Политико-правовые взгляды Томаса Джефферсона



Томас Джефферсон (1743-1826). Сын плантатора. Он сочетал свою деятельность с познаниями в области философии. С 1790 по 1793 он Госсекретарь США, с 1801 по 1809 – президент. Вместе с Франклином составлял проект Декларации о независимости 1776г.

Его публичные выступления, Декларация, письма английскому монарху отра­жа­ют его взгляды. Основные: «Заметки о штате Вирджиния». В нём – история штата и его государственное устройство. Д. стоял на позициях естественной школы права. Он воспринял её радикальную сторону. Дж. Революционер – каждые 20 лет повторять революции, чтобы зло не множилось.

Он исходил из того, что общественный договор – основа устройства общества, который даёт право всем участникам договора конструировать государственную власть => идея суверенитета народа, равенства граждан и политического равноправия.

Комментируя восстание Шэйнса, Д. говорит о необходимости повторения таких революций, чтобы оросить древо свободы кровью тиранов и патриотов. Он подчёркивает право народа на восстание. Д. выступает за равенство, свободу. Естественные права всегда выше положительного права и законов. Д. выступает за установление демократической республики, чтобы народ участвовал в политической жизни страны. Он против привлечения к управлению страной богачей, против рабства. Он исходит из того, что все должны быть равны в правах, все должностные лица избираться на определённый срок, они должны быть подконтрольны народу.

Д. в письме Мэдисону критикует Конституцию 1787г. за то, что в ней отсутствует Билль о правах. По его инициативе приняты 10 поправок к Конституции, в которых провозглашались права и свободы. Они вступили в силу в 1791 году.

Д. критикует монархию, он вёл борьбу с идеологами крупной буржуазии, которые пытались обосновать деление людей на высших и низших. Он выступал за установление демократической республики, которая была бы всеизлечивающим средством от всех социальных бедствий.

Политико-правовые взгляды Александра Гамильтона

Александр Гамильтон (1757-1804). Он выражал интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев. Выражал взгляды в сборнике, журнале «Федералист».

Он сторонник сильной центральной власти, которая необходима для обуздания трудящихся, народа. Выступал за ограничение их прав. Вслед за Платоном называл народ зверем. Сторонник рабства. Вначале был за установление конституционной монархии, но после того, как это требование не было поддержано на конституционном конвенте, стал настаивать на республике, но с пожизненной президентской властью и неограниченными полномочиями президента. Союз – барьер против внутренних раздоров и восстаний. Позиция сильной президентской власти была воспринята Конституцией США, как и позиция невключения в конституцию Билля о правах. В конституции отразилась и его позиция о 2-х палатном законодательном органе, учреждении Сената (2-ая палата), который должен избираться штатами, должен сдерживать 1-ую палату, должен вмешиваться в деятельность Конгресса в плане защиты интересов крупной буржуазии. Свою позицию обосновывал естественным делением людей на высших и низших, богатых и бедных. Масса бедняков – непостоянна и неразумна. Говорят, что глас народа – глас божий, но это не правильно – народ редко рассуждает => у меньшинства должно быть постоянное место в Правительстве, тогда оно сможет пресечь демократию.

Выступал с идеей независимости судебной власти (отражена в Конституции).

Учение о государстве и праве Семёна Десницкого

Семён Десницкий (1740-1789). Русский учёный, юрист, 1-ый профессор права.

Считал, что юристу надо знать 4 науки: философию, естественное право, римское право, отечественное право. Стоял на позиции естественной школы права. Труды – «Проект государственного преобразования», «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». Предлагал преобразовать из абсолютной в конституционную монархию, с выборным царём (избирал Сенат).

По структуре представительный орган должен быть однопалатным, состоять из 600-800 лиц. Избирать туда не по сословному принципу, а по имущественному цензу => надо делегировать купцов и людей свободного труда, духовенство, дворян без каких-либо преимуществ. В Сенате должны быть представители от каждой губернии и провинции на 5 лет. Жалование не платилось.

Государственный строй подразумевал не три власти, а четыре:

· законодательная – у монарха с Сенатом;

· судительная – у судебных органов, несменяемых и независимых;

· наказательная – у местной административной власти;

· гражданская – самоуправление (власть выборная) в Москве, С.-Пб. И губернских городах.

Основания властвования одних над другими, качества руководителей:

· телесные качества – доблесть и крепость;

· душевные качества - хитрость, проворство, предвидение, прозорливость;

· превосходство в богатстве.

Цель государства – обеспечение природных неотъемлемых прав человека. Он стоял за постепенное изживание крепостничества – не продавать без земли, не раздавать крепостных крестьян. Задача государства – достижение общего блага

Ему принадлежит концепция происхождения государства и права, состоящая из 4-х ступеней:

1.охота и собирание: отсутствие частной собственности, семьи;

2.скотоводство: появляется стремление иметь много жён;

3.земледелие: нежелание разделить собственность между наследниками;

4.коммерческое состояние: собственность получает полное развитие, происходит развитие государства. Это порождает феодальное правление.

 

Политико-правовые воззрения Якова Козельского (1728-1794).

Идеальное социальное общество – без крестьянства, самодержавия, все трудятся. 8ч – труд, 8ч -одеяние, кушание, забава, 8 ч – сон. Против угнетения народа. Приличное к нему отношение, за состояние среднего достатка. Считал, что надо поощрять не материально, а духовно (выставлять портреты в общественных местах). Народ может восстать против государя. Преобразования необходимо проводить путём про­свещения общества, воспитания и перевоспитания. Общество должно быть основано на добродетели – забота о всеобщей пользе. Это может быть обеспечено только в республике (Беларусь).

Власть – право повелителя над обществом, основанная на правовом дого­во­ре сила, могущество производить все те действа , что способствуют его благополучию. Власть должна осу­щест­вляться на праве. 3 вида права в обществе: естественное, гражданское (от государства), всемирное (международное).

Сущность гражданского права – обеспечение пользы всему человечеству. Именно гражданское право, гражданские нормы формируют право людей. Законы должны быть хороши, справедливы, если они основаны на принципах права, вытекающих из натурального права. К. противопоставляет право закону: принципы права справедливы и неизменны, законы могут быть и несправедливы.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!