Историческое развитие российской конституционной системы
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ: «Теория Конституции»
Понятие и сущность Конституции: принципы, функции, свойства. Основные концепции
Понятие и сущность конституции
В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «конституции», для них общим является обстоятельство, что конституция всегда обусловлена существующими в обществе социально-экономическими и политическими отношениями, к задачам и принципам которой относится организация деятельности государства.
Конституция – система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы взаимоотношений между человеком и обществом, человеком и государством, а с другой стороны, закрепляет основы организации государства.
Термин «конституция» в переводе с латинского означает – структура; учреждение; устройство. В Древнем Риме так именовались отдельные акты императорской власти. Появление конституции в современном значении как основного закона государства и общества относят к периоду буржуазных революций. Впервые понятие о конституции было дано в ст. 16 Французской декларации прав и свобод человека и гражданина в 1789г.: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции».
Конституция вошла в человеческую цивилизацию как носительница трех идеалов:
· ограничения пределов власти государства и его органов;
|
|
· учреждение механизмов и процедур осуществления властных функций;
· фиксация и определение юридических границ между сферой приложения государственной власти и сферой политических, экономических, социальных прав и свобод индивида.
К предпосылкам принятия конституции относится историческая первопричина – буржуазная революция.
Самая старая из ныне действующих в мире Конституций – Конституция США 1787 года. В европейских странах первые конституции появляются во Франции и Польше. Большое значение для мирового конституционного развития имел опыт актов конституционного типа в Великобритании XІІІ в.
Наличие конституции – обязательный компонент современного государства. Факт принятия Конституции уже является демократическим началом, поскольку в большей или меньшей степени ограничивает власть.
Функции конституции
Каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения.
1. Юридическая функциязаключается в том, что конституция, будучи основным законом, является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования;
|
|
2. Политическая функция заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности, по существу – это порядок функционирования политической системы, ее институтов. С изменением норм конституции вносятся определенные изменения и в политический процесс;
3. Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического воздействия. Конституция играет воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.
Основные концепции
Понятия, сущности и признаки конституции исследуют уже три столетия, однако не потеряли своей актуальности и относятся к числу сложных. Можно выделить 5 направлений в исследованиях понятия Конституции:
1) формально-юридическое;
2) естественно-правовое (договорная теория);
3) социологическая (лассальянская концепция конституции);
|
|
4) классово-волевая (марксистско-ленинская).
Представителями формально-юридического направления являются Р. Иеринг, Н. Коркунов, Л. Дюги. Они считали, что право – этозакон (нормативно-правовой акт), принятый компетентным государственным органом в рамках особой законодательной процедуры и обеспечиваемый государственным принуждением.Они очищали право от политического содержания. Таким образом, конституция определялась как – юридический документ, основной закон, в котором содержатся определенные нормы и институты, обладающие специфическими свойствами по сравнению с другими законами, охраняемый с помощью государственного принуждения.
По мнению М. Дюверже, конституция – это писанный текст, разработанный в торжественной форме, который определяет организацию политики государства. Русские исследователи Маклаков и Б.А. Стращун считают, что любая конституция по своей юридической сущности как основной закон обладает высшей юридической силой и имеет еще и социально-политическую сущность, которая представляется как запись соотношения политических сил, существовавших на момент ее принятия. В рамках этого подхода исследование конституции не позволяет понять, почему принимается та, или иная конституция, почему она имеет такое содержание, отличающее ее от других основных законов. Другие подходы стремятся отразить социально-политическую природу конституции.
|
|
В основе естественно-правовой (договорной) теории лежат труды Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббса, А.Н. Радищева. В рамках теории право не рассматривается как продукт государственного нормотворчества, а как право, права и свободы принадлежащие человеку от рождения, имеющие природное естественное происхождение. Право подобно математическим, химическим знаниям, которые открываются государствам, Конституция в этой связи является совокупностью норм естественного права, открытых и закрепленных государством, поэтому принятие конституции и проведение конституционных реформ возможно при наличие «общественного договора». Конституция как выражение суверенитета народа сочетает свободы 1-го со свободой и интересами других. Недостатки этого подхода отмечает американский политолог Ордешук, пояснив, что такие конституции пытаются оговорить все детали, чтобы избежать двусмысленного толкования, в этой связи возникают проблемы в реализации всех гарантий и в ведении новых оговорок.
Основал социологическую (лассальянскую) концепцию Ф.Лассаль (1825-1864). По его мнению, конституционные вопросы – это вопросы силы, а не права. Действующая конституция в стране – это реальные фактические соотношения политических сил. Лассаль предложил различать писанную – юридическую конституцию и реальную – фактическую. Фактическая, в отличие от юридической, присуща большинству государств. Лассаль выявил зависимость писанной конституции от реальной конституции. Любая писанная конституции, по его мнению, долговечна при соответствии жизненным реалиям и общественным силам. В случае несоответствия происходит столкновение юридической и фактической конституций. В этой связи для государств возникают проблемы с принятием преждевременных конституций, в которых число декларативных норм, рассчитанных на перспективное развитие государства, гораздо больше тех норм, которые отражают реальное государственное устройство государства. Однако любая конституция сочетает в себе элементы фиктивности и реальности, поэтому определение конституции как фиктивной, так и реальной носит условный характер. В этой связи Лассаль предлагает способы преодоления фиктивности:
1) полное или частичное юридическое обновление конституции;
2) осовременивание конституций в ходе создания судебных прецедентов, ее принятие и толкование компетентными судебными органами;
3) новое законодательное регулирование на базе старой конституции.
К отрицательным чертам учения Ф. Лассаля, Е.В. Спекторский относит порождение нигилизма, этот подход губит надежду на конституционный идеал. Юридическая конституция необходима не только для того, чтобы фиксировать государственную организацию власти, но и для того, чтобы ограничить ее путем закрепления за населением политической свободы. Лассальянская концепция конституции, как соотношение общественных сил с неизбежностью, приводит к отрицанию механизма защиты юридической конституции, т.к. по логике Лассаля, неприкосновенность юридической конституции гарантирована ее соответствием фактической конституции. В России эта концепция пользовалась популярностью.
Основу классово-волевой (марксистско-ленинской) теории составляют две концепции – экономическая обусловленность конституционного права и классовый подход.
Право – надстроечное явление, предопределенное состоянием производственных отношений, составляющих базис общества. Конституция любого государства рассматривается как продукт классовой борьбы, инструмент, с помощью которого класс закрепляет свое политическое господство, т.е. конституция – акт насилия одного класса над другим. Ярким примером является появление первых конституций в период буржуазных революций. В такой борьбе конституции и кодексы автоматически надстраиваются над экономическим фундаментом общества, отражая в нем реальное соотношение сил. Анализ конституции с позиции классового подхода дается и в работах Ленина, который объединил в своем учении о классовой борьбе концепции Ф. Лассаля, К. Маркса и Ф. Энгельса, рассматривая конституцию не как «абстрактное благо», подобное законности, а как новое поприще классовой борьбы. В этой связи сущность Конституции в том, что основные законы государства и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе. Поэтому конституции можно классифицировать как буржуазные и революционно-демократические.
[6;13; 14; 19; 60]
Историческое развитие российской конституционной системы
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 497; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!