Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 3 страница



Брахманы, как и все люди, могут совершать грехи девяти видов: атипатака,махапатака, анупатака, упапата-ка, джати-бхрамша-кара, санкари-карана (убийство животных), патра-карана, малаваха и пракирнака. Поэтому, если брахман утаивает эти грехи, не налагая на себя покаяния, определить, насколько он соответствует своему званию, весьма сложно. Такой брахман может, конечно, избежать общественного порицания, если будет

тщательно скрывать свои греховные дела, свидетельствующие о его падении, но при этом разрушится его правдивость, в результате чего он неизбежно деградирует. Потомки такого человека, несомненно, с гордостью унаследуют тот же греховный образ жизни.

Согласно роду своих занятий брахманы могут принадлежать к различным категориям. Атри (364-374) утверждает:

дево мунир двиджораджа вайшьях шудро нишадаках пашурмлеччхо 'пи чандало випра даша-видхах смритах

сандхьям снанам джапам хомам девата-нитья-пуджанам атитхим ваишвадевам ча дева-брахманаучьяте

шаке патре пхалемуле вана-васе садаратах нирато 'рахах шраддхе са випро мунир учьяте

ведантам патхате нитьям сарва-сангам паритьяджет санкхья-йога-вичара-стхах са випро двиджаучьяте

астрахаташ ча дханванах самграме сарва-саммукхе арамбхе нирджита ена са випрах кшатра учьяте

криши-карма-рато яш ча гавам ча пратипалаках ваниджья-вьявасаяш ча са випро вайшья учьяте

лакша-лавана-саммишра- кусумбха-кшира-сарпишам викрета мадху-мамсанам са випрах шудра учьяте

чаураш ча таскараш чаива сучако дамшакас татха матсья-мамсе сада лубдхо випро нишада учьяте

брахма-таттвам на джанати брахма-сутрена гарвитах тенаива са ча папена випрах пашур удахритах

вапи-купа-тадаганам арамасья сарахсу ча нихшанкамродхакаш чаива са випро млеччха учьяте

крия-хинаш чамуркхаш ча сарва-дхарма-виварджитах нирдаях сарва-бхутешу випраш чандалаучьяте

«Писания говорят о десяти видах брахманов — девы,муни, двиджи, раджи, вайшьи, шудры, нишады, пашу, млеччхи и чандалы.

Дева-брахмана регулярно принимает омовение, повторяет джапу, совершает огненные жертвоприношения, ежедневно поклоняется богам, совершает обряды сандхъя, с почетом встречает гостей и поклоняется божеству огня.

Муни-брахмана живет в лесу, питается только шпинатом, листьями, плодами и кореньями и регулярно совершает обряды шраддха.

Двиджа-випра удаляется от всякого общения и все свое время посвящает изучению «Веданты» и практике сандхъя-йоги.

Кшатра-випра не таясь нападает на противников, угрожающих ему оружием, и поражает их оружием сам.

Вайшъя-випра любит обрабатывать землю, разводить коров и других животных, либо заниматься торговлей.

Шудра-випра торгует олифой, солью, эфирным маслом, молоком, медом или мясом.

Нишада-брахмана занимается воровством и грабежом, дает дурные советы, предает, жалит резкими словами и жаден до рыбы и мяса.

Пашу-випра* называется так за свой грех, который состоит в том, что он, пребывая в неведении об Абсолютной Истине, гордо называет себя святым брахманом.

Млеччха-випра не дает ближним использовать пруды, колодцы, озера или сады.

Чандала-брахмана не знаком с делами благочестия, глуп, противится дхарме и безжалостен ко всем живым существам».

Кроме этих десяти видов брахманов Атри Махашая (376-379) называет следующие:

джйотир-видо хй атхарванах кира-паурана-патхаках

авикаш читракараш ча ваидйо накшатра-патхаках чатур випра на пуджьянте брихаспати-самаяди

магадхо матхураш чаива канатах каута-камалау панча випра на пуджьянте брихаспати-самаяди

ягье хи пхала-ханих сьят тасмат тан париварджает

«Есть три вида брахманов — знающие астрологию, знающие «Атхарва-веду» и декламирующие Пураны, как попугаи.

Торговцы козами, художники, врачи и астрологи — эти четыре вида брахманов никогда не станут достойными поклонения, даже если сравняются в своей учености с Брихаспати.

Магадхи, матхуры, штаты, кауты и комолы — эти пять видов брахманов никогда не станут достойными поклонения, даже если сравняются в своей учености с Брихаспати.

Подобные брахманы лишают жертвоприношение его плодов, поэтому они должны быть отвергнуты». Кроме того, Атри (287) говорит:

шатхам ча брахманам хатва шудра-хатья-вратам чарет

«Если кто убьет лживого брахмана, ему следует совершить покаяние, предписанное для случая убийства шудры». Согласно Атри, составителю «Дхарма-шастр», других категорий брахманов кроме двадцати трех вышеупомянутых, не существует. Вот что он говорит (Атри, 375):

ведаир вихинаш ча патханти шастрам шастрена хинаш ча пурана-патхах пурана-хинах кришино бхаванти бхраштас тато бхагавата бхаванти

«Если изучение ведических произведений не приносит брахману дохода, он начинает изучать Дхарма-шастры. Если ему не удается извлечь прибыль из Дхарма-шастр, он начинает декламировать Пураны. Если и декламация Пуран не приносит дохода, он приходит к выводу, что будет лучше зарабатывать себе на жизнь обработкой земли». Другими словами, подобные люди считают, что изучение Вед, Дхарма-шастр или Пуран предназначено только для того, чтобы зарабатывать на жизнь, — они не видят иного смысла этих занятий. Если такие брахманы не способны к этим видам деятельности, они готовы делать что угодно — хоть землю обрабатывать. Когда у них не получается даже декламировать Пураны, они решают, что лучшим занятием для них будет обработка земли. А если из-за недостатка знаний и умений им не удается набивать свой живот даже благодаря этому занятию, они начинают зарабатывать тем, что становятся духовными учителями вайшнавов, обогащаются и строят из себя великих преданных.

Таким образом, учитывая последний вид брахманов-псевдопреданных, всего составитель «Дхарма-шастры»

Атри Махашая описал двадцать четыре категории брахманов. Ману (2.157-158, 168, 172 и 4.245, 255) говорит:

ятха каштха-майо хасти ятха чарма-майо мригах яш ча випро 'надхиянас траяс те нома бибхрати

ятха шандхо 'пхалах стришу ятха гаур гави чапхала ятха чагье 'пхалам данам татха випро 'нридхо 'пхалах

йо 'надхитья двиджо ведам аньятра куруте шрамам са дживан эва шудратвам ашу гаччхати санваях

шудрена хи самас тавад явад веде на джаяте

уттамануттаман гаччхан хина хинамш ча варджаян

брахманах шрештхатам эти пратьяваена шудратам

йо 'ньятха сайтам атманам аньятха сатсу бхашате са папа-крит-тамо локе стена атмапахараках

«Випра, не изучающий Веды, подобен деревянному слону или чучелу оленя, которые лишь называются слоном и оленем, но на самом деле не действуют как таковые.

Как от евнуха нет никакой пользы женщинам, как корова не может оплодотворить другую корову, так и милостыня, поданная глупому брахману, не изучающему Веды, не приносит никакого плода.

Кто не посвящает свою жизнь изучению Вед, но тяжко трудится, стремясь к иным целям, тот вскоре превращается в шудру, и близких его постигает та же участь.

Следует знать, что пока брахман не знает Вед, он пребывает на том же уровне, что и шудра.

Брахман, отвергающий общение с людьми низших каст и стремящийся к общению с людьми высших каст, достигает величия. Если он поступает наоборот, он становится шудрой.

Человек, пытающийся показаться перед лицом садху иным, чем он есть на самом деле, — величайший грешник, он обманывает самого себя, и его можно назвать вором».

«Махабхарата» (Анушасана-парва, гл. 143) утверждает:

гуру-талпи гуру-дрохи гуру-кутса-ратиш са ях брахма-вич чапи патати брахмано брахма-йонитах

«Вступающий в половые отношения с женой духовного учителя, завидующий духовному учителю, постоянно порицающий духовного учителя — такой брахман падает, даже если он познал Абсолютную Истину».

шрути-смрити убхе нетре випранам парикиртите жена викалах кано двабхьям андхах пракиртитах

«Писания шрути и смрити — вот два глаза брахманов. Незнание одних делает брахмана наполовину слепым, а незнание обоих делает его слепым полностью». В «Курма-пуране» говорится:

йо 'ньятра куруте ятнам анадхитья шрутим двиджах са саммудхо на самбхашйо веда-бахйо двиджатибхих

на веда-патха-матрена сантушьед эша ваи двиджах ятхоктачара-хинас ту панке гаур ива сидати

йо 'дхитья видхи-вад ведам ведартхам на вичарает са чандах шудра-калпас ту падартхам на прападьяте

сева шва-вриттир яирукта на самьяк таир удахритам свакчханда-чаритах ква шва викритасух ква севаках

пани-критьятманах пранан йе вартанте двиджадхамах тешам дуратманам аннам бхуктва чандраянам чарет

надьяч чудрасья випро 'ннам мохад ва яди каматах са шудра-йоним враджати яс ту бхункте хй анапади

го-ракшакан ваниджакан татха карука-шилинах прешьян вардхушикамш чаива випран шудра-вад ачарет

трином каштхам пхалам пушпам/

пракашам ваи харед будхах дхармартхам кевалам випра хй аньятха патито бхавет

«О брахманы, кто не изучает Веды, но старательно стремится к достижению иных целей, тот, без сомнения, глупец, добровольно отказывающийся от ведического пути жизни. Брахманы не должны даже вступать в общение с таким человеком.

Брахман не может довольствоваться одним лишь изучением Вед, ибо, если он не действует согласно им, он будет беспомощен, как корова, увязшая в грязи.

Следует помнить, что человек, изучивший Веды, но так и не понявший их смысла, подобен слепцу или шудре; он никогда не достигнет высшей цели жизни.

Не правы те, кто сравнивает жизнь слуги с жизнью собаки. Как можно бродящую на свободе собаку сравнивать с купленным слугой?

Если человеку случится съесть пишу, приготовленную падшим греховным брахманом, продавшим себя самого, он должен очиститься, соблюдая пост чандраяна*.

* Пост, при котором количество потребляемой пищи убывает, а затем растет в соответствии с убыванием и ростом луны в течение лунного месяца. - Прим. перев.

 

Брахману ни в коем случае нельзя есть пишу, приготовленную шудрой. Если человек, которого не вынуждают к тому обстоятельства, намеренно или по ошибке ест пишу, приготовленную шудрой, то вследствие этого ему придется родиться шудрой.

Брахманы, занимающиеся разведением коров или торговлей искусствами, идущие в услужение к другим или дающие деньги под проценты, ничем не лучше шудр.

Если брахман накапливает траву, дрова, фрукты и цветы для каких-либо иных целей, кроме религиозных, он неизбежно падет».

«Потомки брахманов являются брахманами, поскольку родились в семьях брахманов» — в течение долгого времени это утверждение считалось общепризнанным. Многочисленные исторические свидетельства, смрити и Пура-ны подтверждают это. Однако представленные нами доказательства деградации брахманов, утери брахманских достоинств теми, кто совершает греховные поступки, и отсутствие возможности проверить, кто же действительно является брахманом, дают представление о том, насколько сегодняшние потомки брахманов соответствуют своему высокому званию.

Почему требуют к себе уважения те, кто, являясь брахманами по рождению, занимаются посторонними вещами и не проявляют никакого интереса к воспитанию в себе качеств истинно посвященных брахманов? «Бандху» — это родственник, например сын, но слово «брахма-бандху» не применяется просто для обозначения тех, кто по своему рождению связан с брахманами. Слово «брахма-бандху» обычно употребляется в уничижительном смысле, и потому потомки брахманов не в восторге, когда их так называют.

Женщины, шудры и брахма-бандху в равной степени принадлежат к особой категории, которая стоит ниже класса действительно возвышенных брахманов. Эти люди не обнаруживают способностей к изучению Вед. Брахма-бандху не обладают брахманской культурой, совершают отвратительные поступки, и брахманы они — лишь по рождению. Вот что сказано в «Чхандогья-упанишаде»:

асмат кулино 'нанучья брахма-бандхур ива бхавати

«Брахма-бандху, не более чем родственник брахмана, — это тот, кто входит в наше сообщество брахманов, но не изучил Веды».

Шрипада Шанкарачарья так комментирует этот стих: хе саумъя ананучъя анадхитъя брахма-бандхур ива бхава-тити брахманан бандхун въяпадишати, на сваям брах-мана-вритах — «О прекрасная, не изучивший Веды — всего лишь родственник брахманов. Он называет брахманов своими родственниками, но не обладает привычками брахмана».

В «Шримад-Бхагаватам» (1.4.25) утверждается:

стри-шудра-двиджабандхунам трайи на шрути-гочара

«Не следует декламировать «Риг-веду», «Сама-веду» и «Яд-жур-веду» перед женщинами, шудрами и двиджа-бандху».

Брахма-бандху, однако, не следует убивать либо подвергать телесным наказаниям. Это подтверждается следующими словами из «Шримад-Бхагаватам» (1.7.57):

эша хи брахма-бандхунам вадхо нанйо 'сти даихиках

Люди, занятые корыстной деятельностью, менее разумны, чем те, кто обладает природой гъяни или бхакты.

Те, кто трудится ради плодов своего труда, желают обрести мирское или небесное счастье. Большинство людей этого мира предпочитает заниматься деятельностью, уповая на ее результаты. Только преданные и гъяни свободны от корыстных мыслей. Обычные же люди неспособны понять то, что выходит за пределы их чувственного опыта.

Описания райских планет, встречающиеся в Карма-шастрах, предназначены для людей, привязанных к материальному миру. Такие люди осведомлены и о страданиях. Прототипы мучений, описанные ъКарма-шастрах, реально присутствуют на адских планетах. Действительно, силой своих благочестивых или греховных поступков обыкновенные, недостаточно разумные люди, привязанные к карма-канде, обретают в следующей жизни либо рай, либо ад, а в этой — либо награду, либо возмездие.

Для того, чтобы привлечь внимание подобных людей и заставить их действовать благочестиво, наставления их Писаний изобилуют заманчивыми преувеличениями. Описания наказаний также преувеличены для того, чтобы уберечь людей от греховных поступков. Страх перед страданием, бесчестьем и наказанием спасает многих из них от деградации. Так предписанное покаяние, страх наказания и ада регулируют их жизнь.

Писания щедро воздают хвалу славе, величию и могуществу брахманов. Они описывают не только совершенство брахманов, достойных своего звания, но и жалкое состояние недостойных. Подобные напоминания необходимы для тех, кем движут идеи относительного добра и зла. Для того, чтобы утешить повредившихся в уме, неумелых, слабых, глупых, запуганных брахма-бандху, мы — из вежливости — цитируем несколько утверждений Писаний. «Махабхарата» (Вана-парва) утверждает:

надхьяпанат яджанад ва анъясмад ва пратиграхат дошо бхавати випранам джвалитагни-сама двиджах

дурведа ва суведа ва пракритах самскритас татха брахмана наваманавья бхасмаччханна ивагнаях

ятха шмашане диптауджах павако наива душьяти эвам видван авидван ва брахмано наива душьяти

«Брахманы подобны пылающему огню, поэтому, даже если они не изучают Веды, даже если они выступают в качестве жрецов для тех, кому запрещено совершать ведические жертвоприношения, и даже если они принимают пожертвования от низкородных, это не вменяется им в вину.

Знают ли брахманы Веды, или они лишены этого знания, миряне ли они, или преображены очищением, не следует выказывать им неуважения, ибо они подобны огню, покрытому пеплом.

Как яркий огонь погребального костра не считается нечистым, так и брахман, будь он глупец или ученый, непорочен».

Парашара говорит:

юге юге ча йе дхармас татра татра ча йе двиджах тешам нинда на картавья юга-рупа хи те двиджах

«Брахманы следуют господствующим религиозным принципам определенной эпохи (и в соответствии с ними считаются дваждырожденными) согласно своему времени, поэтому их не следует порицать».

Подобными утверждениями Писания пытаются облегчить положение ущербных душ. Но те, кто использует эти утверждения, чтобы оправдать свое падение с уровня настоящих брахманов, лишь разрушают собственное благочестие. Брихаспати говорит:

кевалам шастрам ашритья на картавйо винирнаях юкти-хина-вичаре ту дхарма-ханих праджаяте

«Не следует считать, что утверждения, предназначенные для успокоения и ободрения недостойных людей, неспособных следовать истинным наставлениям Дхарма-шастр, составляют истинный смысл Писаний».

Высказывания Парашары, предания «Махабхараты» и другие авторитетные источники — это светоч надежды для тех, чьи желания, словно якорь, удерживают их в царстве безнадежности. При зрелом размышлении можно понять, что цель Писаний состоит в том, чтобы вселить надежду в живые существа, побудить их лучше вести себя в будущем, предотвратить дальнейшую деградацию не-брахманов и возвысить их до брахманского уровня.

У составителей Писаний и в мыслях не было помешать живым существам идти по пути развития и совершенствования. Вот почему мудрейший Брихаспати Махашая сказал, что не следует делать заключения, основываясь лишь на поверхностном чтении Писаний, ибо поспешные выводы, которым не предшествует тщательное осмысление, отвращают человека от религии. Автор «Дхарма-шастр», Вишну (71.1), говорит: атха канча наваманъета — «Никому не выказывай неуважения».

Даже самых низкородных ни при каких обстоятельствах не следует осуждать или проявлять к ним неуважение, что уж говорить о благородных брахманах. Человек, порицающий или оскорбляющий другого, несомненно, совершает грех. Даже попытка скрыть истину ради блага мира является знаком обмана. В Вана-парве «Махабхараты» утверждается, что прямодушие — единственный отличительный признак брахмана. Именно благодаря влиянию этого необыкновенного качества идеалы простоты живут в текстах священных книг, написанных брахманами. Беспристрастность — украшение чистого сердцем, бесхитростного брахмана. Брахман доказывает свое прямодушие, бесстрашно открывая правду, даже если она может повредить его собственным интересам. Где нет прямодушия, там — можете быть уверены — не окажется и следа брахма-нической культуры.

Утверждения Вед, руководств по совершению ритуалов, Дхарма-шастр, Пуран, Итихас, Патал и других произведений, написанных прямодушными мудрецами, предназначены для блага человечества, а не для порицания или оскорбления немощных. Те, кто следует авторитету Писаний и раскрывает невежественным себялюбцам истинный смысл Дхарма-шастр, суть люди беспристрастные и рассудительные, а те, кто ради защиты собственных интересов пытается, публично критикуя шастры, подло покушаться на величие правдивых учителей и тех, кто говорит их языком, — трусы и разрушители религиозных принципов.

Если кто-нибудь начнет поносить Веды, ритуальные руководства, следующие ведической традиции, Дхарма-шас-тры, Пураны, Тантры, а также беспристрастных учителей истины, полагая, что это поднимет престиж опустившихся людей, подобных ему самому, то сообщество честных тружеников, стремящихся к плодам своего труда, никогда не поддержит его. Дать брахманам возможность стать истинными брахманами и навечно сохранить в неприкосновенности истинное брахманское величие — вот цель шастр и их представителей; у них нет ни малейшего желания порицать брахманов. Мы придерживаемся такого же мнения. Не следует впадать в грех порицания брахманов, уподобляясь низкородным, корыстным честолюбцам, отстаивающим весьма спорные взгляды. Нет смысла искать одобрения у подобных людей. Напротив, следует обратить внимание на приводимые ниже утверждения Ману. Вот что говорит «Манава-дхарма-шастра» (2.162-163):

самманад брахмано нитьям уддхиджет вишад ива амритасьева чаканкшед аваманасья capeada

сукхам хи аваматах шете сукхам ча пратибудхьяте сукхам чаратилоке 'сминн аваманта винашьяти

«В течение всей своей жизни брахману следует считать материальный почет ядом, а бесчестие нектаром.

Человек, научившийся терпеть бесчестье, обнаружит, что его беспокойство исчезло, он станет беспечально засыпать, беспечально просыпаться и беспечально бодрствовать. А тот, кто оскорбит такого человека, в результате своего греха придет в беспокойство и не встретит счастья ни в этой жизни, ни в следующей».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!