Учение Гегеля о праве и государстве



Его систему не изложишь ни вкратце, ни популярно, ни на французском, ни тем более на русском языке У Гегеля и Канта есть определённая общность: оба – идеалисты, диалектики. Сначала Г. был сторонником учения Канта, но позже отошёл от него (очень любил пиво). Сформировался как оригинальный мыслитель. Кант – субъективный идеалист, Гегель – объективный идеалист; Кант – объективный дуалист, Гегель – монист. Кант – мир непознаваем, Гегель – мир един и познаваем, Кант – наличие 2-х систем: позитивное и естественное право, Гегель – право едино. От него начинается юридический позитивизм (философская основа).

По Гегелю мир познаваем, и всё в природе и обществе развивается по триаде: тезис, антитезис, синтез.

В истории: тезис – восточный мир; антитезис – античный мир; синтез – романо-германская система. Дух познания в науке: дух субъективный (отражается в антропологии – дух в связи с телом, и психологии – в связи с мыслью), дух объективный (в праве, нравственности, госу­дар­ст­ве), дух абсолютный (в искусстве, религии, философии).

Право как развитие объективного духа проходит 3 ступени: тезис (аб­ст­рактное право), антитезис (конкретное, отрицание абстрактного è личная мо­раль), синтез (единство абстрактного и конкретного è нравственность. Система права – царство реализованной свободы. Закон – не просто закон, а закон пра­вовой, т.е. закон, идущий от людей (внутренний голос может согласиться, а может и нет).право становится правом только тогда, когда оно нравственно и выражается в форме закона.

Нравственность в развитии прошла 3 ступени: семья (простое единство), гражданское общество (множество), государство (объединение единства и множества). Государство – абсолютная нравственность, т.к. союз основан на любви, отноше­ния между мужем и женой – отношения между животным и растением. Гражданское об­щество – не внутренняя, а внешняя основа: частный интерес. Это социальные груп­пы, семьи, корпорации, сословия. Оно зиждется на частном интересе. Го­су­дарство – синтез семьи и гражданского общества. Цель государ­ст­ва – всеобщий интерес как таковой, в ней – соединение всех интересов. Го­су­дар­ство – организация понятия свободы, как организм. Свобода должна осно­вы­ваться на частной собственности, которая является её гарантией. Без соб­ст­венности свобода – голая абстракция.

Одним из первых разграничил государство и гражданское общество. Государственная власть характеризуется тем, что распадается на 3 субстанциальных различия: законодательная власть, исполнительная власть, княжеская власть (единство 1-го и 2-го). Именно монарх олицетворяет сувере­нитет. Монарх – суверенная воля. Суверенитет монарха противо­по­став­ля­ет­ся су­веренитету народа. Народ сам не знает, чего хочет -- с его мнением считаться не следует. Народ – червь, стадо, нуждающееся в пастухе. Именно князь такой пастух. Разделение властей считал гарантией публичной свободы, резко критиковал деспотизм, как состояние беззакония, в котором особенная воля как таковая заменяет собой закон -- противопоставляет разделение властей деспотии.

Теократическая теория государства и права Местра и Бональда. (начало XIX в)

Идеологи феодальной реакции: Ж. Местр, Л. де Бональд с позиции теологизма проповедовали реакционные феодальные догмы о божественном характере сословных привелегий, об «историческом» и «божественном» праве дворянства на господство. Они заявляли, что абсолютная монархия – лучшая форма, которая способствует божественным началам мироздания и необходима всем народам для исправления социально-политических болезней человека, как существа несовершенного, греховного и злого. Буржуазную революцию они объявляли сатанинским делом, разрушающим человечество, а республику – «худшим состоянием общества», противоречащим божественному порядку.

Местр и Бональд призывали к реставрации прежней политико-правовой системы, руководящей роли церкви и религии в жизни общества. Без религии, говорил Местр, наука бесплодна и вредна.

Политическое и правовое учение Бенджамена Констана

Фр. Б. Констан (1767-1830). Труд – «Принципы политики». Основная идея – идея свободы. Идею свободы он обосновывает при помощи нового понятия свободы. Если раньше требовалась свобода политическая, то теперь, в 19 веке, требовалась личная свобода, свобода гражданская, торговая, передвижения, в производстве и т.д. «Под свободой я разумею торжество личности над властью, желающей упрочить посредством насилия над массами, проявляющегося большинством подчинением меньшинству». Главное – свобода предпринимательства. Эта свобода предполагает невмеша­тель­ство власти, государства в предпринимательскую деятельность, в произ­водст­венную деятельность, в деятельность капиталистов.

Он критикует идеи просветительства, теорию народного суверенитета Руссо; теорию прямого народного правительства он считает результатом перенесения политической свободы древних в античном обществе, в общество современное. Раньше свобода заключалась в участии каждого в политической власти, создании законов, отправлении правосудия, избрании должностных лиц, разрешении вопросов войны и мира. У древних индивид был суверенным лишь в разрешении политических дел и рабом в разрешении частных дел. Теперь должно быть наоборот. Для современных народов существует иная свобода – полная свобода гражданства, выражающаяся в личной, частной жизни, в которою никто не вправе вторгаться, и ограничение индивидуума как участника в осуществле­нии политической власти: для современных народов – полная свобода – гражданс­кая, у древних – наоборот -- суверенитет народа не безграничен – ограничен теми пределами, которые ему ставит справедливость и права индивида. Суверенитет ограничивается 2-мя обстоятельствами: общественное мнение и разделение властей. Общественное мнение – представительная система в лице Парламента. То, что существует в политической системе – высшее достижение в развитии политической системы.

Преимущество свободы в современном обществе выражается в представи­тельстве и возможности народа содействовать этому представительству по собственному выбору. Представители в Парламент должны избираться из числа имущих, т.к. они более подготовлены к просвещению. Обеспечение ограничения государственной власти, а значит, обеспечение свобод личности достигается так же разделением властей. К. приспосабливает эту теорию к новым условиям. Он считает, что существует не 3 государственных власти, а 6: власть королевская как самостоятельная власть; власть исполнительная; власть представительная – власть верхней палаты 2-хпалатного представи­тель­ного органа; власть, представляющая общественное мнение – осуществляется нижней палатой; власть судей; власть муниципальная.

Королевскую власть он не относит к исполнительной, выделяет как нейтра­ль­ную, которая стоит над остальными властями и человеческими треволнениями. Ко­роль – блюститель порядка, свободы. Взоры Б.К. были обращены на конститу­ци­он­ную монархию в Англии. Это для него образец государственного строя.

Б.К. открыто критикует социалистов-утопистов, особенно декламации против богатства и даже собственности. Богатство и собственность – это сила, которая обеспечивает частным лицам независимость от власти. Собственники становятся сильнее государственной власти, и это очень хорошо, когда существует свобода имущих. Право – не прирождённое естественное право, а право приобретённое.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!