует форми
рованию у человека особенного представления о свойствах
психической реальности.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!