Политико-правовые воззрения Радищева.



Вершиной прогрессивной политической и правовой мысли в России вт.пол. XVIII в. стало учение А.Н. Радищева. Из дворянской семьи. Закончил юрфак, глубокие познания в философии, юриспруденции, истории., владел языками, свидетель Пугачевского восстания. Екатерина 2 назвала «Бунтавщик хуже Пугачева».

Образование государства он связывает с возникновением собственности (как и у Руссо). Государство образуется молчаливым договором в целях защиты слабых и угнетённых. Радищев считает, что государство – великая махина, цель которой – блаженство граждан. Отрицает все формы монархии – за республику! Народ оставляет за собой суверенитет. Законодательство должно соответствовать требованию естественного права, т.к. народ не мог согласиться на рабство. Крепостное право – нарушение естественного права. Самодержавие, деспотизм – самое главное зло. Необходимо принципиально реорганизовать существующий строй. Будущее социальное устройство – свободная, добрая федерация государств с Вечевым собранием со столицей в Нижнем Новгороде.

Большое внимание Радищев уделяет выяснению сущности права и закона. Он последовательно защищает три основных тезиса по этому вопросу:

1.Существует тесная связь между законом, народным суверенитетом и естественным правом. В основе закона должно лежать естественное право.

2.Законы основанные только на силе необязательно выполнять. Радищев выступает против тех, кто основу естественного права видит в праве сильного.

3.основанные на естественном праве законы могут быть реализованы только тогда, когда они опираются на реальную силу.

Резко критиковал крепостное право, которое противоречит естественному праву и общественному договору; самодержавие, которое является препятствием на пути прогрессивного развития.

Историческая школа права

Она сформировалась в к.18 - н.19 в.в., оказалась весьма влиятельной. Историческая школа была реакций на естественную школу права, которая была основой революции во Франции. Сторонники этой школы были решительными противниками революции => отвергалась та революционная идеология, т.е. естественная школа права. Право необходимо интерпретировать не так, как его понимали сторонники естественной школы: право – результат сознания, ра­зумной деятельности людей. Историческая школа - право продукт народного, на­ци­о­нального духа, право возникает само собой, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык, правила игры, обычай. Право формируется так, как формируются, например, правила игры; и изменяется право как явление, которое порождается национальным духом в результате изменений под воздействием изменения жизни народов, изменения общего сознания народа и его духа. Сам народный дух как таковой не изменяется, а лишь развивается в процессе развития. Дух, присущий кон­кретному народу, дан Всевышним - он является постоянным, в процессе рас­крытия происходит и изменения в самом праве.

Основатель – Густав Гуго(1764-1844) – профессор Геттингемпского университета, специалист по римскому праву.

Власть и право возникают не в результате договора, не по чьему-то указу, не от Бога, а появилось стихийно. Всё то, что происходит в обществе – это всё закономерно, оправдано; и то, что в Германии существует партикуляризм права, то, что существуют феодальные правовые, политические и экономические институты, -- всё является неприкосновенным, неизменным. Он оправдывает рабство, т.к. оно существовало тысячелетиями.

Его резко критиковал Маркс. Всё что существует, приобретает в его глазах зна­чение авторитета, который признаётся за основание. Это школа, которая под­­­­лость сегодняшнего дня оправдывает подлостью дня вчерашнего.

Дальше эти положения развивал его соотечественник Савиньи(1779-1861). Изложил свою позицию в 6-титомном курсе «Структура современного РП» (учебник). С. акцентирует внимание на националистическом характере духа, который порождает право. Гитлер использовал положение исторической школы о том, что немецкой нации присущ особый дух, который обеспечивает высший порядок. Всякое право в своём развитии проходит 3 ступени:

1.природное право – живёт в сознании народа, свойственно национальному духу, прирождённое народу, это право возникает под влиянием внутри действующих сил, и объективируется как право;

2.учёное право – тоже обычное право, но подвергшееся научной обработке. Это право живёт как бы двойной жизнью: как право природное и учёное. Это не двойное, а единое право, т.к. имеет один источник – народный дух;

3.кодификация. Как объединение в единой форме законов, процесс, который, в частности, происходил в Риме, когда Юстиниан создал кодекс. Этот процесс, с т.з. С., ещё не наступил.

Пухта Георг Фридрих (1798-1846). Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии:

1.обычай – первоначальный источник права;

2.законодательство – персонификация общей воли;

3.право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, наци­ональном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в законодательстве.

Национальный дух в конечном итоге народу даётся Всевышним. «Если бы кто подумал, что наши воззрения противоречат богу, он бы нас не понял. Бог вложил в нацию силу создавать право».

Иммануил Кант

В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права;

Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кёнингсберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Был влюблён в Руссо. Руссо – создаталь теории народного суверенитета (естественная школа права). Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек принадлежит эти 2-м мирам è человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, =>этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен => поведение непредсказуемо => мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства, должного. Т.к. нет закономерностей в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления – такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив лежит в основе учения Канта о государстве и праве. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах:

1.действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом - протест против сословного неравенства в Германии;

2.действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели; - не д.б. крепостничества

3.действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом - выражает свою приверженность идее народного суверенитета. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы) .

Сфера деятельности человека обусловлена в мире должного обусловлена этими 3-мя проявлениями. Поступки ради долга моральны. Соблюдение нравственного закона может быть формальным и по внутреннему убеждению. Формальное выполнение долженствования – легальность, т.е. это сфера права, область внешней свободы человека. Внутренняя убеждённость в соблюдении категорического императива – сфера нравственности, внутренней свободы. Законы, по которым устанавливается внешнее поведение, – юридические законы. Это и есть право. К. определяет: право – это совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. К. исходит из того, что право, установленное государством, должно соответствовать естественному праву. Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Он первый вводит в научный оборот «правовой закон».

Создание государства – это требование категорического императива; организация государства – результат соглашения в силу которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. Цель государства – торжество идей права. В государстве существует 3 власти: верховная (суверенитет в лице законодателя), исполнительная (власть, основанная на законе, в лице правителя), судебная (признание собственности по закону в лице судьи; основная её задача – защита собственности).

Источник установления законов – ограниченный круг людей. Исполнительная власть всецело подчиняется суверенному правителю. Она назначается магистратами, распоряжается через декреты (распорядительные акты, подчинённые закону).

К. к концу жизни стал обосновывать более прогрессивные идеи, отстаивал взгляды, связанные с обеспечением человечеству благоприятных условий жизни. Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода - антагонизм (т.е. различные волеизъявления), и в то же время самое точное определение свободы, только в нём осуществляется развитие всех задатков человека.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!