Политико-правовые взгляды Василия Татищева



Татищев В.Н. (1686-1750) – граф, участник Полтавской битвы, один из первых русских историков. Труд – «История российская», подготовил к изданию «Русскую правду», «Судебник» «1650».

Стоит на позициях естественного права. Человек сначала был полностью свободен. Вольность характерна для этого состояния. Человек плохо пользовался этой вольностью => своеволие. Интересы общества требуют ограничения вольности каждого индивида. «На вольность каждого должна быть одета узда неволи для его же пользы». Узда: естественная, договорная, принудительная.

Первая узда означает необходимость подчинения родителям. Обосновывается власть отца над детьми, монарха над подданными. Вторая узда – договорная. Из такого договора происходит неволя холопа или слуги, кот. идут в услужение к другим чтобы прокормится. Третья узда – насильственное лишение воли («кто пленён содержан в рабстве будет») Татищев считал эту узду противоправной. Считал, что в России невозможны ни демократия, ни аристократия. Невозможность демократии вытекает из обширности государства, недопустимость аристократии подтверждается историческим опытом. Был сторонником просвещённой монархии, кот. должна осуществлять реформы с помощью разумных законов: естественных и гражданских. Характерные черты законов: понятность, выражение преемственности по отношению к древним законам и обычаям, не содержат противоречий, выполняются теми людьми, которым направлены. Все, особенно помещики должны знать законы, т.к. они судьи своим крестьянам. Высший судья – монарх.

Политико-правовые взгляды Ивана Посошкова

Политические и правовые идеи нарождающейся буржуазии получили отражение в трудах Ивана Посошкова (1652-1726). Труд – «О скудости и богатстве».

Укрепление могущества русского государства, упрочение его независимости можно осуществить благодаря развитию отечественной промышленности, внутренней и внешней торговли, путём умножения народного богатства. Основная социальная сила, способная обеспечить это – купечество. Необходимо осуществить реформы с целью примирения дворян, духовенства, купечества и крестьянства. Власть царя рассматривал как власть от бога, она неограничена. Дворяне должны состоять на военной или гражданской службе. Только такая служба является основанием для владения крепостными. Защищая права купечества, Посошков предлагал запретить дворянам владеть фабриками и заводами. Урожай они должны продавать только купцам. Духовенство также не должно торговать и строить заводы т.к право торговать и строить заводы должно принадлежать только купцам. Для крестьян необходимо ограничить повинности, освободить от податей, налоги платить только с земли. Крестьяне принадлежат только царю. Царь должен охранять их интересы, чтобы крестьянин был крестьянином, а не нищим, их богатство – царское. Требовал от них усердия в труде.

Предложил осуществить судебную реформу и реформу управления – необходимо заменить знать людьми простого звания (купцы, крестьяне), необходимо освободить суд от мздоимцев, ликвидировать сословный суд и сделать общий. Предложил избирать судей из всех чинов для подготовки, а после утверждать монарху. Т.о. выражалась позиция нарождавшейся буржуазии.

 

 

Общая характеристика идеологии просветительства.

Просветительство – одно из основных направлений в политической идеологии Франции XVII века. Оно выражало интересы различных слоёв третьего сословия. Просветителями были Вольтер, Монтескье, Дени Дидро, Поль Анри Гольдбах и др. Объективно просветительство выступало как буржуазная идеология, ибо осуществление программы просветителей д.б. привести к установлению буржуазного строя.

Просветители вели борьбу с феодальной монархией, религиозной идеологией. Они выдвинули идею равенства, выступали против сословных привелегий, провозглашали идею народного суверенитета, выступали против суверенитета монарха.

Просветителями было разработано учение о естественном праве как о праве равных по природе людей; обосновали неотчуждаемость естественных прав.

Большинство просветителей отрицали революционные методы борьбы с феодализмом, считая, что развитие просвещения само по себе может привести постепенно к изменению существующих порядков.

Вольтер

Вольтер (1694-1778). Родился в семье нотариуса. В ней отражались в миниатюре все привычки большого света. В семье процветала находчивость, уважительное отношение к дамам. Образование он получил в колледже Сен-Луи. Стал изучать право, но тяготел к литературной деятельности. Так юрист из него и не вышел. Также был историком и философом. Кличка – «Царь Вольтер» - доказательство его титула лидера просвещения.

Свои взгляды излагал не в трактатах, а в художественной литературе в форме сарказма, насмешки=> у него было много врагов среди государственных деятелей. Дважды он заключался в Бастилию. Выступал за преобразование общества путём реформ. Ратовал за стремление к компромиссу с «просветлённой» монархией, идеализировал английскую конституционную систему.

Труды – «Философские письма», «Философский словарь», «Политическое завещание». Резко выступал против католической церкви, т.к. она отстаивала феодальный строй, режим неравенства. Он считал религию врагом прогресса, чудовищем суеверия, гадиной.

Идеал Вольтера – свобода, т.е. иметь вокруг себя только равных. Однако он не был атеистом (он деист бог как мировой разум) – «если бы не было бога, его надо было бы выдумать». Верить в него надо без посредников, без духовенства. Он против крепостного права, феодализма, феодальной раздробленности, партикуляризма права. Его идеал – частная собственность, как гарантия свободы, равенства, свободы слова, печати, совести. Вольтер был за порядок, за просвещённую монархию. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона. Равенство – это равенство всех перед законом, отмена феодальных привилегий, но не равенство имущественное. Политическими права должны обладать только собственники. Должна быть свобода труда. Он за установление буржуазного строя. Путь к нему – реформы и просвещение, союз монархов и философов. Реформы:

· ликвидировать привилегии духовенства и передать государственным органам;

· упразднить церковные суды;

· изъять у церкви регистрацию актов гражданского состояния и передать их государственным органам;

· перевести духовенство на жалование и превратить их в государственных чиновников;

· отменить феодальные повинности крестьян;

· уничтожить таможни внутри Франции (на границах крупных городов и владений);

· установить единое законодательство, вместо множества «кутюмов».

Выступал за закрепление принципа соразмерности наказания тяжести совершённого преступления, против пыток инквизиции. Осуждал смертную казнь и суровое наказание за богохульство, кощунство, колдовство.

Монтескье

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств, учение о духе законов.

М. – выходец из знатного аристократического рода. Принимал активное участие в политической жизни Франции. Являлся президентом сословно-представительного органа департамента Бордо.

Над своей теорией он работал 25 лет. Труды – «О духе законов» (состоит из 31 главы), «Персидские письма», «Защита духа законов».

Учение о духе законов и значение этой теории. М. Разграничивает законы юридические и законы объективные и исследует закономерности воздействия факторов на формирование юридических законов. С точки зрения М. Законы, в самом большом значении этого слова – необходимое отношение, вытекающее из природы вещей, т.е. объективные законы. Всё, что существует имеет свои законы. Есть первичная причина всего. Законы – это отношения, существующие между различными существами. По М. На юридические законы влияют 4 группы факторов: устройство правления (политические факторы); географические; экономические; нравы и религия.

На первых этапах развития человечества большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. Жара располагает к лени, не стимулирует к труду. На севере люди формировались мужественными в борьбе за существование - более мягкие законы. Природа почвы влияет на законы. Плодородная почва развивает беспечность к труду. Неплодородная – формирует мужественность, активность. Если территория государства велика – власть сильная, деспотичная. Если маленькая, то возможна монархия, республика. Законы в тесном отношении со способами, с помощью которых народ добывает средства к существованию.

Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. Женщины портят нравы, но формируют вкус.

На современном этапе определяющим является политический фактор. В нём он различал природу правления, и принципы правления. Природа правления – количество правящих лиц. Различает монархические, республиканские, деспотические государства. Принцип правления определяется природой правления. Принципы правления определяют дух законов. Принцип правления – это то, что управляет деятельностью того или иного правительства. Принцип демократии - человеческая страсть, любовь к общественному благу, равенству, патриотизму. Принцип аристократии – умеренность. Монархии – честь. Деспотии – страх.

Деспотичный режим сравнивает с поведением дикарей. В законах должна выражаться свобода, т.е. прежде делать всё, что дозволено законами. В законах должны отражаться естественные требования, в частности которые коренятся в роде человеческом.

Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Как самая главная власть (законодательная) должна принадлежать в принципе всему народу. В больших государствах власть народа осуществляться не может – народ не пригоден для законодательствования. В этом слабая сторона демократии. Поэтому она должна принадлежать представительному органу, избираемому народом.

Судебная власть должна принадлежать тоже народу. Судебные учреждения должны быть выборными. Суды не должны быть постоянными. Исполнительная власть должна осуществляться одним лицом (монархом) с его министрами, ведающими соответствующими отраслями, управляемыми по поручению монарха. Исполнительная власть должна быть постоянной, действовать быстро, реагировать оперативно. Все три вида власти должны уравновешивать друг друга. Не исключается вмешательство одной власти в дела другой. Так, исполнительная власть вторгается в законодательную тем, что монарх утверждает законы. Законодательная, в свою очередь, решает несколько вопросов управления, финансовые вопросы, вопросы организации армии и т.д., как бы противостоит с сдерживает исполнительную власть. В законодательной власти должны быть известные противовесы. Чтобы она не злоупотребляла надо иметь две палаты: палату вельмож и палату народных представителей. 1-ая палата должна быть наследственной. Она необходима, чтобы аристократы влияли на законодательную власть. Они нужны для равновесия внутри законодательного органа. Его обеспечение должно осуществляться путём предоставления каждой палате права вето в процессе законодательной деятельности. Теория разделения властей не самоцель, а средство обеспечения законности.

Жан-Жак Руссо

Р. – создатель теории «народного суверенитета». Он поэт, публицист, моралист и философ. Родился в Женеве в семье часовщика. В 16 лет стал бродячим музыкантом, в 30 – поселился в Париже и занялся перепиской нот.

Наиболее известно произведение «Об общественном договоре» (1762г.) – учение о народном суверенитете.

Ж.-Ж.Р. стоит на позициях естественного права - исследования начинаются с естественного состояния. Естественное состояние – «золотой» век в истории человека. Люди тогда были равны, обладали хорошим здоровьем, наслаждались всеми благами природы. Неравенство было только физическим (возраст, пол).

Случайно появилась частная собственность. Она повлекла неравенство, зависть, борьбу. Собственность возникла потому, что вокруг нашёлся человек-мошенник, который огородил участок земли и заявил, что это – его. Люди поверили. Человеческий разум потребовал такой организации, которая бы устранила существовавшую несправедливость в обществе. В результате общественного договора учреждается государство. Но оно вместо восстановления справедливости стало на защиту частных собственников => усугубление неравенства (2-ая ступень неравенства). 3-ья ступень – деспотизм.

Когда народ законодательствует, он будет подчиняться, будет обеспечена свобода, равенство. Законодательство должно закрепить свободу граждан. Это возможно только, если народ будет непосредственно издавать законы, в которых будет выражена общая воля. Меньшинство тоже разделяет волю большинства, т.к. оно оказалось в таком положении не угадав волю большинства.

Закон заключается в общей воле, а воля не может быть предоставлена. Представительные органы не могут выразить волю народа. Депутаты – только комиссары народа. Они не могут ничего самостоятельно принимать, закон, который они ратифицировали – это даже не закон. Закон – объявление общей воли. Законодательная власть – сердце государства, мозг, приводящий в движение все его части. Руссо не разграничивает власти, он критикует теорию разделения властей (приёмы японских фокусников: разрезают ребёнка на части, бросают вверх – и ребёнок невредим). Это противоречит концепции народного суверенитета. Суть теории: народный суверенитет неотчуждаем, его нельзя передать кому-либо (у Бодена можно), народный суверенитет неделим, народный суверенитет неограничен, абсолютен.

Надо рассмотреть 2 вопроса, прежде чем перейти к суверенитету:

· угодно ли народу сохранить существующую форму правления?

· Сохранится ли власть в тех руках, в каких она находится сейчас?

Осуществление суверенитета возможно при небольшой территории с малым населением. В больших государствах возможно, но трудно осуществить.

Идеал – небольшая демократическая республика. Обеспечивается положение при котором ни один не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, чтобы продать себя. Для счастья необходимы 3 условия: банковский счёт, отменный повар, хороший желудок.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 519; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!