Глава 2 В КОТОРОЙ КОЕЧТО О ПРОГРЕССЕ 14 страница



Сегодня создано много стандартизированных тестов, кото
рые подвергались всесторонней проверке и апробации. Приве
дем некоторые из них по книге А.Анастази «Психологическое
тестирование» (М., 1982). Это тесты, которые позволяют вы
явить творческие способности: 1) напишите слова, содержащие
указанную букву, например «О»; 2) назовите предметы, кото
рые принадлежат к указанному классу, например «жидкости,
которые горят»; 3) напишите слова, сходные по значению с
данным словом, например «тяжелый»; 4) напишите предложе
ния из четырех слов, в котором каждое слово начинается с ука
занной буквы, например «Г... у... ж... б...» и так далее.

Развитие способностей человека  это постоянное взаимо
действие общего и специального развития, их диалектической
взаимосвязи. С.Л.Рубинштейн продуктом общего развития

136

называл одаренность. Мы уже отмечали ранее, что одарен
ность  это своеобразное сочетание способностей. Работы
Н.С.Лейтеса' посвящены изучению индивидуальных случаев
детской одаренности. Он приходит к выводу, что склонность
к труду, умственному напряжению представляют собой осно
ву одаренности. Активность и саморегуляция  предпосылки
общих умственных способностей. В исследованиях Лейтеса
способности понимаются как качества личности, определяю
щие успешность деятельности. По профилю одаренности, по
сочетанию различных способностей люди резко отличаются
друг от друга. Так, например, наблюдались длительное время
учащиесяблизнецы (с первого по шестой класс). Это были
однояйцевые близнецы  два брата, Аркадий и Кирилл, внеш
не поразительно похожие друг на друга. Различие в одаренно
сти стало проявляться уже с первого класса, а к шестому стало
совсем заметным. Аркадий  техник, разбирается в устройстве
машины, мотоцикла, собирает радиосхемы, любит поковы
ряться в телевизоре; четко, опрятно и очень продуманно рису
ет схемы, постоянный читатель технических журналов. Ки
рилл  предмет насмешек брата: любитель фантастики и при
ключений, сам написал научнофантастический рассказ, лю
бит таинственные события и превращения, постоянный уча
стник сначала кукольного театра, а затем и драмкружка; мо
жет в «лицах» показать любого человека, очень наблюдате
лен, чуток к комическому. То, что они такие разные, вызывает
удивление даже у матери, хотя она уверена, что они уже в
роддоме показывали разный характер. Полушутя, полусерь
езно она говорит, что Кирилл почти сразу был с ней добр и
улыбчив, а Аркадий привыкал, как будто присматривался,
разбирался, кто есть кто. Шутки шутками, но различия в спо
собностях братьев проявляются очень ярко, стоит только
прочитать их сочинения  такие разные и по стилю, и по ви
дению мира, и по отношению к нему.

Природа одаренности очень сложна и изучена не в той ме
ре, чтобы можно было делать окончательные выводы. На
сегодняшний день существует много интересных гипотез и о
природе способностей, и об условиях их развития, то есть об
организации деятельности человека.

На наш взгляд, интересной представляется гипотеза Л.А.Вен
гера о психологическом механизме способностей как об ори
ентировочных действиях. Он предполагает, что особенность
способностей быть «побочным продуктом» обучения опреде

' Лейтес Н.С. Об умственной одаренности.  М., I960.

137


 ляется спецификой ориентировочных действий. При освоении
новых действий быстрота и качество их определяются харак
тером ориентировки, поэтому о способности и можно судить
там, где идет освоение. В основных же действиях ориентиро
вочные действия как бы сливаются с исполнительскими. На
пример, когда учимся печатать на машинке, то сначала ори
ентировка в клавишах с расположением букв представляет
собой особое действие, требующее усилий, а по мере его ос
воения оно происходит как бы автоматически  очень быстро,
без видимых усилий. В стереотипных, повторяющихся усло
виях способности не проявляются, они проявляются именно в
ситуации освоения нового действия.

Работами А.Н.Леонтьева впервые было доказано, что фор
мирование ориентировочных действий может стать специ
альной задачей обучения. По мнению Л.А.Венгера, взгляд
на способности как на ориентировочные действия позволит
определить специфические особенности каждого вида дея
тельности и порождаемой ею способности через характери
стики задач, стоящих в определенных условиях, специфику
средств и способов решения задач. Само ориентировочное
действие будет менять структуру: укрупняться или дробить
ся в зависимости от задач, которые решает человек. Тогда,
по мнению автора, различие общих и специальных способ
ностей выступает как различие задач, решаемых разными
видами ориентировочных действий. Эти общие положения
нашли подтверждение в фактах экспериментального иссле
дования, выполненного под руководством Л.А.Венгера. Неко
торые факты наблюдений тоже говорят о развитии ориенти
ровочных действий как особых действий, организующих ус
воение. Приведем два из них. Ребенку четыре месяца, увидел
новую для него картинку на стене. Картина  рельефная резь
ба до дереву. Ребенок тянется к ней, рассчитывая, что она
находится на том же расстоянии, что и стена, но ударился
пальчиком. Картинато намного ближе, чем стена. С недо
умением смотрит на стенку. Снова протягивает руку, но уже
соразмеряя расстояние.

Движение руки основано на зрительной ориентировке, а
осуществление движения вносит корректировку в его выпол
нение  развивается способность воспринимать пространство.

Факт второй. Около двух лет, настойчиво пробует просу
нуть палец в щель. Щель узкая, палец явно не попадает туда.
Бросил это занятие, через некоторое время занялся крышкой с
несколькими маленькими отверстиями, явно хочет просунуть
в них пальчик, но делает уже так: подносит пальчик к одной,

138

другой, третьей дырке, выбирает ту, что побольше, и только
тогда начинает толкать пальчик.

Способность соотносить размеры своего тела и предмета
вот содержание ориентировки, которое определяет эти дейст
вия. И способность эта развивается в действии.

В данных примерах ориентировка специально не органи
зовывалась, можно сказать, что способности развиваются
пробами и ошибками. Сколько их надо совершить, чтобы
развились важнейшие человеческие способности, та же спо
собность говорить  даже на родном языке.

В работах Б.Г.Ананьева есть мысль, что развитие способ
ностей связано с развитием всей личности, то есть с ее харак
тером, мировоззрением и так далее. Хотя эта связь не всегда
едина, а может выступать и в виде противоречий. Интерес
представляют высказывания Ананьева о природе таланта. Он
писал, что талант  это сложное образование активности че
ловеческой личности. Основное условие развития таланта
это всестороннее развитие личности, это обязательное при
сутствие таких свойств личности, как развитый, самобытный
характер, определенная воля, ясность жизненных целей и жиз
ненного плана.

Если пользоваться терминологией Л.А.Венгера для описа
ния способностей, то талант, проявление любых выдающихся
способностей  это существование особых ориентировочных
действий, которые направлены на выделение содержания спо
собностей. Талантливый скрипач имеет дело с музыкой как и
заурядный, но делает это посвоему. Талантливый портной
имеет дело с материалом, но иначе, чем заурядный, обыкновен
ный портной. Это проявление особого вида ориентировочных
действий  более сложного, более высокого уровня, чем это
свойственно многим людям, выполняющим подобное действие,
подобную деятельность. В свое время С.Л.Рубинштейн писал,
что изучение выдающихся способностей нельзя отрывать от
изучения «родовых», присущих большинству людей.

Вопрос же о природе талантливости как в отечественной,
так и в зарубежной психологии остается дискуссионным, он
вплотную связан с вопросом о природе способностей. Челове
ческий способ жизни и основа его  труд  создали и человече
ские способности, в конечном счете те профессиональные
требования, которые предъявляются каждому из нас. В рам
ках общественнополезной деятельности проявляются и фор
мируются человеческие способности как способности удовле
творения потребностей и созидания новых. Потребности че
ловека определяются культурой, в которой он живет, способ

139


 ности, реализующие потребность, тоже заданы культурой.
Постоянное производство потребностей создает новые формы
их удовлетворения, новые способности. Создание радио, теле
видения породило и новые способности  телекомментатора,
диктора, оператора, звукооператора и так далее. Их действия
в свою очередь создают новые потребности, например спо
собность соблюдать нормы профессиональной этики. Это
частный пример того, что развитие способностей определяет
ся развитием общественного производства, тех требований и
ценностей, которые предъявляются к человеку. У В.В.Давы
дова есть интересная мысль о том, что неправильно ставить
вопрос о соотношении биологического и социального в чело
веке. В человеке, по его мнению, нет ничего биологического,
есть только его органическое тело. Это органическое тело
задано наследственностью, но наследственность человека
отличается от наследственности животного тем, что она тоже
обусловлена социальноэкономическими условиями. Каким
образом? Родители человека ведут определенную, социально
обусловленную жизнь, потребляют определенные, культурой
созданные вещества  пищу, лекарства, алкоголь и тому по
добное. Можно сказать, что в силу этих причин множество
людей рождается органически ненормальными. Даже сам кри
терий органической ненормальности невозможно выработать
в силу общественных причин.

И несмотря на все это, большинство людей соответствуют
общественным требованиям. В.В.Давыдов объясняет это тем,
что профессии так развиваются, так меняется их технология,
что они, как правило, предъявляют все меньше и меньше тре
бований к органическим особенностям человека. Естественно,
что есть предел требований к таким органическим особенно
стям. Он связан именно с характером профессии. Но тем не
менее как общая тенденция это явление существует. В этом
смысле у человека социально все. Он рождается с человече
ской органикой, но без наследственных способов поведения и
деятельности. Это его существенное, определяющее отличие
от других живых существ. У человека нет определенности, за
данности действий строением тела, как это есть у животных.
Человек в ходе своей истории в труде создал свое тело, спо
собное к любым действиям,  универсальное тело. Такая уни
версальность определяется использованием тех средств, кото
рые человек создал. Средства  знаки культуры  делают че
ловека универсальным, расширяют до необозримой беско
нечности возможности совершенствования его способностей.
Благодаря средствам культуры человек видит и слышит через

140

тысячи километров, живет в безвоздушном пространстве и
под водой, «видит» сквозь стены и толщу воды и земли, знает
исторические законы развития, жизнь элементарных частиц...

Освоение средств культуры рождает способности, созна
ние, талант.

Мы разные уже в том, что каждого из нас можно назвать
индивидом, от латинского слова individum  неделимое. Неде
лимое, отдельное существо, человек, отличающийся от массы,
группы, от коллектива, в некотором смысле даже противопо
ложный им. Понятие индивида в современной отечественной
психологии используется там, где надо подчеркнуть одно
важное свойство человека  его самодеятельность, возмож
ность действовать по собственной программе, реализовать
собственные цели, принимать собственные решения. В этом
смысле индивид рождается там, где в жизни человека прояв
ляются первые элементы самодеятельности, то есть очень
очень рано, уже в первый месяц жизни. Как радуется молодая
мать  ребенок сам положил ручку на ее грудь во время корм
ления, сам потянулся к игрушке, сам вынул пустышку изо рта,
сам... Но человек не всегда индивид, то есть не всегда его по
ведение определяется собственным побуждением. Во многих
ситуациях он должен подчинять себя определенным общест
венным требованиям или принуждению другого человека.
Рассмотрим несколько простых примеров, где проявляется  в
виде сопротивления принуждению  индивидуальность ма
ленького человека. Он давно уже сыт, а его уговорами и об
маном заставляют съесть еще одну ложечку «за папу, за маму,
за котика...» Вот когда человечек крутится и отталкивает
ложку, он индивид, а когда вяло и покорно открывает ротик,
а потом... ему плохо от переедания, тогда он теряет свою ин
дивидуальность.

Схватил и держит в руке хрупкую стеклянную рюмку, ба
бушка в панике: «Отдай». Сопротивляется, не отдает, убега
ет... Он индивид. Уломали, напугали, пригрозили  отдал.
Уже нет индивидуального поведения.

Как биологическая особь человек  неделимый, физиоло
гически целостный организм, пребывающий в разных ситуа
циях поведения. Мы то индивиды, то нет. Быть индивидом и
осознавать себя индивидом  это разделенные во времени
явления. Ребенок с рождения обладает свойством индивиду
альности, но осознает ее позднее как возможность самостоя
тельного и независимого действия. Это сначала выражается в
действиях, в первых непослушаниях, упрямстве, а потом в
знаменитых словах «Я сам!»

141


 По мнению В.В.Давыдова, индивидность  начало воли
человека, ее проявление.

В жизни взрослого человека неиндивидное поведение
подчинение обстоятельствам, другому человеку, например в
выборе книги для чтения, в мнении о происходящем, в оценке
вещей и людей и так далее, может быть связано с сознатель
ным отказом (то есть индивидным намерением) подчиниться
этим обстоятельствам или человеку.

Поступок человека  вот подлинное лицо его индивидности,
поступок как действие, определяемое целью и самостоятельным
решением человека. Можно посочувствовать расстроенной
женщине, сын которой совершил неблагородный поступок,
когда она в ужасе который раз говорит и себе и окружающим:

«Его никто не заставлял, он сам, сам это придумал!» Сам  это
уже никаких оправданий и скидок, это уже принятие решения.
Естественно, что содержание индивидуального поведения каж
дого из нас определяется нравственными и этическими ценно
стями, которые стали нормой поведения.

Термин «индивид» близок и по звучанию, а часто и по бы
товому содержанию термину «индивидуальность». Под инди
видуальностью обычно понимают неповторимое своеобразие
какоголибо явления. В психологии проблема индивидуально
сти формулируется в связи с целостной характеристикой от
дельного человека в самобытном многообразии его свойств.
Важным является тот момент в содержании понятия индивиду
альность, что он характеризует своеобразие человека, его отли
чие от других людей по какимто значимым признакам. Чем
определяется значимость признаков отличия одного человека
от другого? Одно и то же качество человека (например, его рост
или внешность, или его знания и умения) в одних обстоятельст
вах жизни будет иметь значение, а в других  нет. На экзамене
внешность человека имеет меньше значимости, чем его знания,
на спортивных соревнованиях по легкой атлетике физические
качества более значимы, чем умение готовить коктейли, а в
компании друзей оно будет иметь большую значимость.

Если говорить об особенностях индивидуальности челове
ка как своеобразия, то для психологического анализа важен
тот момент, что в поведении человека есть социальное умение
отличать себя от других, быть неповторимым, уникальным,
непохожим на других. В индивидуальности  как свойстве
человека быть неповторимым  в широком смысле заложены
основы творчества.

Творчество  это такая деятельность человека, которая по
рождает качественно новое, никогда ранее на бывшее.

142

Это преобразование природного и социального мира в со
ответствии с целями и потребностями человека на основе объ
ективных законов действительности. Творчество как созида
тельная деятельность неповторима по характеру и результату,
оригинальна и общественноисторична. В индивидуальности
человека и реализуется творческое начало. Когда двухлетняя
Юляша поверх колготок упорно натягивает гольфы и носоч
ки, а потом подходит к родителям «покрасоваться», она про
являет первые проблески этого начала. Какими средствами и
способами человек будет подчеркивать свою индивидуаль
ность, в конечном счете определит, будет ли он ею действи
тельно или превратится в манерного, оригинальничающего
человека. Смешон юный поклонник йоги, громко пропове
дующий аскетизм и вегетарианскую пищу, который поти
хоньку от гостей просит у хозяйки котлетку за праздничным
столом. Грустно становится, глядя на пятидесятилетнюю
женщину, которая сохранила и поддерживает в себе манеры
двенадцатилетней девчонки. Бросается в глаза подчеркнутая
развязность семиклассника, который хочет понравится одно
класснице. Такое манерничание, оригинальничание  сурро
гат подлинной индивидуальности, ее фантом.

В индивидуальности в высшей степени проявляется на
правленность человека на себя, на свое Я. Когда еще малень
кий ребенок капризничает и упрямо твердит: «Все равно буду,
буду, буду», он ведет себя как индивид, и в нем проявляется
индивидуальность. Человек живет среди людей, и в этой жиз
ни нельзя быть бесконечно индивидом и индивидуальностью,
так как каждый должен подчиняться требованиям разумной,
рациональной дисциплины, устанавливающей меру индиви
дуализации. Хотя дисциплина, организующая человека в труде,
может быть «железной», убивающей всякую индивидуальность.
Но есть и сознательная дисциплина, когда фиксируется нравст
венная необходимость ограниченной беспредельности индиви
да. Трудности воспитания во многом связаны с тем, чтобы, не
ограничивая индивидуальность ребенка, сделать доступными и
необходимыми для него разумные, общезначимые нормы пове
дения. Карикатурой на воспитание дисциплины выглядит
поведение родителей, которые запрещают ребенку буквально
все. Однажды пришлось стать невольным свидетелем прогул
ки с мамой трехлетнего Вадика. В течении пяти минут она
сказала ему пятнадцать (!) раз «Нельзя!» и «Что ты делаешь?»
«Нельзя» было сидеть на корточках, сыпать песок в чужое
ведерко, поднимать палку, брать грязными руками панамку,
бросать камень, засыпать игрушки и так далее.

143


 Понятие индивидуальность  регуляция своего Я нравст
венными и эстетическими нормами  позволяет перейти к
другому понятию, характеризующему наши различия,  к
понятию личности. Когда мы говорим о понятии индивида и
индивидуальности, то выделяем в поведении человека две
возможности: возможность поступать на основе волевого
решения и возможность действовать творчески. В понятии
«личность» эти две возможности выступают как необходи
мость. Личность  это тот уровень развития человека, когда
он сам ставит и решает жизненные задачи, сам осознает и
развивает свои потребности. Это значит, что личность орга
низует свое поведение как индивид и обязательно обладает
качеством индивидуальности  творческим началом. Но!
Подлинной личностью человек становится тогда, когда его
самодеятельность и творчество направлены на принятие це
лей, задач, норм общества, то есть личность выступает как
человек, для которого общественные задачи становятся зна
чимы, важны, это своего рода отказ от своих индивидуальных
потребностей, это принятие значения своей жизни как жизни
для общества. При этом общественные цели, задачи, нормы
выступают для человека как его собственные, нужные ему.


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!