Возрождённая современная школа естественного права



Первые идеи естественного права возникли ещё в античности, где доминирующее положение - действие законов природы. В 17 в. – классическая естественная школа (Гуго Гораций, Спиноза, Монтескье, Руссо). Суть: естественное право – требование человеческого разума. Ему должно соответствовать положительное право (право от государства).

В познавательном плане современные теории естественного права опираются на различные теории и направления. Обычно выделяют:

- неотомистское (естеств. права выводятся из божественного порядка)

- экзистенциальное (естеств права возникают из существ-я человека)

- феноменологическое (ест. права вытекают из правовых субстанций и ценностей. Объект познания – явления и отрицающие познание сущности).

- герменевтическое ( - разъяснение, толкование; искусство толкования текстов, учений)

- неогегельянство ( ест.права -- из объективной идеи права)

Всем направлениям характерно общее: естественное право – это общечеловеческие ценности, и именно они, их реализация, воспроизводство. Им должно соответствовать право положительное. Но сам набор ценностей у каждого из направлений неодинаков. Не все естественные направления признают естественное право неизменным – некоторые (экзистенциолистическое, герменевтическое) считают, что право изменяется по мере изменения условий.

Неотомистское направление. (Ж.Маритен, Ж. Дабен, В. Катрайн). Бог является первоисточником всего бытия. С этой точки зрения государство и право являются результатом божественного творения.

Под естественным правом неотомисты понимают совокупность общих абстрактных принципов: свободы, справедливости, уважение властей, общее благо и др. Одним из сторонников был Де Белль: гражданские законы, противоречащие естественному праву – плохие законы.

Феноменологическое направление. (Гуссарль, Вельцель, Райнах). Естественное право – это «эйдосы», то есть образы, чистые сущности, идеальные юридической формы. Оно являет собой специфический аналог естественного права. Эйдотическое право предшествует коллективному, законодательному праву. Правовые эйдосы объективны и должны воплощаться в законодательстве. Ральнах: «Правовые образы (притязание, обязательство, собственность) имеют бытие такое же, как числа, деревья, дома». Позитивное право может воспринять или уклониться от эйдосов, но не колеблет их самобытности.

На основе эйдотического права возникает эмпирическое право, как действующий в данное время нормативный порядок правовых постулатов. Эйдотическое право возникает из природы вещей и непосредственно определяет содержание эмпирического права.

Экзистенциализм. (Фехнер, Кон, Майхофер). Позитивное право является искусственным. Свою жизненную силу оно черпает в экзистенции (реальном существовании) человека. Взаимосвязь между экзистенцией как основой права и обыденным бытием выражается в беспрерывной серии конкретных жизненных ситуаций, особо важное место в которых занимают «пограничные ситуации». В этих ситуациях происходит воздействие экзистенции на позитивное право. Естественное право изменяется в зависимости от ситуации при взаимодействии экзистенции и среды. Естественное право – живое право с постоянно содержанием, находящемся в постоянном становлении, субъективное по происхождению, объективное по целям. Право – беспрерывная цепь отдельных правовых ситуаций, правовых случаев, которые не могут быть выражены в сухой и застывшей норме. Ситуация индивидуальна и неповторима, следовательно правовые ситуации не подчиняются нормированию.

Герменевтическое направление. (Кауфман, Хассемер) Герменевтика – учение о криницах толкования, устоях, интерпретации текстов.

Сторонники этого направления выступают против абсолютного, неподвижного естественного права. Естественное право – это исторически развивающееся «справедливое для данного времени право». То есть естественное право вытекает из справедливости, которая предполагает формальное равенство людей, их безопасность, отсутствие произвола и т.д. Идеи права и справедливости – процесс, в котором создаются позитивные правовые нормы. Это право формально-позитивное, значимое только для определённого отрезка времени. В этом процессе возникает и действует жизненное положение вещей. Правопонимание – ключевая категория в герменевтической теории. Это не только позитивное право, а процесс, в ходе которого на основе живого исторического языка происходит становление конкретного исторического права. Право – продукт герменевтического процесса его понимания, которое конкурирует с жизнью.

Социологическая школа права

Наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США. Её представитель Роско Паунд (1870-1964) – профессор Гарвардского университета. Труд – «Юриспруденция». Паунд видел задачу социологии права в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Отсюда широкое использование им в теории права этики, истории, психологии. Социологию права Паунд определял как изучение юр. системы функционально, в свете преследуемых ею социальных целей. А право – это высший вид социального контроля для согласования компромисса интересов в обществе. Право есть режим упорядочения человеческих взаимоотношений, приведения в порядок поведения в согласии с совокупностью правил, надлежаще установленных. Паунд выделил три стороны в понятии права:

1.Право как правопорядок, т.е. режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества;

2.Право как совокупность юридических предписаний, т.е. правил, норм в данном политически организованном обществе;

3.Право как судебный и административный процесс. Право – не только нормы, но и правовые отношения, а также процедуры.

В этих 3-х сторонах на 1-й план выступает право как правопорядок. Он не отрицает нормативного характера права, но считает, что право – не только государственное предписание, нормы, но и их реализация, т.е. их претворение в жизнь, это правовые отношения.

Право как режим, правопорядок зиждется на философии прагматизма – сводится к защите интересов дела, оно заслуживает защиту интересов, т.к. полезно всему обществу (интересам собственности).

Основное звено социологической школы права – противопоставление права в законе праву в действии, динамическому правопорядку. Право призвано обеспечить полную безопасность человека. Основная структура, обеспечивающая реализацию права – суды.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 637; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!