Политико-правовое учение Марсилия Падуанского (теория бюргерства)



Сформировалось светское направление. Наиболее типичный его представитель – Марсилий (Маэнардино) Падуанский (1270 (1280) - 1342). Роль: первое разграничение права и морали; разграничение закон и исп власти; концептуальная идея нородного суверенитета, но еще не теория.

Труд – «Защитник мира» -- выражает его отношение к современности. В нём он анализирует обострившиеся противоречия в Италии и выступает за установление спокойствия, мира в обществе. Чтобы установить мир, необходимо установить причины вражды – ложное представление о духовной власти, её миссии в обществе. Церковь должна быть отделена от государства и должна заниматься своими проблемами, а именно, проповедями, причастиями, но не принуждать, не наказывать, т.к. это прерогатива не церкви, а светской власти.

Государство возникает в результате разрастания семьи (патриархальная теория). Государство возникло в результате объединения родов в государство. Государство, призванное обеспечить мир в обществе призвано исходить из того, что его целью является благо всех членов общества. Источник власти – народ, носитель суверенитета, верховной власти, он лучше знает, что для него благо.наилучший законоодатель и исполнитель законов – нород, он должен назначать правительство. М.П. в первый ряд выдвигает концептуальную идею о суверенитете народа. Концепцию позже создал Ж.-Ж. Руссо.

Чтобы в обществе существовал мир, необходимо, чтобы социальные группы общества занимались своим делом. В государстве существует 6 общественных групп, сословий, которые образуют 2 категории: низшая (земледельцы, ремесленники, торговцы. Всех представителей объединяет то, что они заняты личными интересами), высшая (духовенство, военные, администрация. Они все выполняют общественные обязанности).

Эта позиция направлена прежде всего против вмешательства духовенства в мирские дела.

М.П. сторонник сословно-представительной монархии. Она может обеспечить законодательство народу через представительный орган. В монархии 2 ветви власти – законодательная и исполнительная.

Власть действует посредством издания законов – это веление, подкреплённое реальной угрозой наказания или обещанием реальной награды. Различает понятие закона в широком и узком смысле. В широком – всякое суждение как следует и как не следует поступать. В узком – веление как следует и как не следует поступать. Если закон угрожает наказанием или обещает награду в земной жизни – это юридический закон, если в загробной – религиозный. Принципиальное различие между правом и моралью – юридический закон предусматривает реальную угрозу наказания или награды. Впервые разграничил право и мораль. Право обеспечивается реальной мощью государства, мораль такими свойствами не обеспечена.

До сих пор спор – кого он подразумевал под народом? Мы исходим из нашего понятия народа.

 

Политическое учение Ибн Халдуна (ППУ Арабского Востока)

Ибн Халдун. – видный политический мыслитель востока. Его задача – выявить естественные законы: становление, развитие и падение государства. Для своих выводов И.Х. исследовал реально существовавшие мусульманские государства. Он проследил эволюцию халифата и разработал оригинальную классификацию форм правления.

Любое общество в силу человеческой природы нуждается в сдерживающем начале с целью предотвращения стремления людей к агрессии. Им является государство. Государство специфично как власть в том отношении, что эта власть отличается от простого предводительства, которое имело место в племенах, и по сравнению с племенным предводительством власть государства является показателем более высокого уровня цивилизации. Государство подавляет членов общества, объединяет племена, осуществляет власть внутри и вовне. Внутренняя сторона власти – всевластие правителя, который способен силой управлять подданными, осуществлять законы, обеспечивать порядок внутри страны, собирать налоги, формировать армию. Вовне – неподчинение государственной власти какой-либо иной власти или принуждению. В осуществлении государственной власти, которая выражается соответственно политике, участвуют все подданные -> все изменения в государстве сопряжены с изменением не только положения главы государства, но и с изменениями общества в целом.

Время существования государства ограничено 3-мя поколениями. В течение этого срока государство проходит:

1.возникновение новой принудительной власти взамен старой;

2.сосредоточение верховной власти в одних руках, после того как главный расправляется со своими сподвижниками, которые помогли прийти ему к власти;

3.расцвет государства – господство порядка, спокойствие, уверенность;

4.переход к насилию, к деспотичным методам правления для подавления оппозиции;

5.упадок и гибель государства.

И.Х. анализирует и мусульманское государство в целом. В мусульманском государстве 4 этапа развития:

1.полный (чистый, праведный) халифат

2.постепенный переход к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата. Вера постепенно заменяется силой. Договор уступает силе меча и деспотичным методам правления.

3.превращение государства в монархию с сохранением лишь названия «халифат».

4.распад единого мусульманского государства и завоевание его другими народами. Уже нет и названия «халифат». Глава его перестаёт быть мудштахидом.

И.Х. выделял 3 формы правления: естественная монархия; политическая монархия; халифат.

Естественная монархия – управление подданными осуществляется исходя из корыстных, личных побуждений правителя, его субъективных побуждений, его прихотей - деспотичный режим в личных интересах властвующего.

Политическая монархия – правление основанное на рациональных идеях - защита государственных интересов, противодействие всему тому, что наносит вред подданным. Положительная сторона – рациональная справедливость. Недостаток – правители не связаны религиозными ценностями.

Халифат – этот недостаток устраняется. Власть халифа опирается на мусульманские правовые основы и в то же время направлена на защиту веры и вершение земных дел. Т.о. халифат идеально учитывал интересы подданных, даже такие, которые не могли быть поняты рационально. Сочетание как религиозных, так и земных ценностей.

Если суверенитет монархии в принудительной силе, то суверенитет халифата – в мусульманском праве, олицетворяющем высшую справедливость. Монарх – чужой глава государства для подданных, т.к. правит опираясь исключительно на принудительную силу, а халиф – свой глава, опирается на всеобщее убеждение справедливости мусульманского права.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 493; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!